Вооруженная охрана – выход, но не решение
02.12.2015
Пиратство
Судоходная отрасль – сердце мировой экономики. На одного жителя нашей планеты в год приходится более тонны грузов, перевозимых морским транспортом, – в целом свыше 80% грузов мировой торговли. Сегодня эта отлаженная схема под угрозой.
Пираты XXI века бросили вызов всему мировому сообществу.
Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «НОВОШИП»
Как выиграть в неравной борьбе?
Пиратство стало образом жизни для сотен сомалийцев, доведенных до последней черты бесконечной гражданской войной, нищетой и беззаконием. Отраслевое сообщество прилагает усилия для того, чтобы защитить торговые суда в регионе, но оно в отличие от правительств не обладает военной мощью и не может менять законодательство.
Между тем, несовершенство международного морского права и недостаток политической настойчивости приводит к тому, что восемь из десяти задержанных пиратов отпускают на свободу. Ясно, что после этого они не меняют род деятельности и продолжают терроризировать нашу отрасль с еще большим воодушевлением. Пока общественные организации пытаются привлечь внимание правительств, судовладельцы, оставшись один на один с проблемой, борются с ней доступными им средствами.
Типичная пиратская атака выглядит так: две-три небольшие быстроходные лодки, как правило, приближаются к судну с кормы. Пираты предпочитают начинать высадку с левого борта. Попав на борт при помощи абордажных лестниц, пираты устремляются на мостик, чтобы остановить судно. В этот момент главная задача экипажа – не позволить взять себя в заложники, скрывшись в убежище.
Такая тактика сработала в мае прошлого года, когда был захвачен танкер «Московский университет», принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству (ОАО «Новошип», группа компаний «Совкомфлот»). Благодаря грамотным действиям российских моряков пираты не смогли дать ход захваченному судну и были нейтрализованы подоспевшим на помощь военным кораблем «Маршал Шапошников». Инцидент доказал, что подготовка экипажа важна, но ее недостаточно – требовалось что-то более существенное, что позволило бы предотвращать саму возможность высадки пиратов на борт. Компания не стала медлить с важным решением.
Последнее слово за оператором
Нужно пояснить, что группа «Совкомфлот» как большинство серьезных судоходных компаний при подготовке к проходу зоны высокого риска руководствуется документом под названием BMP3 (Best Management Practices to Deter Piracy off the coast of Somalia and in the Arabian Sea Area). Это свод рекомендаций, разработанный рядом уважаемых отраслевых общественных организаций, среди которых Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международная палата судоходства (ICS), Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF), Международная группа клубов взаимного страхования P&I, Балтийский и международный морской совет (BIMCO) и Международная федерация транспортных рабочих (ITF). Назначение BMP3 – предложить капитану и компании-оператору оптимальный план действий при любом варианте развития событий.
Итак, перед входом в пиратоопасную зону рекомендуется оценивать риски на основе анализа оперативной обстановки. Основополагающим пунктом BMP3 в этой части является установление и поддержание связи с коалиционными силами перед входом в опасный район и во время его прохождения. В соответствии с Международным кодексом безопасности судов и портовых сооружений (ISPS) постоянно обновляется план безопасности судна (SSP). В офисе компании офицер по безопасности контролирует ввод в действие и предварительную проработку чрезвычайного плана и рекомендует капитану наиболее подходящий способ прохода опасной зоны. Готовится список контактов для экстренной коммуникации. Экипаж устанавливает барьер из колючей проволоки по периметру палубы и проверяет оборудование цитадели – так называемые средства пассивной защиты.
После проведения учений и всех предписанных подготовительных процедур судно входит в зону повышенного риска. Проходить ее рекомендуется на максимальной скорости, усилив наблюдение, при этом волнение моря более трех баллов и высокий борт судна снижают риск. Тем не менее, при малейшей угрозе нападения BMP3 рекомендует немедленно сообщить об этом в Международный центр по борьбе с пиратством, связаться с судовладельцем и администрацией флага.
По сигналу тревоги экипаж принимает меры, чтобы не допустить пиратов на борт, а если воспрепятствовать высадке невозможно – укрывается в цитадели, предварительно заглушив главный двигатель. После этого рекомендовано набраться мужества и ждать помощи, а по прибытии военных – помочь скоординировать их действия.
Считается, что активное сопротивление может сделать положение атакованного экипажа еще более сложным, поэтому официальные рекомендации это не приветствуют. Но практика показывает, что часто моряки не желают сдаваться и противостоят пиратам, пуская в ход сигнальные ракетницы и брандсбойты. Когда-то, возможно, такой героизм и был оправдан, но сегодня, когда пираты стали еще более жестокими, вступать в борьбу стало слишком опасно.
Так или иначе, разработчики BMP3 подчеркивают, что в реальности выбор тактики всегда остается за оператором судна и капитаном. Это мудрое примечание, ведь в последнее время многим стало очевидно: вооруженная охрана на борту (о которой пока в официальных рекомендациях практически ничего не сказано) – на сегодняшний день наиболее эффективный инструмент, с которым ни в какие сравнения не идут все средства пассивной защиты, вместе взятые. Именно его избрали в группе компаний «СКФ».
Наш ответ пиратам
Военно-морские силы, сконцентрированные в районе Международного транзитного коридора, вносят свой вклад в обеспечение безопасности, но захваты судов не прекращаются. Использование судов-маток позволяет пиратам орудовать на значительном расстоянии от берега. Границы опасного региона раздвинулись: зона, где случаются нападения, распространилась на всю западную часть Индийского океана и Аравийское море и теперь сравнима по площади с Западной Европой. Ни патрулировать, ни обойти ее невозможно, как невозможно и проводить каждое судно под конвоем военных кораблей.
– Захват «Московского университета» заставил нас переосмыслить те меры, которые мы принимали, чтобы обеспечить безопасность наших экипажей, – говорит директор департамента безопасности мореплавания и качества «Новошипа» Алексей Хайдуков. – С тех пор у нас было 27 проходов пиратоопасного региона, и ни одно судно не следовало без вооруженной охраны. Такова теперь наша политика, и она совпадает с политикой группы компаний. Пусть не вся общественность согласна с этим, пусть мы испытываем дополнительные сложности, связанные с наймом охранников, их прибытием на судно и наличием оружия на борту, пусть это затратно, но мы считаем, что это необходимо. В мировой практике еще ни одно судно с вооруженной охраной не было захвачено. В феврале наша тактика на деле доказала свою эффективность: охранники отпугнули подозрительных людей в лодках, пытавшихся приблизиться к нашему танкеру. Так или иначе, мы очень надеемся на скорейшее решение проблемы на глобальном уровне.
Голос общественности звучит громче
В начале марта все те же отраслевые общественные организации, перечисленные выше, развернули масштабную кампанию по привлечению внимания правительств к проблеме пиратства под девизом SOS Save our Seafarers. На специально созданном сайте www.saveourseafarers.com они призывают каждого, кому небезразлична судьба моряков, захваченных в плен сомалийскими пиратами, и кого волнует будущее мировой экономики, из-за пиратов теряющей от $7 до 12 млрд ежегодно, направить властям письмо с призывом принять меры. Среди выдвинутых требований – нейтрализация судов-маток, наделение военно-морских сил в регионе дополнительными полномочиями, криминализация самого пиратства и всех звеньев преступной цепи на уровне отдельных государств, чтобы привести национальное законодательство в соответствие с международным, и, наконец, усиление военного присутствия в регионе.
В прошлом году ITF уже проводила подобную акцию. Тогда за четыре месяца удалось собрать 920 тысяч подписей под петицией End Piracy Now, адресованной правительствам всех стран. Документ был торжественно вручен генеральному секретарю Международной морской организации (IMO) в Лондоне 23 сентября – во Всемирный день моря. Прошло ровно полгода. На момент подписания этого номера в печать в рамках новой кампании было направлено около 6700 писем. Инициаторам акции в очередной раз удалось продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Хочется верить, что мы все увидим результат этих усилий.
Морской флот №1-3 (2011)