Из печати вышел журнал «Морские порты» № 3 за 2023 год - Морские вести России

Из печати вышел журнал «Морские порты» № 3 за 2023 год

11.05.2023

Лента новостей

Из печати вышел журнал «Морские порты» № 3 за 2023 год

Читайте в свежем номере:

Актуальные вопросы портовой отрасли в новых реалиях

В конце марта в Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся VIII форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты» при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного флота, Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. В мероприятии приняли участие около 200 делегатов от представителей власти, отраслевых ведомств, портового бизнеса и партнеров, научных и общественных организаций отрасли. На форуме шел открытый диалог о дальнейших путях развития портового комплекса страны в условиях новой экономической реальности.

Государство в борьбе с угольной пылью

Правительство РФ хочет наделить арендодателя правом расторгать со стивидорными компаниями договоры аренды федерального имущества в морских портах (причалов) в случае неоднократных нарушений природоохранного законодательства, связанных с перевалкой угля. Основным арендодателем, на балансе которого находятся практически все причалы в морских портах России, является ФГУП «Росморпорт». Мера правительства может затронуть до 70 компаний – примерно столько стивидоров, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), занимается перевалкой угля. Разбираемся, зачем нужна эта инициатива сегодня и как она отразится на портовой отрасли.

Порт Нарьян-Мар: пришло время активного развития

Морской порт Нарьян-Мар расположен в устье рукава Большая Печора реки Печоры, впадающей в Баренцево море (Ненецкий автономный округ, НАО). Акватория порта включает участок водной поверхности реки Печоры и ограничена островами Поповский и Екушанский, Урпинской Кошкой и береговой линией правого берега реки Большой Печоры, включающей Кармановскую Курью и Городецкий Шар. В границы порта также входит удаленный морской терминал «Амдерма», расположенный на реке Амдерме в юго-западной части Карского моря в границах акватории Северного морского пути.

Административно-властные функции в порту осуществляет Нарьян-Марский филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики».

Керченская переправа подставила плечо

Введение в эксплуатацию Крымского моста и трассы Р260 «Таврида» позволило завершить процесс встраивания транспортной системы Республики Крым в транспортную систему России. Крымский мост решил ключевую проблему транспортной безопасности Крыма в условиях блокады, стал фактором сближения и укрепления экономических связей республики с другими субъектами РФ. В масштабах страны строительство моста стало важным геополитическим событием, позволившим укрепить новую стратегию России в Черноморском бассейне и Большой Евразии.

Удобное географическое расположение морского порта Керчь на восточном побережье полуострова Крым в западной части Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, делает его привлекательным и конкурентоспособным в настоящее время. Порт открыт для захода судов круглый год, имеет развитую транспортную инфраструктуру, в состав порта входят универсальный перегрузочный комплекс, большие складские площади. Важную роль порт сыграл в восстановлении транспортных потоков после подрыва Крымского моста украинскими националистами.

В ожидании мирового экономического кризиса

Ожидаемый мировой экономический кризис 2023-2024 годов бросает человечеству новые вызовы. Так, например, американский экономист Нуриэль Рубини, предсказавший экономический кризис 2008 года, считает, что очередной кризис приведет мировую экономику в состояние более худшее, чем это было в мировой кризис 1970-х годов.

Для того чтобы обеспечить подготовку экономики к предстоящему кризису, сформировать и реализовать комплекс мероприятий, демпфирующий кризисный удар, необходимо понять природу ожидаемого в 2023-2024 годах кризиса, что и предопределило тему исследований, результаты которых представлены в данной статье.

Опережающий рост порта Холмск

В 2022 году грузооборот морского порта Холмск вырос на 60%, до более 1,9 млн тонн. Основу грузооборота обеспечили паромы типа «Сахалин». Прогноз на ближайшую перспективу позитивный, поскольку связан с ожидаемой постановкой на линию двух новых паромов проекта CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», а также с продолжающимся увеличением портовых мощностей, которое опережает планы госпрограмм.

Вместе с тем, при росте судозаходов в порт на 22%, который главным образом обеспечили суда под российским флагом, выросло число замечаний к российскому флоту при инспектировании специалистами госпортконтроля.

Удары кризиса приняли достойно

Прошлый год в портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» был отмечен снижением грузооборота по причине ухода с рынка одного из крупных иностранных портовых операторов – компании «Эксон Нефтегаз Лимитед». Это отрицательным образом сказалось не только на работе порта Де-Кастри, но и на доходах АМП от портовых сборов. Трудности пришлось преодолевать серьезным сокращением расходов Администрации и приостановлением некоторых ремонтных работ в учреждении. Однако это не сказалось на качестве исполнения функций по обеспечению безопасности мореплавания филиалами АМП, даже несмотря на тяжелый характер периода ледокольных проводок 2022-2023 годов в портах АМП. Об этом и других аспектах деятельности портовых властей – в интервью руководителя ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николая Татаринова.

Порт Зарубино ставит рекорды ускорения

Одним их самых динамично растущих российских портов по грузообороту в 2022 году стал входящий в состав АМП Приморского края и Восточной Арктики порт Зарубино, увеличивший перевалку грузов по итогам года на 61%. Впрочем, прогноз роста на 2023 год более умеренный – 10-15%. Дело в том, что дальнейшее развитие порта и динамика роста его грузооборота связаны с рядом ограничивающих факторов, среди которых низкая пропускная способность железнодорожной ветки Сухановка – Зарубино и автомобильного погранперехода Краскино – Хунчунь, недостаток резервов мощностей по водоснабжению и электроснабжению порта, отсутствие инвестиций в модернизацию портовой инфраструктуры и новые проекты терминалов. Без гарантий и финансирования государства крупные инвесторы не станут рисковать своими средствами.

Тонкая настройка контейнерных грузоперевозок

Многие грузоотправители и перевозчики в сложном прошедшем году оперативно решили задачи перестраивания логистики на новые направления и маршруты. Однако работа транспортной системы страны сегодня по-прежнему зависит от темпов развития инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона РЖД и дальневосточных портов. Как считают представители контейнерного бизнеса, больше других пострадавшего в прошлом году от санкций, сейчас нужно сосредоточиться на более точечных и тонких вопросах логистики, путей развития контейнерных перевозок. Именно об этом в апреле текущего года в Москве на площадке 27-й международной конференции «ТрансРоссия-2023» шел обстоятельный разговор участников форсайт-сессии «Контейнерная логистика эпохи перемен», а также обсуждались вопросы, что удалось и что предстоит сделать для стабилизации контейнерного рынка в России.

Непростая переориентация на азиатский рынок

Производство черных металлов в России в 2022 году сократилось на 5,4% и составило 94,6 млн тонн, экспорт просел примерно на 20%, до 35 млн тонн – самого низкого уровня за последние два десятилетия. Основная причина падения показателей заключается в закрытии для российской продукции отрасли европейского рынка, который был сформирован исторически и относился к числу оптимальных с точки зрения рентабельности и логистики поставок. В отличие от других сырьевых отраслей, успешно и быстро переориентировавших основные экспортные потоки из Европы на Азию, черная металлургия в этом процессе столкнулась со значительными сложностями. Но поиск и освоение новых рынков сегодня – это неизбежный этап развития отрасли, даже если рентабельность поставок далека от привычных значений.

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за I квартал 2023 года.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ