Порт Восточный готовится стать 100-миллионником - Морские вести России

Порт Восточный готовится стать 100-миллионником

30.05.2022

Порт Восточный готовится стать 100-миллионником

С того момента, как санкционная политика коллективного Запада в отношении России кардинальным образом повлияла на систему грузопотоков в пользу восточного направления, порты Приморского края оказались в новой ситуации: рост объемов перевозок на ограниченных по емкости транспортных сетях привел к их перегруженности, произошли изменения грузовой номенклатуры и перемены на судоходном рынке. Все это сегодня испытывает на себе и крупнейший порт региона Восточный.

Между тем современная система обеспечения безопасности мореплавания, организации и контроля судоходства, выстроенная ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», способствует бесперебойной деятельности бизнеса в порту. О том, как порт адаптируется к новым условиям и как организована работа портовых властей, в интервью «МП» рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный Василий Бурда.

«МП»: Василий Анатольевич, сначала расскажите, как сработал порт по итогам 2021 года и чем завершился первый квартал текущего года? Какие изменения наблюдаются и чего ожидаете в краткосрочной перспективе?

– Грузооборот порта Восточный по итогам 2021 года вырос на 0,5%, до 77,8 млн тонн. Основной объем представлен экспортными энергоносителями и находится на уровне предыдущего года – около 74 млн тонн. Импорт увеличился на 30%, примерно до 2,8 млн тонн. А вот каботажные перевозки снизились на 15% практически по всем видам грузов.

Несмотря на снижение экспортной отгрузки угля на 10,7%, до 25 млн тонн, объем грузооборота остался фактически на уровне 2020 года за счет увеличения отгрузки нефти и неф-тепродуктов на 6%, до 35 млн тонн, и роста обработки контейнеров на 19%, до 471,2 тыс. TEU.

В первом квартале 2022-го грузооборот порта вырос на 5,3%. В первую очередь рост произошел за счет контейнерных грузов, объем переработки которых вырос почти на 30%. Как известно, из-за COVID-19 многие китайские порты были закрыты и значительная часть контейнерных грузов была перенаправлена в дальневосточные порты для дальнейшего транзита по Транссибу. Экспорт нефти увеличился на 8,1%, на 15,9% вырос экспорт черных и цветных металлов. Основные направления доставки российских грузов остались без изменения.

Что касается краткосрочных прог-нозов, то в условиях экономических санкций сложно прогнозировать дальнейшую работу порта. Однако резкого падения грузооборота во втором квартале 2022 года мы не ожидаем.

«МП»: Как повлияла на работу порта санкционная политика западных стран? С чем столкнулась Служба капитана порта, в частности инспекторы ИГПК, после ухода крупнейших судоходных линий?

– Кардинального влияния на деятельность порта санкции не оказали. Несмотря на продолжающееся усиление санкционного давления на Россию, и транспортную отрасль в частности, порт работает в штатном режиме – задержек в обработке судов и вагонов нет. Корректировкам подвергаются лишь системы поставок.

Кроме того, порт продолжает наращивать грузовой потенциал. Насколько мне известно, все заявленные проекты реализуются по плану.

В первом квартале 2022 года порт Восточный посетило 396 судов под флагами зарубежных стран (за тот же период 2021 года – 397). И это при том, что ушли крупнейшие морские линии и перевозчики.

В инспекции государственного портового контроля (ИГПК) каких-либо изменений по порядку оформления судов нет. Для инспекторов не имеет значения, суда каких компаний оформлять, каким линиям они принадлежат. У нас работают инспекторы с большим стажем и опытом. Они проходят постоянные курсы повышения квалификации, поэтому все задачи и нагрузки им по плечу. В целом изменения на судоходном рынке никак не отразились на работе порта и инспекторов.

«МП»: Каковы итоги работы ИГПК в прошлом и текущем году? Изменился ли характер нарушений судами национальных нормативов и международного права? Какими силами обеспечивается в целом безопасность мореплавания в порту?

– Специалисты ИГПК Службы капитана морского порта Восточный в круглосуточном режиме обеспечивают безопасность мореплавания и стоянки судов в акватории порта и на подходах к нему, осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ и международных договоров, относящихся к торговому мореплаванию.

В штате ИГПК работают 18 специалистов во главе с начальником инспекции. По линии FSC в 2021 году было проинспектировано 61 судно, выявлено 162 недостатка, задержано 1 судно. По линии PSC проинспектировано 287 судов, выявлено 730 недостатков, задержано 5 судов.

За 3 месяца 2022 года по линии FSC проинспектировано 8 судов, выявлен 21 недостаток, задержано 0 судов. По линии PSC проинспектировано 78 судов, выявлено 230 недостатков, задержано 3 судна. Основные недостатки относятся: к пожарной безопасности, спасательным средствам, конструкции судна и оборудования, условиям труда моряков.

Помимо ИГПК, в структуру Службы входит группа организации работ в морском порту и на подходах к нему, которая осуществляет ежедневные осмотры территории и акватории порта, контроль соблюдения экологических стандартов и нормативов, экологической безопасности, состояния окружающей среды, а также соблюдение очередности оформления судов, составление суточного графика расстановки и движения судов в порту, ведение документации по причалам порта, контроль сроков освидетельствований причалов и проведения промерных работ, обеспечение сопровождения работ по изменению границ порта и другие функции.

«МП»: Какие методы и средства применяются Службой для совершенствования работы и повышения безопасности мореплавания?

– Благодаря внедрению Росморречфлотом и ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» цифровых технологий, Службе капитана порта удалось значительно снизить нагрузку на сотрудников. Так, система Port Call помогла наполовину сократить время документооборота.

Одними из важных принципов работы Службы стоит назвать оперативность и всестороннюю вовлеченность в рабочий процесс, который организован таким образом, что в каждый момент времени контролируются все узловые точки деятельности морского порта. В любой момент ответственному специалисту можно проверить, что и где происходит. Служба незамедлительно отреагирует на любое сообщение о чрезвычайном происшествии или его вероятности, оценивая на месте ситуацию и оптимальные меры по предотвращению или нейтрализации последствий.

Сегодня в Службе достаточно штатных специалистов для эффективного исполнения и даже расширения функций. Например, требование по созданию отдельного направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности реализуется в рамках реорганизации существующей структуры, не влияя на сложившуюся систему работы по другим направлениям.

Служба капитана морского порта должна находиться на передовой технологического процесса, чтобы быть в состоянии оценить возможность его оптимизации и при необходимости оказать содействие усовершенствованию, что в итоге всем облегчит работу.

Например, некоторое время назад была проведена рационализация бункеровочного процесса. При содействии бункеровочных компаний удалось разгрузить рейдовый комплекс и перенаправить потоки бункерующихся транзитных судов в отдельный сегмент порта, находящийся на его южной границе. В результате оперативность бункеровок возросла, а режим судоходства упростился.

На данный момент совместно с одной из стивидорных компаний завершена работа над сокращением времени швартовных операций за счет изменения порядка подхода судов, совместно со специалистами СУДС проведен ряд совещаний, на которых выработаны необходимые рекомендации. Эту рациональную идею позволили осуществить буксирные и лоцманские возможности.

«МП»: В конце февраля этого года в порту была проведена операция по спасанию аварийного плашкоута. Расскажите подробнее об этой операции и в целом об аварийности в порту.

– По статистике, аварийность в Восточном отсутствует. Это результат постоянной профилактической работы и строгого контроля. В порту регулярно проходят плановые учения по спасанию и ликвидации последствий аварий. При возникновении внештатной ситуации сразу же принимаются необходимые меры.

Так случилось и в ночь на 22 февраля 2022 года, когда по согласованию с капитаном порта экипаж буксира-кантовщика «Инженер Мисан» (АО «Восточный Порт») оказал оперативную помощь морякам судна СП-4. Из-за поломки двигателя самоходный плашкоут потерял ход у мыса Поворотного недалеко от входа в залив Находка и оказался во власти стихии.

В сложных метеоусловиях, при высоте волн до трех метров и сильных порывах ветра, «спасатели» смогли отыскать среди волн практически обесточенный плашкоут и закрепить тросом неуправляемое судно. При штормовой погоде экипаж буксира-кантовщика справился с задачей на отлично.

Чтобы не оборвался трос, плашкоут пришлось вести на небольшой скорости к причалам Гайдамакского судоремонтного завода в Ливадии. Вся операция заняла 10 часов. Капитан буксира профессионально выполнил поставленную задачу. Пострадавших нет.

«МП»: Известно, что с учетом реализации инвестпроектов мощность порта составит более 100 млн тонн. С какими проектами связан прирост мощности? Насколько сейчас пропускная способность порта и железнодорожных подходов соответствует потребностям рынка, связанным с переориентацией грузопотоков на Восток?

– Сегодня порт в состоянии перерабатывать до 80 млн тонн грузов в год, что, вероятно, отвечает текущим потребностям рынка АТР. Что касается железнодорожных подходов, то РЖД имеет договорные отношения с каждым терминалом порта. Более того, подтверждена доставка грузов строящимся терминалам.

Порт развивается, и в ближайшем будущем мы рассчитываем на увеличение объемов перевалки до 100 млн тонн грузов в год. Достижение этого показателя будет поэтапным, по мере реализации начатых проектов.

В 2020 году введена в эксплуатацию 3-я очередь углеперегрузочного комплекса мощностью 8 млн тонн. В рамках этого проекта сегодня ведутся работы по реконструкции причала №51, строительство причалов №52 и 52А. С окончанием работ по проекту мощность комплекса увеличится на 5 млн тонн.

Кроме того, во второй половине 2022 года заканчиваются работы по строительству нового углеперегрузочного комплекса «Коулстар» мощностью на первом этапе до 1,5 млн тонн. Также ведется строительство терминала «Находкинского завода минеральных удобрений», окончание строительства – 2024 год, мощность на первом этапе – до 3,6 млн тонн.

«МП»: Насколько актуально перепрофилирование ряда терминалов на Дальнем Востоке под контейнерные грузы? Какие возможности здесь у порта Восточный?

– Контейнерное направление в порту имеет большие перспективы. Сегодня здесь имеются мощности для переработки 683,5 тыс. TEU – это крупнейший контейнерный терминал на Дальнем Востоке, которым управляет «Восточная стивидорная компания» (ВСК).

Стивидор постоянно модернизирует технический парк, особенно после отказа от перевалки угля. В прошлом году компания ввела в эксплуатацию два новых контейнерных перегружателя на рельсовом ходу типа RMG с шириной пролета 32 метра и грузоподъемностью 50 тонн. Они дают возможность складирования контейнеров в 14 рядов и 6 ярусов в высоту, до этого допускалось не более 3 ярусов.

Оборудование используется в складской зоне, где ранее была проведена реконструкция подкрановых путей и сопутствующей инфраструктуры, а также уложено усиленное фитинговое покрытие, рассчитанное на увеличенную нагрузку хранения контейнеров. По данным стивидора, модернизация позволила увеличить емкость площадки в 2 раза, до более 2,7 тыс. TEU, а суммарную емкость склада – до 25 тыс. TEU.

Также большие перспективы в развитии контейнерного грузопотока видит АО «Восточный Порт» и делает в этом направлении серьезные шаги. В 2020 году стивидор запустил процесс глубокой модернизации и трансформации универсального перегрузочного комплекса в мультимодальный экспортно-импортный хаб.

В настоящий период под контейнерную перевалку здесь задействовано два из четырех причалов. В течение 2022 года в рамках второго этапа проекта будет выделено три причала. С учетом модернизации и покупки новой техники мощность комплекса достигнет 87,6 тыс. TEU. Третий этап, который предполагает полномасштабное использование всех четырех причалов, увеличит мощность до 116,8 тыс. TEU к осени 2023 года.

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты