«Уралвагонзавод» уступает лидерство ТВСЗ
14.05.2015
Ж/Д транспорт
Согласно данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), производство вагонов в России в первом квартале 2015 года сократилось почти в 2,5 раза, сообщает «Коммерсант». Спад затронул почти всех участников рынка.
Так, выпуск на Алтайвагонзаводе упал на 61%, до 500 вагонов, на Новокузнецком вагоностроительном заводе - на 36%, до 330 штук, на «Рузхиммаше» (входит в «Русские машины») - на 89%, до 181 штуки, а ряд заводов фактически остановились. Кризис вагоностроения не обошел и традиционного лидера рынка - НПК «Уралвагонзавод», основная часть продукции которого сбывалась подконтрольной заводу «УВЗ-Логистик». Предприятие снизило производство в шесть раз, до 920 вагонов.
На фоне других производителей более благоприятной выглядит ситуация у Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), выпустившего 2,7 тыс. инновационных вагонов против 2,1 тыс. штук в первом квартале 2014 года (также рост на 23 %, до 650 вагонов, показал Брянский машиностроительный завод «Трансмашхолдинга»).
У ТВСЗ та же бизнес-модель с опорой на кэптивных операторов, что и у УВЗ: почти все выкупают аффилированная лизинговая Rail1520 и оператор «Восток1520». Несмотря не это, эксперты считают смену лидера среди вагоностроителей предсказуемой: бизнес-модель ТВСЗ в части выпуска только инновагонов, более раннего выхода их на рынок и выстраивания системных отношений с операторами и грузовладельцами оказалась лучше, чем у УВЗ, который до сих пор выпускал и обычные вагоны. Более того, у ТВСЗ более серьезная тарифная скидка на инновагоны.
Аналитики полагают, что УВЗ допустил стратегическую ошибку, когда не перешел на выпуск только инновагонов, доходность которых на 300-350 рублей выше. По их мнению, в лучшем случае УВЗ в 2015 году выпустит 14 тыс. вагонов вместо анонсируемых 20 тыс., то есть столько же, сколько собирается выпустить ТВСЗ.