Необходимо урегулировать правовые коллизии в области ответственности за удаление затонувших судов - Минтранс
26.11.2014
Транспортная политика
Необходимо урегулировать правовые коллизии, возникающие как в российском, так и международном законодательстве, касающиеся ответственности за удаление затонувших судов. Об этом заявил Виталий Клюев, заместитель директора департамента Минтранса по государственной политике в области морского и речного транспорта, выступая на конференции, посвященной морскому страхованию, которая прошла в Москве.
«14 апреля 2015 года вступает в силу конвенция об удалении обломков затонувших судов. Россия не является членом конвенции, но в число ее участников входят Болгария, Германия и Великобритания. Наши суда плавают через экономических зоны этих стран, значит у указанных государств появится право требовать у российских судовладельцев наличие документа о страховании гражданской ответственности за удаление утонувшего судна».
Также представитель Минтранса отметил ряд расхождений в отечественном законодательстве, которые усложняют определения ответственности за удаление обломков судов. «В кодексе торгового мореплавания РФ есть нормы, которые рассматривают схожие аспекты, - сказал он. – Но даже в российском законодательстве имеются противоречия, касающиеся того, что надо делать с затонувшими судами. С одной стороны по закону о морских портах, юрисдикция капитана порта ограничена акваторией порта и подходами к нему. С другой стороны на капитана возложена ответственность за затонувшие суда во всех территориальных водах РФ. В то же время собственно обязанность или право поднимать или удалять затонувшие суда принадлежит администрации морских портов. При этом у владельца судна тоже не очень неявным образом имеется обязанность поднять судно, если оно затонуло».
«Еще одну сложность, когда встанет вопрос о присоединении РФ к конвенции, создает оговорка в российском законодательстве, в которой говорится, что по отношению к обломкам судов ограничения на размер ответственности в России применяются. В то время как сама конвенция предусматривает ограничение ответственности владельца судна по удалению обломков. Кодекс торгового мореплавания тоже исключает из ограничений ответственности случаи удаления обломков судов. В то время как Кодекс внутреннего водного транспорта (статья 121.1) предусматривает такую возможность», – заметил замдиректора департамента.
«Таким образом, вопрос присоединения России к конвенции повлечет за собой целый ряд правовых коллизий, которые придется решать. Нужно будет урегулировать противоречия как на международном уровне, так и внутри российского законодательства», – сделал вывод. В. Клюев.
«Мы уже предприняли ряд шагов. В октябре этого года Минтранс направил запросы в некоторые федеральные исполнительные органы власти, которые имеют к этому отношение – Минфин, Минэкономики, МИД – с просьбой выразить свое отношение к вопросу о присоединении к конвенции. Также мы направили вопросы бизнесу, в российскую палату судоходства. Ожидаем, что до конца года соберем все мнения и потом проведем слушания, чтобы решить, что делать», – заключил Виталий Клюев.