Пиратство и вооруженный грабеж - Морские вести России

Пиратство и вооруженный грабеж

14.03.2024

Пиратство

В Азии зарегистрировано 84 случая вооруженного ограбления судов с начала года. Из них 83 стали реальными инцидентами, а один – попыткой атаки. Об этом в своем отчете сообщает Центр обмена информацией соглашения по региональному сотрудничеству по борьбе с пиратством и вооруженным ограблением судов в Азии (ReCAAP ISC). Согласно последним данным, количество инцидентов, зарегистрированных в январе – сентябре 2023 года в Азии, увеличилось на 33% по сравнению с 63 за тот же период в прошлом году.

Так, рост зафиксирован в Индии, где за три квартала произошло четыре вооруженных ограбления против трех за аналогичный отрезок времени в 2022 году, в Индонезии – 12 происшествий по сравнению с девятью случаями, на Филиппинах – восемь нападений по сравнению с четырьмя инцидентами. Особую обеспокоенность вызывают Таиланд и Вьетнам, где в прошлом году вообще не было вооруженных ограблений судов, а в этом – один и два соответственно.

Так же «опаснее становится в Малаккском и Сингапурском проливах (SOMS): за январь – сентябрь 2023 года зарегистрировано 56 инцидентов по сравнению с 41 инцидентом в прошлом году, – сообщает РПСМ.

Работа с риском

Из 56 происшествий, зафиксированных в SOMS, 52 имели место конкретно в Сингапурском проливе, в Малаккском проливе было четыре происшествия. Для сравнения: в январе – сентябре 2022 года сообщалось о 41 инциденте в Сингапурском проливе и ни об одном в Малаккском.

Угроза похищения экипажа с целью выкупа в морях Сулу и Сулавеси, кажется, сошла на нет: в отчете ReCAAP ISC отмечено, что в этом регионе не было зарегистрировано ни одного случая похищения моряков. Однако Центр обмена информацией соглашения по региональному сотрудничеству по борьбе с пиратством и вооруженным ограблением судов в Азии предупреждает: расслабляться рано – угроза похищения с целью выкупа сохраняется.

Все 84 инцидента, отмеченных в период с января по сентябрь 2023 года, были связаны с вооруженным ограблением судов. О пиратских инцидентах не сообщалось. В ReCAAP ISC поясняют, что пиратство характерно для открытого моря, тогда как грабежи имеют место во внутренних, архипелажных и территориальных водах, которые находятся под юрисдикцией прибрежных государств.

Примечательно, что за три квартала 2007–2023 годов количество случаев пиратства колебалось каждый год: в среднем 10% для случаев пиратства и 90% – грабежей. Однако с 2018 года количество первых снизилось до 3%, а на долю ограблений теперь приходится 97%.

Уровень опасности

Чтобы обеспечить качественную оценку инцидентов, ReCAAP ISC классифицирует каждый фактический инцидент в одну из четырех категорий для определения уровня опасности. Так, CAT1 – наиболее серьезный инцидент, CAT2 – умеренно серьезный, CAT3 – менее серьезный и CAT4 – наименее серьезный.

Другими словами, CAT2 характеризуется тем, что в атаке на судно задействовано от четырех до девяти человек. Чаще всего они вооружены ножами/мачете, иногда – огнестрельным оружием. В таких случаях морякам угрожают или берут в заложники, реже – членам экипажей наносят телесные повреждения, но менее тяжелые, чем в CAT1 – самой опасной категории.

Если сравнивать CAT3 и CAT4, то CAT3 отличается тем, что в нападениях участвуют группы из 1–6 человек. Иногда преступники вооружены ножами/мачете, чаще – металлическими палками, прутьями, дубинами. Экипаж не подвергается физическому насилию, хотя в ряде случаев злоумышленники могут угрожать. Почти в половине инцидентов CAT3 бандитам не удается ничего украсть, максимум они уносят провизию и запчасти от двигателя. При CAT4 атаки проводят группы до трех человек, они не вооружены, члены экипажей не получают травм, а по итогу преступники покидают судно с пустыми руками.

Фактически зарегистрированные 83 инцидента были распределены по категориям следующим образом: шесть инцидентов получили CAT2, 24 – CAT3 и 53 – CAT4, не было зарегистрировано ни одного инцидента самой опасной первой категории. При исследовании ситуации по кварталам увеличение инцидентов наблюдалось в июле – сентябре 2023 года: 45% инцидентов относились к категории CAT2 и CAT3, а 55% – к четвертой категории. Для сравнения: во втором квартале 35% происшествий получили CAT2 и CAT3, 65% – CAT4.

Статус судов. Из 84 происшествий, зарегистрированных в период с января по сентябрь 2023 года, 28 происшествий (33%) произошли с судами, стоявшими на якоре или у причала, 56 (67%) – на ходу.

Смотреть в оба

В РПСМ настоятельно советуют быть в курсе последних событий. В отчетах ReCAAP ISC указаны подробные места инцидентов с указанием широты и долготы.

Что делать? Следует настроить судовые радиоприемники на официальные местные каналы, по которым передают сводки и навигационные сообщения, обеспечить максимальную бдительность на борту. Также необходимо увеличить количество людей на вахте, выставить дополнительно впередсмотрящих, особенно это касается буксиров, буксирующих баржи в светлое время суток, и более крупных судов в ночное время.

Перед заходом в опасную зону нужно обойти помещения судна и произвести соответствующие записи в журнале. Убедиться, что все двери и люки, напрямую ведущие к мостику, жилым помещениям, кладовым, отделению рулевого управления и машинному отделению, заперты или должным образом охраняются. Важно всегда быть на связи со своей судоходной компанией, регулярно отправлять информацию о происходящем на борту и проводить ежедневные проверки связи.

– И очень важно сообщать обо всех инцидентах и подозрительной активности ближайшему прибрежному государству и администрации государства флага. При обнаружении подозрительных лодок немедленно включить звуковую сигнализацию.

Морской флот №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ