Непростая история Багаевского гидроузла: 70 лет ожидания, модель 100 к 1, «артефакты» Великой Отечественной войны
30.12.2019
Лента новостей
С 2018 года в Ростовской области реализуется один из крупнейших инфраструктурных проектов России – строительство Багаевского низконапорного гидроузла. Возведение этого гидротехнического сооружения было запланировано еще в 1948 году комплексной программой по строительству Волго-Донского водного пути. Историю долгожданного объекта инфраструктуры газете «Морские вести России» рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.
Сегодня Волго-Донской путь – это наиболее загруженная часть Единой глубоководной системы европейской части России. По водной магистрали международного значения осуществляется более 70% от общего объема речных перевозок и проходят основные экспортно-импортные грузопотоки.
в настоящее время на участке пути от Кочетовского гидроузла до города Аксай в Ростовской области наблюдается значительное обмеление. Это не только существенно ограничивает пропускную способность Единой глубоководной системы, но и создает ряд других проблем: снижение уровня безопасности условий судоходства, ограничение водоснабжения многих населенных пунктов в низовьях реки, негативное влияние на развитие промыслового рыболовства и др.
Решить эти проблемы должно строительство Багаевского гидроузла, результатом которого станет увеличение глубины реки Дон ниже Кочетовского гидроузла до четырех метров.
Проектирование: опытная модель и три (!) экспертизы
Строительству гидроузла предшествовали многочисленные инженерные изыскания и научные исследования, проведенные в ходе проектирования. Приоритетной задачей стало обеспечить безопасность объекта для окружающей среды и местного населения. Для этого специалисты создали модель гидроузла в масштабе 1:100. В ходе испытаний на модели экспертами были проверены основные параметры объекта и отработаны различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе строительства и эксплуатации гидроузла, в частности варианты защиты берегов на случай катастрофических паводков.
Проектная документация прошла не только обязательную государственную экспертизу, но и две независимые общественные экологические экспертизы, выполненные в установленном действующим законодательством порядке. По результатам этих экспертиз сделаны однозначные выводы о соответствии проектных решений экологическим требованиям, установленным законодательством РФ. После тщательных изысканий была определена оптимальная, более низкая по сравнению с первоначальным предложением, отметка нормального подпорного уровня водохранилища, обеспечивающая необходимые судоходные габариты при существенном снижении негативного воздействия на окружающую среду. При снижении нормального подпорного уровня оптимизируются также и параметры водохранилища – сокращаются необходимый объем для заполнения и площадь зеркала водохранилища, увеличивается его проточность.
Реализация: судоходная прорезь, затопленные катера, ограничения из-за нереста
Строительство Багаевского гидроузла реализуется в два этапа. В апреле 2018 года стартовал первый этап, в ходе которого выполнялись работы подготовительного периода.
Подготовительные работы включали в себя строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, временной линии электропередач, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.
На начальном этапе были проведены масштабные работы по очистке от взрывоопасных предметов территории строительства объекта в прибрежной полосе острова Арпачинский и подводной части судоходной прорези. В левом рукаве Дона обнаружены фрагменты ряда затопленных судов. Среди них идентифицированы части двух бронекатеров проекта 1125 Азовской военной флотилии, подорванных и затопленных экипажами в июле 1942 года в период наступления немцев. Крупногабаритные фрагменты извлекались со дна по специальной технологии с соблюдением необходимых мер безопасности с учетом наличия внутри частей корпуса и рядом с ним большого количества взрывоопасных предметов.
Поднятые артефакты времен Великой Отечественной войны переданы в народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник».
Также были соблюдены ограничения на выполнение работ в пойме реки Дон в период с 1 марта по 31 сентября, связанные с нерестом и скатом молоди рыб. Эти меры в первую очередь были предусмотрены для минимизации воздействия на окружающую среду, в том числе на водные биологические ресурсы.
В связи с вышеперечисленными факторами, а также неблагоприятными погодными условиями начать полномасштабные дноуглубительные работы удалось только в декабре-январе 2018-2019 гг.
До начала нерестового периода 1 апреля на строительной площадке активно велись дноуглубительные работы и намыв площадок объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения через пульпопровод протяженностью 1300 метров.
По окончании нерестового периода и получения согласования территориального органа Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству работы продолжились и в настоящее время находятся на завершающей стадии, ведется планировка площадки под требуемую отметку и работы по формированию откосов.
Настоящее время
Несмотря на неблагоприятные погодные условия зимы 2018-2019 годов и вынужденные задержки в реализации проекта, выполнен объем работ, необходимый для пропуска судов через левый рукав Дона.
Судоходство в левом рукаве было открыто по направлению вверх в одностороннем режиме.
Важность этого момента заключается в возможности обеспечения судоходства в период намыва площадок стройбазы на правом берегу с пересечением пульпопроводами существующего судового хода.
После получения разрешения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на производство работ в период ската молоди (с 1 июня по 30 сентября) продолжены дноуглубительные работы для обеспечения параметров пути, необходимых для прохода судов с полной осадкой. 8 сентября состоялось переключение судового хода. На месте старого участка русла будут возведены сооружения напорного фронта.
Практически завершено строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта.
Уже построена временная линия электропередач, предназначенная для обеспечения строительства объектов основного периода.
В соответствии с заключением Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству предусмотрен выпуск мальков промысловых видов рыб в акваторию реки Дон, проводится еженедельный мониторинг экологической обстановки, для которого привлекается независимая лаборатория. Результаты мониторинга доказывают, что строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Работы подготовительного этапа завершены 24 декабря 2019 г.
Планы
Второй этап строительства Багаевского гидроузла – это возведение и устройство ряда сооружений.

Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды на Дону.
Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву реки. Устройство рыбопропускного шлюза и уникального рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища позволят обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.
Строителями в том числе будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.
Окончательное завершение строительства гидроузла запланировано на 2023 г. На тот момент время ожидания инфраструктурного объекта составит 75 лет.