РЖД хочет арендовать до 150 000 вагонов для стабилизации железнодорожного рынка
02.11.2015
Ж/Д транспорт
РЖД предлагает арендовать 100 000-150 000 вагонов у компаний «с неудовлетворительным финансовым состоянием» по ставке 690 рублей за вагон в сутки и возить по «Прейскуранту 10-01» (по 787 рублей за вагон в сутки), сообщают «Ведомости» со ссылкой на презентацию Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, входит в РЖД) «О мерах по стабилизации рынка железнодорожных перевозок в полувагонах на базе РЖД». Срок аренды вагонов - три года.
РЖД, сосредоточив у себя 200 000-250 000 полувагонов (50% рынка оперирования полувагонами), станет маркетмейкером, говорится в материалах монополии. Это позволит повысить доходность остальных операторов. Арендовать вагоны для РЖД будет ее «дочка» - Федеральная грузовая компания (ФГК), но управлять вагонами будет РЖД в лице ЦФТО. В конце октября у ФГК сменился гендиректор.
Аренда вагонов, по расчетам РЖД, приведет как к росту выручки ФГК - на 7-10 млрд рублей в год, так и РЖД - на 1 млрд рублей в год (комиссия за управление парком ФГК). Кроме того, РЖД сможет повысить технологическую эффективность управления вагонами, снизить эксплуатационные затраты. Собственники вагонов смогут получать гарантированный доход от сдачи в аренду парка РЖД. И наконец, это «создает потенциал снижения расходов бюджета за счет сокращения дотаций РЖД», резюмирует монополия.
Схема, которую придумала РЖД, поможет и грузоотправителям. При восстановлении рынка возможно повторение ситуации 2010-2012 гг., когда тарифная нагрузка на грузоотправителей выросла на 200% - ставки аренды могут подскочить с нынешних 420 рублей до 1252 рублей за вагон в сутки в 2018 году, предупреждает РЖД. Но если вагоны будут возить по «Прейскуранту 10-01», то в среднем нагрузка на грузоотправителей вырастет на 14%, для угольщиков - на 10-15%, для минерально-строительных грузов - на 10-35%.
У кого РЖД будет привлекать вагоны, не раскрывается. Источники говорят, что сдать вагоны могут лизинговые компании - «ВТБ лизинг», «ВЭБ лизинг» и «Сбербанк лизинг».
Участники рынка и аналитики выступают против предложения РЖД. Они полагают, что нет надобности в передаче РЖД в аренду вагонов для поднятия ставки, т.к. доходность операторов вырастет из-за массового списания старых вагонов. По прогнозам экспертов, к концу 2016 года ставка вырастет до 700 рублей за вагон в сутки. Сотрудник одной из операторских компаний видит в предложенной РЖД схеме «национализацию» убытков неэффективных собственников вагонов.