РЖД продлит максимальный тариф для экспорта нефти и нефтепродуктов
03.06.2016
Ж/Д транспорт
РЖД может продлить действие экспортной надбавки к тарифу ФАС на 13,4% на перевозку нефти и нефтепродуктов, заявил вчера вице-президент компании Салман Бабаев. С 2013 года она имела право на тарифный коридор - повышать тариф до 13,4% или давать скидку до 12,8%. Сейчас максимальная надбавка на экспорт нефти и нефтепродуктов в 13,4% действует до августа. Но, как отметил топ-менеджер, транспортная составляющая в цене этих грузов невелика, поэтому максимальный тариф должен быть продлен, пишет «Коммерсант».
В конце 2014 года РЖД ввело максимальные надбавки на ключевые экспортные грузы (кроме энергоугля). Это вызвало протесты грузоотправителей, недовольных ростом транспортных издержек при падении мировых цен на сырьевые товары. Но летом 2015 года, после того как Владимира Якунина на посту президента РЖД сменил Олег Белозеров, в монополии стали говорить о готовности изменить тарифную политику. Чтобы стимулировать возврат грузов на железную дорогу, ФАС разрешила РЖД расширить нижнюю границу коридора до 25%.
Источники на рынке отмечают, что сохранение надбавки приведет к росту транспортных расходов нефтяников, повысит их интерес к альтернативным видам транспорта (трубопроводному, автомобильному, водному) и приведет к уходу доходных грузов с железной дороги. По статистике РЖД, погрузка нефти и нефтепродуктов и так падает второй год
подряд. В январе-мае снижение составило 8,5%, до 97,8 млн тонн. Положительную динамику нефтеналивные грузы демонстрировали лишь в январе 2015 года (рост на 0,5%).
По словам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», экспорт нефти по железной дороге невелик. Сохранение надбавки на нефтепродукты «не окажет определяющего влияния на показатели эффективности бизнеса» экспортеров, полагает он. Так, поясняет эксперт, если НПЗ находится рядом с экспортным терминалом, то за счет небольшого тарифа надбавка для нефтяников не играет особой роли. Для далеких маршрутов надбавка, по мнению эксперта, оправдана из-за высоких затрат РЖД на топливо.