Развитие Севморпути обеспечит пропускную способность, недостающую Восточному полигону - Морские вести России

Развитие Севморпути обеспечит пропускную способность, недостающую Восточному полигону

06.06.2023

Лента новостей

Развитие Севморпути обеспечит пропускную способность, недостающую Восточному полигону

В правительстве РФ проходит стратегическая сессия по развитию Северного морского пути (СМП). Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что в настоящее время фактически формируется новая экономика Арктики, передает пресс-служба кабмина.

Председатель правительства напомнил, что План развития СМП был подготовлен по поручению Президента и утверждён в августе прошлого года. Он включает строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, а также создание орбитальной группировки спутников. В целом инвестиции для его реализации в ближайшие 13 лет составят порядка 2 трлн рублей. Из них лишь треть – около 600 млрд – из федерального бюджета.

«Ряд проектов уже реализован. Это и современная система управления, которая повысила эффективность судоходства и его безопасность. Её частью стал спутник радиолокации ледовой обстановки, который стартовал с космодрома Восточный на прошлой неделе. Три атомных ледокола, в том числе и ледокол «Арктика», самый мощный в мире. Морской терминал «Утренний» в Обской губе, уже в августе он должен принять плавучий завод по производству СПГ. Регулярные каботажные рейсы атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» – с Северо-Запада России на Дальний Восток и обратно», - сообщил премьер.

Он подчеркнул, что очень важно создать единый инфраструктурный комплекс, в который войдут новые порты, технические и аварийно-спасательные станции, системы мониторинга погоды и льдов, а также управления движением на всём протяжении Севморпути.

«Включая вывод на орбиту в текущем году, с опережением графика, пяти метеорологических спутников, которые обеспечат непрерывное наблюдение и помощь на всех арктических маршрутах», - отметил Михаил Мишустин.

Он также напомнил, что СМП– это ключевой элемент повышения транспортной связанности самых труднодоступных территорий нашей страны. Правительство подготовило законопроект о северном завозе, сейчас он уже прошёл первое чтение в Государственной Думе.

Но речь идёт не только о доставке в удалённые районы грузов, критически важных для людей и организаций, – хотя на них приходится порядка трети общего объёма перевозок морским транспортом. Динамичные и надёжные потоки строительных материалов и оборудования необходимы, чтобы реализовать столь масштабные проекты, как «Арктик СПГ», которые ведут за собой развитие смежных отраслей и в целом арктических и дальневосточных регионов.

Решающим фактором для бизнеса является возможность свободно перенаправлять грузы по любому маршруту – в восточном или западном направлении, оставаясь при этом в российском территориальном море и исключительной экономической зоне, что значительно усиливает конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке.

«Дальнейшее расширение инфраструктуры на Крайнем Севере позволит организовать поставки, для которых не хватает мощности Восточного полигона железных дорог. Наша задача – обеспечить рентабельную грузовую базу, если хотите, на вырост», - заявил премьер-министр.

По его словам, для этого подписано шесть соглашений с ключевыми инвесторами – это «Восток Ойл», «Новатэк», «Газпром нефть», «Норильский никель», «Северная звезда» и «Баимская». Ведущие арктические компании в ближайшие годы намерены увеличить объём перевозок до уровня свыше 190 млн т.

В результате реализации таких проектов дополнительные поступления в бюджет составят более 20 трлн рублей. То есть каждый вложенный бюджетный рубль принесёт государству порядка 30 рублей.

«Как подчёркивал Президент, наши иностранные партнёры хотят укреплять отношения с Россией и проявляют интерес к работе по Северному морскому пути. Это кратчайший водный маршрут для транзита товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая в порты Европы. Присматриваются к таким проектам и индийские компании», - отметил глава кабмина.

«Необходимо подготовить дальнейшие шаги для наращивания важнейшей для страны водной магистрали, о которой Президент говорил как об одном из очевидных стратегических приоритетов. Прежде всего – выработать меры по перенаправлению грузовой базы с Запада на Восток, по строительству судов ледового и неледового классов и комплексному ледокольному обеспечению, развитию морских портов за пределами акватории пути. От решения этих вопросов зависит благополучие жителей Арктической зоны, Дальнего Востока и развитие нашей экономики в целом», - подытожил Михаил Мишустин.

Фото: пресс-служба правительства РФ

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ