Президент посмотрел на судостроение - Морские вести России

Президент посмотрел на судостроение

17.10.2022

Транспортная политика

Президент посмотрел на судостроение

Фото: пресс-служба Президента России

И в ходе совещания по развитию отрасли пришел к неутешительному выводу, что ей нужно задать долгосрочные ориентиры развития, верстать планы верфей исходя из потребностей заказчиков, дать ход инициативам российских судостроителей и многому другому.

А. Иванов

Да, президенту пришлось вникать в нюансы отраслевых процессов, поскольку, как выяснилось в наступивший час икс, для обеспечения транспортной безопасности страна мало на что может реально рассчитывать у ответственных ведомств. Увлекшись строительством обеспечивающего флота, напрочь подзабыли о транспортном, который, собственно, и перевозит грузы, являясь важнейшим средством независимой международной торговли любой державы, тем более такой, как суверенная Россия.

И этого флота в стране в должном тоннаже, как оказалось, просто нет, отчего и ищем фрахт на стороне. Например, более половины нефтяного экспорта нашего возят греческие танкеры, а у нас нечем? А ведь экспортные грузы –это еще и минудобрения, зерно, лес, уголь и т.д. – и они также не обеспечены национальным тоннажом.

Получается, мы говорим, что нам нужен флот сейчас, а нам говорят, что флот будет, тогда как к строительству крупнотоннажного коммерческого флота и судоверфей только планируется приступить, причем в условиях экономической войны со стороны западной коалиции.

Главное направление

И хотя Крым вернулся в родную гавань уже восемь лет как, а военная спецоперация по освобождению Донбасса и Украины от бандеровского ига идет более полугода, видимо, без подсказки президента страны ответственные товарищи не ведали, что им «необходимо определить планы развития отечественного судостроения на длительную перспективу, верстать планы верфей, исходя из потребностей заказчиков».

В ходе совещания президент уточнил, что «особенно важно – учитывая длительный цикл производства судов, задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, заказы должны быть соответствующим образом выстроены».

– Нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей самих заказчиков – транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний, – пояснил В. Путин участникам совещания по развитию судостроительной отрасли. Глава государства обратил внимание, что именно оценка заказчиков «является ключевым критерием работы всей отрасли».

По мнению В. Путина, «нужно дать ход инициативам российских судостроителей, их отечественных поставщиков и заказчиков, поддержать модернизацию наших верфей и предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы внутри России появились новые заказы на качественные, современные суда, в том числе ледового класса для наращивания возможностей Северного морского пути и других наших арктических проектов». По его мысли, «все это необходимо для того, чтобы росла загрузка отечественных предприятий, создавались рабочие места в этой сложной, высокотехнологичной отрасли.

Кроме того, он назвал одним из главных, перспективных направлений отечественного судостроения строительство крупнотоннажных судов. Глава государства напомнил, что было принято решение финансировать часть затрат на такие проекты в том случае, когда они увязаны с локализацией производств, с созданием в России самых передовых технологий в этой сфере.

Сага о новой крупнотоннажной верфи

Как заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, в России ощущается необходимость в новой крупнотоннажной верфи.

– Эксперты, которых мы привлекали, и наши специалисты, наши партнеры приходят к выводу о необходимости строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения, – сообщил глава атомной отрасли. По его мнению, наиболее реалистичным представляется вариант совместного проекта Росатома и ОСК в лице Балтийского завода, входящего в судостроительную госкорпорацию. Он пояснил, что именно такой вариант разработал Центр технологии судостроения и судоремонта, добавив, что речь идет о крупнотоннажной верфи с обработкой на максимуме до 300 тыс. тонн металла.

Как уточнил гендиректор Росатома, это может быть разделенный на несколько этапов проект, специализирующийся на судах с ядерными энергетическими установками, на судах ледового класса и плавучих атомных энергоблоках. Строительство, по словам Лихачева, возможно в три этапа. «Амбициозная цель – первый этап крупноузловой сборки завершить за 38 месяцев», – сказал он. По словам главы атомной отрасли, на первом этапе возможно финансирование с элементами ГЧП.

В дальнейшем, по его словам, проект может быть продолжен за счет собственных и заемных средств. «Естественно, со льготными и комфортными условиями этого финансирования», – сказал он, добавив, что это можно будет осуществить при условии консолидации заказа с учетом потребности в такой верфи не только у Росатома, но и у предприятий других отраслей.

Говоря о возможной площадке для реализации проекта, он предложил остров Котлин (Ленинградская область). И пояснил: «Мы проанализировали различные варианты размещения новой производственной площадки вместе с коллегами и со специалистами. <…> 13 площадок было рассмотрено. Наиболее перспективной по соотношению глубин, коммуникаций, ресурсов, в первую очередь кадровых, представляется остров Котлин рядом с Кронштадтом», добавив, что этот вопрос уже проработан как с местными муниципальными властями, так и с руководством Санкт-Петербурга.

В ответ В. Путин поправил, что «остров Котлин – не рядом с Кронштадтом, а сам Кронштадт расположен на острове Котлин», и спросил, с какой стороны дамбы планируется реализовать проект. А. Лихачев уточнил, что по проекту строительство верфи предполагается с внутренней стороны дамбы.

К диалогу подключился гендиректор ОСК Алексей Рахманов, заявив, что «мы проект рассматривали с разных сторон, и, по сути своей, это реинкарнация планов моих предшественников образца 2010 года». По его словам, они «этот проект, можно сказать, зачехлили только по той причине, что у нас не было понимаемого структурного спроса на крупнотоннажный флот».

В целом же, по его словам, технологические решения и подходы понятны. «Ну а потом, если судьба, соответственно, так решит, может быть, к 2040 году посмотрим с вашего одобрения возможность перебазировать Балтийский завод уже целиком на эту (остров Котлин, Кронштадт. – Прим.) площадку, чтобы не потерять кадры», – сказал он. Отвечая на вопрос президента о том, смогут ли крупные суда проходить через дамбу сквозь шлюзовые сооружения к верфи, глава ОСК ответил утвердительно.

«Звезда» получит поддержку

– Касательно нового СПГ-проекта «НОВАТЭКа» В. Путин заявил, что государство поддержит дальневосточную судоверфь «Звезда», чтобы она смогла обеспечить его танкерами.

В ответ глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон заявил, что «нам надо решать вопрос 2025–2026 года <...> Чем меньше танкеров, тем больше пойдет (дополнительно произведенных объемов СПГ) на Запад (вместо Азиатско-Тихоокеанского региона). Это совершенно неправильно и несет дополнительные риски. И поэтому мы должны выходить и завоевывать рынок там (в АТР)».

Президент отреагировал на реплику Л. Михельсона, заявив: «Не пустые слова, что мы многое делаем, чтобы проект «Звезда» состоялся, в том числе это касается и пакета заказов. Нужно сделать все, правительство должно помочь «Звезде», чтобы по максимуму выполнить ожидания заказчика. Потому что, если «НОВАТЭК» выполнит свои планы по созданию новой площадки по производству СПГ (речь о проекте «Арктик СПГ – 2), продукты надо возить, что же им делать?». И предложил «все усилия предпринять, чтобы проекты были реализованы, давайте подумаем, чем вам помочь дополнительно».

ОСК на дороге аудита

– Финансовый аудит накопленной задолженности корпорации в сегменте гражданского судостроения будет проведен до конца ноября – начала декабря, – сообщил вице-премьер – глава Минпромторга России Денис Мантуров. По его сведениям, судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой (удорожания строительства), особенно когда заключали контракты с твердой ценой при отсутствии проекта. В результате, чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки за превышение первоначальной стоимости.

Вот почему совместно с Минфином принято решение о проведении аудита накопленной задолженности, и «начнем с предприятий ОСК, а по итогам будут сформированы предложения по возможному последующему их финансовому оздоровлению», – сказал он.

Более того, чтобы в будущем исключить подобные ситуации, он дал поручение ОСК не заключать контракты на строительство судов без получения независимой технико-экономической экспертизы. А в дальнейшем предложил «закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли как в отношении госзаказов, так и проектов компаний с госучастием. Соответствующие поправки в федзакон о промышленной политике внесены в Госдуму, прошли уже первое чтение, и ожидаем их принятие в начале осенней сессии», – добавил он.

По вопросу проведения аудита В. Путин попросил уточнить, откуда появилась накопленная задолженность ОСК.

По словам Д. Мантурова, она возникла в связи с тем, что верфям хочется быстрее запустить строительство, не получая качественной экспертизы и твердой цены по контракту, что в итоге приводит к увеличению стоимости работ. Он напомнил, что два года назад президент поддержал предложения по финансовому оздоровлению большого количества предприятий, в частности ОСК.

– В первую очередь это касалось заказов по кораблестроению в части госпрограммы вооружения, я имел в виду сейчас по гражданскому сегменту, поэтому, если вы не возражаете, мы с Минфином до конца ноября, максимум начала декабря проведем такой детальный анализ, потому что предприятий много, и дадим структурные предложения по дальнейшему принятию решения по данному вопросу», – пояснил Д. Мантуров.

И Родина и финансы

Выслушав объяснение вице-премьера, президент поинтересовался у главы ОСК А. Рахманова: «Алексей Львович, чего контрактов убыточных назаключали?».

– Проблема касается головных заказов, когда мы начинаем строительство, практически не имея до конца полной спецификации и понимания, из чего корабль или судно будет состоять, – ответил он. И привел подробности: «в таких ситуациях, когда работаем с Минобороны, работаем по ориентировочным ценам, а вот бюджетные правила, к великому сожалению, если говорим про суда Росморпорта или, например, в разговорах с частниками, всегда упираемся в две проблемы: на этапе формирования строительства заказа, не имея проекта, не можем мотивированно заявить о том, какая будет цена, а поскольку мы стараемся быть клиентоориентированными, то в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков для того, чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами». И добавил: «Может, это неправильный подход, посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом уже наши финансы».

Но президент увидел больше: «Алексей Львович, вы сказали, что сначала Родина, а потом – финансы. Хочу обратить ваше внимание на то, что интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной и наоборот – нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. Я обращаю на это ваше внимание». И продолжил: «Что касается интересов заказчика, то и здесь, конечно, нужно работать с заказчиком, обеспечивать его интересы. Но это не значит, что нужно делать все шалтай-болтай, начинать стройку, заканчивать, а потом с финансами разбираться, подгоняя одно под другое», – сказал президент. По его убеждению, «вопрос не в том, чтобы пренебрегать интересами заказчика, вопрос в том, чтобы своевременно, грамотно отработать в короткие сроки все формальные вопросы, связанные с заключением контрактов. Обращаю на это ваше внимание», – заключил В. Путин.

Морской флот №4 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика