Из печати вышел журнал «Морские порты» № 6 за 2024 год
16.09.2024
Лента новостей
Читайте в свежем номере:
Морская отрасль отвечает развитием
В Москве на расширенном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте, которое было приурочено к 20-летию основания Федерального агентства и Дню работников морского и речного флота, подвели основные итоги деятельности морской отрасли и обозначили планы по ее дальнейшему развитию.
Учимся и учим безопасности мореплавания
Морской транспорт на Камчатке успешно работает, обеспечивая грузовые перевозки, и демонстрирует существенный рост активности на пассажирском направлении. Стабильная работа Петропавловск-Камчатского порта обусловлена высоким уровнем безопасности мореплавания, который обеспечивается Службой капитана порта и поддерживается регулярными учениями и тренировками совместно со специализированными и силовыми подразделениями в порту.
Махачкала станет стратегическим узлом МТК «Север – Юг»
Махачкала – важный российский порт на Каспии, один из ключевых пунктов МТК (международного транспортного коридора) «Север – Юг». Основным оператором в порту является АО «Махачкалинский морской торговый порт» (АО «ММТП), грузооборот которого год от года растет. Исходя из стратегических задач внешней торговли, президент и правительство РФ создали в регионе новую компанию с госучастием «Север — Юг», приняв решение о передаче ей 100% принадлежащих государству акций АО «ММТП».
О текущих делах в порту, деятельности портовых властей и грядущих переменах в гавани корреспонденту журнала «МП» рассказал капитан морского порта Махачкала ФГБУ «АМП Каспийского моря» Мирземет Герейханов.
Расширение делового сотрудничества стран БРИКС
Сегодня объединение БРИКС оказывает существенное влияние на глобальные экономические процессы, развиваясь на принципах всесторонней выгоды, партнерства и равенства. Какова роль объединения в развитии мировой торговли в современных условиях? Какие преграды стоят на пути выстраивания независимой системы международных финансовых расчетов? Как будет развиваться сотрудничество в области цифровой экономики в объединении? Станут ли перспективные международные транспортные коридоры опорой экономики БРИКС? Все эти вопросы обсуждались на конференции «Расширение БРИКС. Новые возможности делового сотрудничества» в рамках Петербургского международного экономического форума – 2024, прошедшего в июне в Санкт-Петербурге.
В центре внимания – объемы перевалки, нормативная база и подготовка кадров
Традиционно выездной Совет директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) состоялся в одном из портов, на этот раз в порту Выборг. Принимающей стороной выступила компания «Порт Логистик» – основной портовый оператор. Генеральный директор компании Ольга Ансберг рассказала о планах предприятия нарастить грузооборот почти в два раза после начавшейся реконструкции причалов, провела экскурсию по порту для членов Совета директоров и в ходе заседания предложила дискуссию о проблеме кадрового голода и качестве подготовки в отрасли специалистов-портовиков. Участники выездного совета обсудили проблемы совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы и текущей деятельности Ассоциации.
Как «ЛСР. Базовые» намывает территории в Северной столице
АО «ЛСР. Базовые» появилось в составе крупнейшего на Северо-Западе строительного холдинга «Группа ЛСР» в 2011 году. Компания занимается добычей и производством базовых материалов – щебня и песка, а также имеет собственный флот, оказывая услуги по перевозке грузов водным транспортом, их перевалке с помощью плавкрана и буксировке судов. Но самое главное, «ЛСР. Базовые» – единственный эксперт в регионе в области гидронамыва и создания искусственных территорий, что подтверждает накопленный опыт. Комплекс защитных сооружений Петербурга, масштабный проект «Морской фасад», в том числе пассажирский терминал, Шкиперская развязка Западного скоростного диаметра (ЗСД) – все это было реализовано или продолжает развиваться благодаря компании.
Экспортные перспективы порта Ольга
Морской порт Ольга – один из перспективных портов Приморского края, имеющий экспортную специализацию, широкую географию и большой потенциал.
За последнее десятилетие в акватории порта не произошло ни одного крупного аварийного происшествия с причинением ущерба судам или портовым сооружениям. Специалисты Службы капитана порта имеют высокую профессиональную подготовку и добросовестно исполняют свои служебные обязанности.
Расчет на эффективное использование портовых мощностей
Морской порт Таганрог, расположенный в Азовском море по соседству с Мариуполем, в достаточной мере ощутил на себе близость прохождения СВО и опасность атак воздушных и морских БПЛА киевского режима. О том, как сегодня живет и работает порт, как в нем обеспечивается безопасность мореплавания и перегрузки грузов, рассказывает капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря» Василий Яранцев.
Глобальные задачи развития Арктики
В период с 8 по 9 августа этого года в Архангельске при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики проходил II Форум «Арктика – Регионы».
В деловой повестке при поддержке ГК «Росатом» была организована масштабная конференция по развитию СМП, где на одной из сессий «Северный морской путь – арктическая связь регионов» речь шла о перспективных арктических проектах, связанных с СМП, об интеграции инфраструктуры СМП в уже действующие проекты. При этом проекты развития Арктики обсуждались не только с региональной точки зрения, но и затрагивали федеральный уровень.
Что важнее – сеть ТЛЦ или баланс контейнеропотоков?
Выступая на открытии второй очереди ТЛЦ «Сибирский» в начале августа в Новосибирске, советник и специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин заявил о необходимости создания в стране (не считая Москвы) «десятков транспортно-логистических центров (ТЛЦ)», около десяти из которых должны стать базовыми.
В современных условиях возникает вопрос – что первично для отечественной экономики: создание многочисленных транспортно-логистических центров или достижение устойчивого баланса импортного и экспортного контейнеропотоков при обеспечении достаточными провозными мощностями железных дорог и оптимальной загрузкой морских портов?
Лесные грузы: трансформация c издержками
После значительного спада экспорта лесных грузов из России в ЕС в 2022 году лесная отрасль РФ начала постепенно восстанавливаться. Экспортные потоки лесных грузов переориентировались с традиционных европейских на азиатские и ближневосточные рынки.
Изменения условий работы отрасли и конфигурации рынков сбыта имели ряд издержек: ухудшилось техническое оснащение и снизилась экономическая эффективность лесозаготовки, усложнилась логистика поставок грузов, возникли сложности с освоением новых маршрутов, резко сократилась рентабельность экспортных поставок. Эксперты считают, что полноценная замена рынка ЕС на рынки Азии и Ближнего Востока невозможна, а дальнейшее развитие отрасли, кроме освоения новых экспортных маршрутов, связывают с развитием внутреннего рынка, поддержкой государства и серьезной модернизацией.
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Грузии, Финляндии за I полугодие 2024 года.