Огромный, но пока нереализованный потенциал - Морские вести России

Огромный, но пока нереализованный потенциал

20.06.2023

Лента новостей

Огромный, но пока нереализованный потенциал

На Северном речном вокзале состоялось совещание с президентом РФ по вопросам, посвященным развитию речного судоходства. Глава Минтранса России Виталий Савельев рассказал об устранении лимитирующих участков на внутренних водных путях (ВВП), модернизации инфраструктуры и обновлении флота.

Устранение «узких мест»

Так проект реконструкции Городецкого гидроузла реализуется в двух пусковых комплексах. Первый пусковой комплекс – со строительством камеры шлюза 15А и реконструкцией шлюзов 15 и 16 и проведением дноуглубительных работ на наиболее мелководных участках судоходного канала. Срок реализации – конец 2024 года. За счет первого комплекса пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 миллиона тонн до 10,8 миллиона тонн.

Второй пусковой комплекс – с реконструкцией дамбы и выполнением остатка дноуглубительных работ на судовом ходу. Срок реализации – 2026 год, и пропускная способность будет увеличена до 20 миллионов тонн. Финансирование будет осуществлено в рамках средств федерального бюджета, предусмотренных Минтрансу России.

Ввод в эксплуатацию Багаевского гидроузла на реке Дон осуществляется также в два этапа. На первом этапе в 2024 году завершается строительство основных сооружений Багаевского гидроузла, обеспечивающих необходимую глубину для прохода судов с осадкой 3,6 метра при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках и работе одной камеры Кочетовского гидроузла. Реализация этого этапа увеличит пропускную способность Нижнего Дона с 8,6 миллиона тонн до 27,6 миллиона тонн.

На втором этапе до конца 2025 года достраиваются сооружения и проводятся необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов. Средства на строительство Багаевского гидроузла предусмотрены в федеральном бюджете.

«Строительство Багаевского гидроузла и дополнительной камеры Городецкого гидроузла обеспечит значительный рост пропускной способности внутренних водных путей», - подчеркнул министр.

Тем не менее, добавил он, для обеспечения содержания вновь построенных гидротехнических сооружений дополнительно к установленным нормативам «целесообразно, на наш взгляд, введение платы за проход судов внутреннего водного транспорта на участках внутренних водных путей, на которых после реализации крупных инфраструктурных проектов обеспечено значительное улучшение условий судоходства, – при условии целевого использования полученных средств на содержание указанных сооружений».

Возможность двухкратного роста

Еще одним «узким местом» на Единой глубоководной системе является участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 километров с гарантированной глубиной судового хода 3,3 метра. При этом гарантированная глубина на сопряженных участках единой глубоководной системы составляет четыре метра. В связи с недостатком глубины потери грузопотоков на данном направлении составляют порядка 4 миллионов тонн за навигацию. При подъеме уровня воды грузопоток составит 8 миллионов тонн.

«Прошу Вашего поручения, Владимир Владимирович, Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации определиться по мероприятиям и объемам финансирования в целях подъема уровня Нижнекамского водохранилища до отметки 64,4 метра Балтийской системы высот для достижения гарантированной глубины для прохода судов с осадкой 3,6 метра», - обратился к президенту Виталий Савельев.

Дефицит и перспективы

Гидротехнические сооружения, и судовой ход требуют непрерывных затрат на их содержание: поддержание в рабочем состоянии, проведение ремонтных и восстановительных работ.

Министр напомнил, что правительство РФ 2 декабря 2014 года утвердило нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей по категориям и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) за счет средств федерального бюджета. Однако полное нормативное финансирование не обеспечивается долгие годы.

В 2023 году данный показатель составляет 82% от нормативной потребности. Дефицит средств федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на период с 2024 по 2026 год составляет 30,9 миллиарда рублей.

«При нормативном содержании в полном объеме до 2035 года мы можем: устранить протяженность лимитирующих участков на более чем 10 300 километров, увеличить пропускную способность почти на 9,5 миллиона тонн, обеспечить гарантированные глубины, в том числе для прохода судов с осадкой 3,6 метра ЕГС», - заявил Савельев.

Он также сообщил, что в настоящий момент Минтранс проводит работу по уточнению нормативов содержания внутренних водных путей по бассейнам в целях приоритизации наиболее востребованных участков.

Льготы на содержание СГТС

Министр напомнил, что на внутренних водных путях эксплуатируется 741 ГТС, имеющее комплексное назначение. Однако в соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2025 года льготы по налогу на имущество в отношении СГТС прекращают свое действие, что увеличит нагрузку федерального бюджета на их содержание в объеме до трех миллиардов рублей в год. Данные расходы не учтены в нормативах финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

«Прошу Вашего поручения о сохранении в Налоговом кодексе Российской Федерации с 2025 года существующего режима расчета для судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности», - обратился к президенту Виталий Савельев.

Новая жизнь для московских гидросооружений

Глава Минтранса также сообщил о поиске источников финансирования для плана реконструкции гидротехнических сооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». В настоящее время в Московском бассейне функционируют 238 судоходных гидротехнических сооружений. Они обеспечивают непрерывное водоснабжение Москвы, Московской, Тверской, Ярославской и Рязанской областей, а также судоходство на более чем 3800 километров в границах 12 субъектов Российской Федерации.

Круглогодичная навигация на «Южной подкове»

Дополнительной мерой по увеличению пропускной способности в Азово-Черноморском направлении является продление навигационного периода до 11 месяцев. Министр напомнил, что для определения стоимости и перечня мероприятий, необходимых для обеспечения навигации в зимний период, проведена научно-исследовательская работа, которая показала экономическую целесообразность проекта.

В соответствии с результатами указанной работы необходимо провести реконструкцию и модернизацию 19 судоходных гидротехнических сооружений и построить четыре дизельных ледокола. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность на данном направлении – не менее 1,6 миллиона тонн в год.

«Прошу Вашего поручения Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития подготовить предложения по организации круглогодичной навигации на внутренних водных путях в направлении Каспий – Азов через Волго-Донской канал с определением источников финансирования, в том числе внебюджетных», - обратился министр к Владимиру Путину.

Транспортный баланс нужно избавить от перекосов

Виталий Савельев отметил, что предоставление государством и естественными монополиями скидок и преференций отдельному виду транспорта, имевшее место в прошлом, нарушает межвидовый транспортный баланс и ведет к деградации сегмента перевозок по ВВП, вымыванию инвестиционных ресурсов и падению маржинальности перевозок.

«Считаем, что при принятии решения о тарифной политике необходимо оценивать всю совокупность долгосрочных последствий как для конкретных видов транспорта, так и для грузовладельцев и владельцев транспортной инфраструктуры», - заявил министр, выразив готовность разработать соответствующий механизм и его нормативно-правовой статус.

Потребность в новом флоте - 500 судов

Виталий Савельев сообщил, что в настоящее время на ВВП эксплуатируются 12 700 судов, в том числе в том числе 1,289 пассажирских и более 10 тыс. грузовых судов, включая буксиры, а также более 1 тыс. нетранспортных судов. Ежегодно списывалось около 150 судов, потребность в строительстве нового флота до 2035 года оценивается более чем в 500 единиц.

«Как показала практика, самым эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является реализуемая Минпромторгом РФ с 2008 года программа по субсидированию кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Кроме того, дополнительным стимулом строительства нового флота является программа утилизационного гранта. Представляется, что указанные меры господдержки необходимо продолжить», - заявил министр.

Напомним, ранее открылась регистрация на форум «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» Группы изданий «Морские вести России.

Фото: Михаил Метцель, ТАСС / kremlin.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ