«Базэл» предложил свой вариант целевой модели рынка железнодорожных перевозок
11.11.2015
Ж/Д транспорт
Холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» разработал проект целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок до 2020 года, сообщают «Ведомости». 2 ноября заместитель гендиректора холдинга Вадим Гераскин представил документ Совету операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупнейших операторов) и гендиректору Первой грузовой компании (ПГК) Олегу Букину, курирующему в партнерстве разработку целевой модели рынка до 2020 года. Представитель СОЖТ и ПГК подтвердили ТАСС получение предложений от «Базэла».
Предложения «Базэла» будут рассмотрены вместе с другими моделями, сказал представитель ПГК. СОЖТ разработает свою версию целевой модели до конца ноября, говорит представитель организации.
Действующая модель рынка железнодорожных перевозок действует до 2015 года. Следующую модель - до 2020 года - правительство должно принять в начале 2016 года.
«Базэл» в своих материалах в качестве основной новации предлагает наладить взаимодействие грузоотправителей и операторов через специальную информационно-торговую площадку (форма ее организации не конкретизирована). Через нее операторы смогут арендовать вагоны, а грузоотправители - «заказывать перевозку». Через площадку операторы будут регистрировать и долгосрочные контракты с грузоотправителями, отмечают в «Базэл».
Основная польза торговой площадки - экономия на порожнем пробеге, на оплату которого приходится существенная доля расходов операторов. Площадка позволит грузоотправителям экономить на оплате порожнего пробега вагона благодаря оптимизации работы парка, говорит Гераскин. Сокращение порожнего пробега на 10% дает операторам около 1,2 млрд рублей экономии ежегодно, отмечает он, подчеркивая, что экономия может достичь и 3 млрд рублей. Кроме этого появление общей информационно- торговой площадки повысит прозрачность работы РЖД, считает «Базэл».
Грузоотправители же, в свою очередь, опасаются, что такая площадка может стать такой же монополией, как и РЖД. По мнению аналитиков, аренда вагонов через информационно- торговую площадку не должна быть обязательной. Такая площадка может охватить лишь сегмент небольших отправок, до 30%, считают они.
В отношении РЖД, в документе «Базела» говорится, что монополия должна остаться общесетевым перевозчиком, так как стимулов для привлечения частных инвестиций в локомотивы нет.