Важно завершить начатые системные преобразования - Морские вести России

Важно завершить начатые системные преобразования

28.12.2023

Транспортная политика

Важно завершить начатые системные преобразования

Фото: пресс-службы правительства РФ

Выступая на пленарной сессии «Россия 2035: к новой экономике транспорта», прошедшей в рамках форума «Транспорт России», Михаил Мишустин обратил внимание, что «здесь собрались руководители крупных компаний, машиностроительных предприятий, строительных организаций, ведущие специалисты в сфере информационных технологий, чтобы вместе обсудить планы повышения связанности нашей страны, наращивания грузовых и пассажирских перевозок».

Пообещав уделить особое внимание вопросам развития транспортной инфраструктуры, напомнил: «Как подчеркивал наш президент, это чрезвычайно важно для будущего России с ее огромной территорией и ведет к активному росту экономики по всем направлениям».

Итак, председатель правительства считает, что, несмотря на санкционные вызовы, отрасль динамично движется вперед, обеспечивая надежное снабжение промышленного сектора, бизнеса и, что самое важное, людей всеми необходимыми товарами и услугами. Как и стабильные поставки за рубеж экспортной продукции отечественных компаний.

В условиях формирования нового многополярного мира удалось достаточно быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на юг и восток. И важно завершить начатые системные преобразования. Для этого в течение ближайших лет на финансирование госпрограммы развития транспортной системы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн рублей ежегодно.

Все приоритетные проекты включены в Транспортную стратегию, утвержденную правительством, и закладывают значительные возможности для укрепления нашей экономики, реализации всех проектов на будущее.

Шесть задач правительства

М. Мишустин выделил шесть ключевых задач, которые в сегодняшних реалиях предстоит решить.

Первая из них – это поступательное наращивание провозной способности основных транспортно-логистических коридоров. По поручению президента их расширение идет в сторону восточного, Азово-Черноморского и Каспийского направлений и далее к Персидскому заливу. Это необходимо для укрепления торговых связей с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, СНГ, а также странами Ближнего Востока, Африки, Азии. Россия готова развивать двусторонние отношения со всеми, кто открыт к конструктивному, взаимовыгодному сотрудничеству.

Реализация намеченных планов потребует серьезного запаса производственных мощностей и ускорения строительства инфраструктуры. Прежде всего речь идет о железных дорогах. Глава государства подчеркивал значимость развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. И давал поручение о повышении пропускной способности Восточного полигона до 180 млн тонн в год к концу следующего года. В целом за 10 лет этот показатель увеличился уже более чем в полтора раза. И в текущем достигнет 173 млн тонн. По нашим прогнозам, к окончанию этого десятилетия он превысит 210 млн тонн.

Действительно, изменения в грузовой логистике носят кардинальный характер, особенно за последние два года. Внешние ограничения и барьеры привели к тому, что мы, напротив, смогли выйти на очень хорошие темпы перевозок. Очень важно их не сбавлять. Усиление возможностей железных дорог задает вектор развитию добывающей и обрабатывающей промышленности. Вырастут заказы отечественных предприятий.

И конечно, особое внимание правительство продолжает уделять созданию инфраструктуры Северного морского пути – как наиболее короткого маршрута между Азией и Европой. Не только расширяем атомную ледокольную группировку, но и внедряем цифровую экосистему, которая обеспечит судовладельцев необходимыми данными и сервисами для более безопасного и комфортного мореплавания в Арктической зоне.

Международные транспортные коридоры упираются в морские порты. Из‑за роста объемов перевалки грузов многие из них нуждаются в реконструкции. И потому активно идет их модернизация, как и пунктов пропуска на госгранице. Мы сегодня как раз посмотрели новые технологии, которые будут использоваться там.

При этом необходимо, чтобы строительство современной инфраструктуры было синхронизировано с планами наращивания экспортно-импортных операций.

Второе направление – это укрепление связанности территорий и повышение возможностей для мобильности нашего населения. Крайне важно в решении этих вопросов опираться на мнения граждан, местных жителей. И смотреть, какие маршруты, какие виды транспорта наиболее востребованы и значимы. Это та самая обратная связь, о которой говорит президент.

На возможности путешествовать по стране и в целом на качество жизни людей значительно влияет ситуация с состоянием дорожной инфраструктуры. С начала года в России построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс – почти в три раза больше, чем годом ранее. Отремонтировано еще свыше 10 тыс. км. Необходимо сохранять высокие темпы строительства автомагистралей.

Как отметил глава государства, к концу 2024 года отрасль должна выйти на новый рубеж – привести в нормативное состояние 85% дорог в крупнейших наших городах, что еще сильнее повысит безопасность движения и комфорт водителей.

Активность строителей сейчас заметна практически во всех регионах. Расширен участок магистрали Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан. Запущены автомобильные обходы Аксая и Краснодара на трассе М-4 «Дон». Введены в эксплуатацию мосты через Енисей в Красноярском крае и через Свирь в Ленинградской области. Сегодня дан старт движению между республиками Чувашия и Татарстан. А в декабре будет полностью открыт участок скоростной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани общей протяженностью свыше 800 км.

Усилению связанности поможет и расширение воздушного сообщения. Гражданская авиация смогла преодолеть основные трудности, которые вызваны санкциями, и сейчас набирает обороты. Реализуются масштабные планы по возрождению отечественного авиапрома. Активно модернизируется аэродромная инфраструктура, десятки аэропортов получают современные взлетно-посадочные полосы, которые способны принимать любые типы воздушных судов, в том числе в Певеке, Магнитогорске, Якутске.

Динамично обновляется и портовая инфраструктура, объекты внутреннего водного транспорта. Также проводим дноуглубительные работы, в том числе на Волге и Дону. Создаем привлекательные условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в строительство самых современных судов. Отмечу, что за январь-сентябрь речным флотом было перевезено 9,5 млн пассажиров, что почти на 20% больше, чем годом ранее.

Еще одна задача – повышение доступности перевозок. Для этого необходимо создавать условия для конкуренции среди транспортных компаний, вводить эффективные механизмы регулирования рынка. При этом преимущества должны получать те, кто принимает меры для сокращения издержек, в том числе за счет внедрения самых последних новых технологий.

Следующее направление – это достижение полноценного технологического суверенитета. Ключевым условием стабильного функционирования транспортного комплекса страны является его независимость от иностранных производителей. При перевозке пассажиров, грузов надо опираться на собственные разработки. И главное – не допустить отставания отрасли.

Это же касается и цифровизации. Использование передовых решений, сервисов повышает скорость доставки грузов, способствует бесшовной логистике, напрямую влияет на уровень комфорта пассажиров. Мы сегодня ознакомились с некоторыми решениями в этой области в ходе осмотра выставки.

И хочу отметить, что сейчас продвигается проект внедрения электронной очереди на пунктах пропуска. В этом году она уже запущена на нескольких первых участках госграницы, в том числе в Забайкальске.

Есть еще целый ряд цифровых продуктов, которые уже не первый год подтверждают свою эффективность на деле. Как, например, хорошо известная автомобилистам система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Пятая задача – это транспортная интеграция новых субъектов: Донецкой, Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей. Для их полноценного вовлечения в социально-экономическую жизнь страны требуется принять системные меры по восстановлению всей инфраструктуры. И там уже отремонтировано (сегодня мы слышали на стенде) почти 1,5 тыс. км автомагистралей, несколько десятков искусственных дорожных сооружений. Активное участие в этом также принимают около 30 регионов. Благодаря чему в текущем году будет завершена реконструкция дополнительно еще более 400 км трасс.

И еще об одном из главных направлений – о подготовке квалифицированных кадров. Сегодня профильное образование дают почти два десятка отраслевых вузов. И каждый шестой обучающийся в России выбирает профессию, которая связана со сферой транспорта. При этом молодые люди не только приобретают классические знания, но, что очень важно, и мы сегодня говорили об этом на стендах, изучают новые технологии, включая навыки управления беспилотниками.

Премьер напомнил, что форум традиционно проходит в преддверии профессионального праздника – Дня работника транспорта, и поздравил тружеников отрасли, уважаемых ветеранов с наступающим праздником, а также добавил: «Рассчитываю, что в ходе дискуссий, обмена опытом появятся интересные идеи и предложения, которые помогут повысить эффективность транспортной системы страны».

Фото. В ходе посещения выставочного стенда ФГУП «Росморпорт» М. Мишустин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии закладки киля мелкосидящего ледокола на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе.

Источник: пресс-службы правительства РФ

Награды – достойным

Выступая на церемонии награждения, М. Мишустин сказал: «Сегодня мы отмечаем государственными наградами всех, кто своим трудом и достижениями развивает транспортный комплекс России. Благодаря вашей работе укрепляется экономика страны, технологический суверенитет, соединяются тысячи городов, а миллионы людей имеют возможность с комфортом передвигаться по необъятным просторам нашей Родины. Наша земля всегда славилась героями, которые проявляют доблесть, мужество, отвагу. И вы своим примером это подтверждаете».

В числе награжденных, конечно, и работники отрасли водного транспорта. Председатель правительства рассказал, что, когда гражданский теплоход подвергся обстрелу в Азовском море, экипаж проявил бесстрашие, выдержку, и назвал имена отличившихся моряков. Это старший механик Вячеслав Сергеевич Тетерятников и электромеханик Михаил Владимирович Назаров. «Они сделали все, чтобы сохранить и команду, и судно», – подчеркнул председатель Правительства России.

Морские вести России №17 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ