Завершена навигация-2022 в Азово-Донском бассейне и в целом по стране - Морские вести России

Завершена навигация-2022 в Азово-Донском бассейне и в целом по стране

20.12.2022

Лента новостей

Завершение навигации 2022 года в Азово-Донском бассейне традиционно подвело черту и под судоходным сезоном на внутренних водных путях РФ, в целом. 20 декабря через Кочетовский гидроузел прошлюзовано последнее судно в навигацию 2022 года - ледокол «Капитан Демидов», который возвращается в морской порт Ростов-на-Дону после проводки судов по Цимлянскому водохранилищу и Волго-Донскому судоходному каналу. Об этом сообщила пресс-служба Росморречфлота.

Судоходство на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна в 2022 году осуществлялось рекордные 274 суток.

Навигация была открыта 22 марта. Перед ее открытием в полном объеме выставлена освещаемая и светоотражающая обстановка, водный путь был протрален.

Общий объём извлечённого грунта в бассейне составил 1 031,0 тыс. м3, в том числе на транзите 806,57 тыс. м3, где было разработано 36 перекатов. Работы выполнялись двумя земснарядами с общей производительностью 1200 м3/ч.

Текущий год характеризовался низкой весенней приточностью к Цимлянскому водохранилищу. За период половодья (с конца февраля по первую декаду июня 2022 года) в водохранилище поступило 6,52 км3 воды, при норме 11-12 км3.

Максимальный уровень в водохранилище наблюдался в период со 02 по 08 июня 2022 года и составил 34,09 м. По состоянию на 20 декабря 2022 года уровень Цимлянского водохранилища составляет - 32,91 м.

В течение навигации Донским бассейновым водным управлением расходы воды были установлены значительно меньше сниженного навигационного попуска (340 м³/сек) в объемах от 200 до 280 м³/сек.

Средняя глубина на лимитирующем участке водного пути ниже Кочетовского гидроузла в навигацию 2022 года составляла 340 – 350 см, при гарантированной глубине 340 см.

Однако, в отдельные дни глубина снижалась ниже гарантированной, в связи с чем, на основании статьи 77 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, вводились ограничения по осадке судов.

В связи с этим, в навигацию 2022 года в границах Азово-Донского бассейна ВВП безопасно проведено 162 судна методом лидирования с использованием путейских катеров, оснащенных промерными комплексами, что позволило дополнительно перевезти чуть более 30 тыс. тонн грузов.

По итогам навигации 2022 года объем перевозок грузов в границах ответственности ФБУ «Азово – Донская бассейновая администрация» составил 5 млн. 930 тыс. Тонн, что на 67,3 % или на 2 млн. 883 тыс. тонн меньше  чем в 2021 г. (8 млн. 813 тыс. тонн). Это самый низкий показатель за весь период мониторинга грузопотоков с 2001 года.

Основной причиной снижения объема перевозок грузов послужило ограничение на движение судов через Азовское море в начальный период навигации, а также санкции, введенные против отечественных компаний и отдельных видов грузов.

Доля нефтепродуктов от общего грузооборота составляет 49,9 % или 2 млн. 957 тыс. тонн, соответственно доля сухих грузов – 50,1 % или 2 млн. 973 тыс. тонн. В структуре грузооборота преобладают: пшеница – 1 млн. 442 тыс. тонн (24,3 % от общего объема), мазут – 947 тыс. тонн (16 %), вакуумный газойл – 838 тыс. тонн (14,1 %).

Основной объем перевозок грузов приходится на транзитные перевозки –         4 млн. 861 тыс. тонн (67,0 % к показателю прошлого года). Объем грузооборота  пристаней Дона – 1 млн. 069 тыс. тонн или 68,8  % к 2021 г.

Общее количество судозаходов в границы ответственности ФБУ «Азово – Донская бассейновая администрация» насчитывает 4 122 ед. (76,8 % по сравнению с 2021 г. - 5 367 ед.).

На «пассажирском треке» тенденция позитивная. За навигацию 2022 года в границах Азово-Донского бассейна ВВП перевезено 38,4 тыс. пасс. или 119,3 % к прошлому году (из них: 25,4 тыс. пасс. – по экскурсионно-прогулочным маршрутам, 13,0 тыс. пасс. – по туристским маршрутам). В навигацию-2021 - 32,2 тыс. пасс.

За период навигации через Азово-Донской бассейн проследовало 23 ед. под иностранным флагом (5 ед. грузового флота, 18 ед. спортивно-парусных и прогулочных судов).

Инспекция государственного портового контроля Азово-Донского бассейна внутренних водных путей в навигацию 2022 года выполнила 451 проверку судов, это 100,2% к утвержденному государственному заданию на 2022 год.

В результате выявлено 1 635 нарушений обязательных требований, временно задержано 20 судов. Выявлено 4 административных правонарушений.

В навигацию 2022 года Росморречфлот установил предельный срок работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений по 20 декабря 2022 года.

После прохода замыкающего судна ледокол «Капитан Демидов», следующего со стороны р. Волга, начался поэтапный сброс бьефов Николаевского, Константиновского, Кочетовского гидроузлов.

Снятие плавучих СНО на всем участке водного пути реки Дон от 3121 км до устья 132 канала (ВДСК) завершено 6 декабря 2022 года.

Тем не менее, в целом по всем 14 бассейнам внутренних водных путей России навигация 2022 года завершена на позитивной ноте. По предварительной оценке, по ключевому показателю грузоперевозок навигация-2022 превзойдет предыдущую более чем на 6%, а по перевозкам пассажиров рост превысит 5%. 


ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
china-special.ru
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ