РЖД настаивают на росте тарифов или увеличении субсидий
15.06.2015
Ж/Д транспорт
ОАО «РЖД» предложило правительству несколько вариантов финансового плана на 2015-2018 годы и индексации тарифов на 2016 год, пишет «Коммерсант».
На прошедшем в четверг совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представители РЖД заявили, что в случае роста тарифов на 17,7% монополия может обойтись без госсубидий, а при меньшем повышении (на 7,5-15,7%) компании нужна господдержка в размере 26-130 млрд руб.
По данным издания, предложенные варианты не понравились Минэкономики и Минфину. Вице-премьер Дворкович готов поддержать индексацию максимум на 10%, что по расчетам монополии предполагает субсидии в объеме 100 млрд руб. В то же время, по мнению источников «Коммерсанта», Дворкович не собирается принимать решение, пока РЖД не «отработают программу сокращения издержек».
На совещании представители монополии заявили о тяжелом финансовом положении РЖД: из-за спада погрузки за 5 месяцев компания не дополучила 18,4 млрд руб. В июне РЖД прогнозируют снижение погрузки на 5,3%, а по итогам года на 2,5% до 1,19 млрд тонн. По словам источника, в 2015 году компания ожидает роста расходов к утвержденному советом директоров плану на 14,7 млрд руб до 1,32 трлн рублей, а в 2016-м - до 1,46 трлн руб. Еще 15,2 млрд руб РЖД теряют на инфраструктурных облигациях из-за роста инфляции. Кроме того, монополии не хватает 50,4 млрд рублей на инвестпрограмму этого года (всего 427,7 млрд рублей).
На этом фоне РЖД скорректировали прогноз на 2016 год, сделав его более консервативным. Плановая погрузка в 2016 году снижена до 1,2 млрд тонн с 1,23 млрд тонн, чистая прибыль будет равна нулю. По словам источника издания, инвестпрограмма на 2016 год сейчас оценивается в 501,7 млрд руб, на 2017 год - в 532,8 млрд руб, а на 2018-й - в 413,4 млрд руб. При этом объем субсидий будет расти: в 2017 году понадобится уже 150 млрд руб, а в 2018-м - 200 млрд руб, и это без учета господдержки пригородных перевозок.
Аналитики полагают, что за последние два года ОАО «РЖД» не приняло никаких мер для роста доходов от погрузки, кроме повышения тарифов. Но при ухудшении ситуации в экономике этот механизм уже не работает, а рост тарифов выше 10% приведет к оттоку грузов на другие виды транспорта. По мнению экспертов, РЖД с грузоотправителями нужно переходить на гибкое тарифообразование.