Китайские импортеры приостанавливают поставку энергетического топлива на фоне заградительных мер
13.01.2015
Российская экономика
Импортеры из Китая приостанавливают заключение новых контрактов на поставку импортного энергетического угля. Такое мнение озвучивают эксперты в отрасли. В частности, драйвером сокращения импорта энергетического топлива в КНР послужил ряд заградительных мер.
Так, в октябре 2014 года Министерство финансов КНР приняло решение об отмене с 15 октября 2014 года нулевой ставки пошлины на импорт угля. Вследствие чего, импортная пошлина на уголь антрацитовой и коксующейся группы составила 3%, на битумный уголь - 6%, на угольные брикеты и другой уголь - 5%. Как писал Financial Times со ссылкой на официальный комментарий Министерства экономики КНР, данные меры позволят ограничить импорт угля и помогут местным производителям в борьбе с падением цен, масштабными задолженностями и избытком новых угледобывающих мощностей.
Ранее в 2014 году Национальная комиссия по развитию и реформам, отвечающее за планирование экономики Китая, потребовала сокращения объемов импорта угля на 50 млн тонн в 2014 году. В 2013 году импорт угля достиг рекордного уровня 330 млн тонн, увеличившись за год на 13,4%.
Кроме того, как сообщал ТАСС со ссылкой на Bloomberg, с 1 января 2015 года введен запрет на импорт и продажу угля с зольностью более 40% и содержанием серы выше 3%. Под запрет также попадают поставки бурого угля с зольностью более 30% и с содержанием серы более 1,5%. Для ряда регионов, включая Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, устанавливаются более строгие ограничения: зольность используемого угля не должна превышать 16%, а содержание серы - 1%, тогда как уголь на базе 5500 ккал/кг (в частности, из ЮАР и Австралии) преимущественно не соответствует данным характеристикам. По прогнозам аналитиков, на которые ссылается Bloomberg, импорт угля в Китай мог сократиться по итогам 2014 года на 15% до менее 300 млн тонн.
По данным Главного таможенного управления Китая, импорт угля в ноябре снизился на 26% к отчетному периоду прошлого года. В то же время, по отношению с октябрем, импорт неожиданно вырос. Так импорт угля вырос на 4,5% по сравнению с октябрем 2014 года и составил 21,03 млн тонн. Совокупный объем импорта угля за первые 11 месяцев 2014 года составил 264 млн тонн, что на 9,4%ента меньше, чем в 2013 году.
По данным ОАО «РЖД», в январе-ноябре 2014 года перевозка угля по железной дороге России увеличилась на 0,3 % до 315,4 млн тонн по сравнению с показателем аналогичного периода 2013 года. Экспортные железнодорожные перевозки угля РФ по итогам 11 месяцев текущего года выросли на 7,9% до 138,5 млн тонн по отношению к показателю соответствующего периода 2013 года. Из них, объем экспортных перевозок в порты по ж/д составил 118,2 млн тонн, что на 11,4% больше показателя аналогичного периода прошлого года.
В том числе, за отчетный период производителем ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) по ж/д на экспорт в порты отправлено 33,3 млн тонн угля, что на 16,7% превышает аналогичный период прошлого года и составляет 24% от общей ж/д перевозки угля на экспорт.
Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ) отправила 24,64 млн тонн (+26,2%), ЗАО «Салек» - 6,62 млн тонн ( +11,9%), ОАО «Якутуголь» - 5,8 млн тонн (+17%), ОАО «Кузбасская топливная компания» - 5,32 млн тонн (+19,8 %).
Добыча угля за январь-ноябрь 2014 года, по данным Минэнерго РФ, выросла по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 0,9% до 317,628 млн тонн, при этом экспорт вырос на 9,8% до 137,8 млн тонн.
Стоимость российского топлива во второй половине ноября 2014 года на базе 6000 ккал/кг с отправкой из портов Балтийского моря составляла 70 долларов за тонну FOB (стоимость перевозки Panamax-партии груза в порты АРА - 6-7 долларов за тонну). Антрацит из РФ оценивался по 100 долларов за тонну, а при условиях FOB порты Азово- Черноморского бассейна - по 96-98 долларов за тонну.