Международные грузоперевозки получат поддержку - Морские вести России

Международные грузоперевозки получат поддержку

13.06.2022

Российская экономика

Международные грузоперевозки получат поддержку

Фото: пресс-служба Global Ports

Потери российской транспортной отрасли из-за санкционной войны, по первым приблизительным оценкам, могут составить около $5 млрд. Кроме того, потребуются расходы на перестраивание логистических цепочек, создание новых складов и терминалов, налаживание контактов с контрагентами. Для смягчения влияния западных санкций российским правительством предприняты первые шаги поддержки транспортной отрасли. Помимо упрощения правил контроля, расширения возможностей кредитования организаций транспортного комплекса, предусмотрены прямые субсидии и другие виды поддержки. Меры защиты от санкций вводятся и в отношении морских грузоперевозок.

Сергей Петровский

Основные потери

По оценкам аналитиков и представителей логистических компаний, совокупные потери транспортной отрасли России из-за новых западных санкций составят по итогам 2022 года от 30% до 40%. Как считают аналитики, больше всего пострадают морские и воздушные перевозки. Но если авиационная отрасль опять закончит год с убытком, то морская может даже оказаться в плюсе.

Потери в морских перевозках будут связаны с прекращением поставок экспортной продукции морем в Евросоюз и США. Например, убытки принесет запрет Евросоюза на импорт российского угля. По данным ФТС, в 2021 году Россия отгрузила в Европу через порты 50,6 млн тонн угля на €3,8 млрд (Германия, Италия, Кипр, Нидерланды, Польша, Франция). Также прекратится экспорт цемента и древесины. Поставки цемента за 2021 год составили 50 тыс. тонн.

Заметного сокращения экспорта газа, нефти и нефтепродуктов аналитики не ожидают. А снижение транспортировки остальных сырьевых товаров может варьироваться от умеренного до значительного в зависимости от степени ограничений и контрмер.

Примерно на 15-20% снизится импорт в Россию машин и оборудования из стран ЕС и США. А это также ударит по морской отрасли.

По данным Национального рейтингового агентства (НРА), за первое полугодие 2021 года экспорт транспортных услуг в сфере перевозок составил $6,8 млрд. Если предположить, что годовой объем составит $13,6 млрд, то потери могут достигать примерно $5 млрд. В общем объеме экспорта транспортных услуг на водный транспорт приходится 36%. Но это не значит, что потери распределятся пропорционально. Основной спад все же придется на авиатранспорт. Морские перевозки частично будут компенсированы перенаправлением грузопотоков с Запада на Восток, в страны АТР.

В сложившейся ситуации, по мнению экспертов, без помощи государства не обойтись. Однако помощь должна заключаться не только в упрощении доступа к финансовым ресурсам, но и в смягчении административных процедур, устранении препятствий для инвестирования в инфраструктурные проекты, для быс-трого запуска новых проектов по строительству железнодорожных путей и портовых мощностей.

Поддержка транспортной отрасли

В рамках единого плана мер по защите экономики от санкций Правительство РФ начало оказывать поддержку транспортной отрасли. По предварительным данным, на реализацию плана из федерального бюджета выделят более 1 трлн рублей, из них на транспорт предполагается направить 275 млрд.

Помимо прямых финансовых вливаний, запускаются меры косвенной поддержки, связанные с упрощением доступа к финансовым ресурсам, ослаблением контроля, снятием административных барьеров. Так, предусмотрена отсрочка проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопас-ности, что позволит компаниям перераспределить финансовые средства.

Ключевой законопроект о поддержке транспортной отрасли в условиях санкций был опубликован на портале правительства 10 марта. За несколько дней он прошел Госдуму, Совет Федерации и 14 марта уже был подписан Президентом РФ. В законе содержатся меры поддержки всех видов транспорта, в том числе морского и внутреннего водного. Позже эти меры были конкретизированы и дополнены.

Правительство 31 марта внесло в Госдуму другой законопроект – об обеспечении бесперебойного функционирования транспортного комплекса в условиях санкций. Документ прошел все стадии и 15 апреля вступил в силу. Закон носит рамочный характер. Прежде всего он расширяет перечень видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности государства.

К таким видам деятельности отнесена и перевозка морским и внутренним водным транспортом грузов, список которых утвердит правительство. Учитываться будут перевозки между местами погрузки и выгрузки на территории России или в исключительной экономической зоне, а также перевозки от места погрузки в России до первого места выгрузки или перегрузки за пределами страны. Часть новых норм затронут автоперевозки. В частности, правительство установит особенности проведения весового и габаритного контроля автотранспортных средств в пунктах пропуска через госграницу РФ.

Закон также снимет действующие ограничения, связанные с использованием для внутренних перевозок иностранных контейнеров, временно ввезенных в Россию, то есть предусматривается возможность многократного использования при внутрироссийских перевозках иностранных контейнеров, перевозимых водным транспортом в пределах срока временного ввоза.

Ранее с таким предложением выходил Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ECП, объединяет крупнейших российских контейнерных операторов). До принятия закона временно ввезенные в страну железнодорожные транспортные средства международной перевозки или перевозимые на них контейнеры могли использоваться для внутренней перевозки по территории России однократно.

Кроме того, предполагается исключить избыточное требование о предоставлении отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту таких перевозок контейнеров.

В начале апреля правительство приняло несколько важных актов, в частности постановление №594, которое предусматривает использование части дополнительных нефтегазовых доходов бюджета для финансирования дефицита и приоритетных расходов федерального бюджета. До этого дополнительные нефтегазовые доходы должны были полностью перечисляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Новый порядок позволит высвободить часть средств.

Эти средства направят в числе прочего на развитие железнодорожной инфраструктуры, подвижного соста-ва и локомотивов, чтобы обеспечить бесперебойную работу отраслей экономики, завязанных на железнодорожные перевозки (при этом докапитализация РЖД произойдет за счет средств ФНБ). Такие меры повлияют на работу портов, в первую очередь на Дальнем Востоке, куда ожидается приток грузов из северо-западной и центральной частей страны.

Большое значение для транспортных организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, будет иметь смягчение правил валютного контроля. На первом этапе для ограничения вывода из страны валюты по контрактам по импорту продукции или услуг была установлена максимальная пред-оплата в 30%. Однако импортеры отмечали, что в сложившейся ситуации эта норма сильно ограничивает возможности работы на внешних рынках. Потому 1 апреля было принято дополнительное решение, которое дает возможность стопроцентной предоплаты по транспортными логистическим услугам.

Между тем контроль за выводом валюты из страны сохраняется. Перевод авансов для компаний из недружес-твенных стран запрещен.

Внимание морскому транспорту

Морские грузоперевозки и порты поддержат отдельным комплексом мер, часть которых пока еще прорабатывается. Некоторые шаги уже предприняты. Так, в ответ на введенный Евросоюзом пятый пакет санкций, в числе которых запрет российским судам заходить в европейские порты, Законом о поддержке транспортной отрасли Правительство РФ наделено правом ограничивать заход иностранных судов из перечня недружественных стран в российские порты и на внутренние водные пути.

Важные нормы, относящиеся к морскому транспорту, вошли в Закон об обеспечении бесперебойного функционирования транспортного комплекса в условиях санкций. В соответствии с принятым документом Правительство РФ имеет право определять особенности исполнения договоров лизинга судов морского, внутреннего водного или смешанного (река – море) плавания. Эта мера направлена на защиту судов, по примеру воздушных, от арестов в случае включения лизингодателей в санкционные списки. Российские судовладельцы использовали лизинг с привлечением отечественных государственных компаний. Как указывают авторы законопроекта, всего по такой схеме в России построено более 300 судов.

Сейчас в общем объеме судостроительных заказов в России (за счет внебюджетных источников) договоры лизинга составляют около 80%. За последние годы около 100 судов построено на российских верфях при участии российских лизинговых компаний.

Однако лизинговые компании, связанные с государством, включаются в санкционные списки западных стран. Поскольку по законодательству лизингодатель является собственником судна, оно может быть подвергнуто задержанию в иностранном порту. Такие случаи уже происходили. Арест судов грозит большими потерями как для лизинговых компаний, так и для судовладельцев, поясняют авторы законопроекта. По их мнению, принятие закона позволит избежать рисков ареста судов за рубежом по признакам формальной собственности.

Прямые меры поддержки будут действовать в отношении регулярных грузовых перевозок по Северному морскому пути (СМП). Постановлением Правительства РФ от 18.03.2022 г. №397 устанавливаются льготные тарифы на перевозку грузов по СМП, которые будут субсидироваться за счет федерального бюджета.

Безопасные и надежные маршруты, проходящие в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны РФ, планируется развивать даже в условиях санкций. Речь идет о каботажных перевозках между портами Санкт-Петербург и Мурманск и регионами Дальнего Востока. Каждый год на субсидирование таких перевозок из федерального бюджета будет выделяться по 560 млн рублей. Деньги получат компании-перевозчики на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судов в порты. Это сделает перевозку грузов по СМП более выгодной и востребованной для грузоотправителей.

Что еще в проработке

Помимо реализованных мер поддержки морского транспорта, будут включаться и другие. Сейчас их прорабатывают профильные органы власти.

Инициативы обсуждались на совещании у Президента РФ Владимира Путина 16 марта. Предложения высказал глава Бурятии и председатель Комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов. Преж-де всего, он предложил проработать возможность предоставления льготных кредитов при необходимости с последующим их списанием для выплаты зарплат сотрудникам организаций транспорта, попавших под санкции. В числе таких организаций морские порты Северо-Запада и некоторые авиакомпании. При этом организации должны будут сохранить численность персонала.

Кроме того, было предложено провести оптимизацию арендных платежей аэропортов и морских портов. В частности, плата может быть снижена за счет пользования объектами инфраструктуры федеральной собственности. При этом для коммерческих банков временно может быть введен мораторий на досрочное истребование кредитов в случае ухудшения финансового состояния организаций транспорта.

Также было предложено ввести отсрочки по оплате лизинга или кредитного платежа по транспортным средствам, в частности судам, если они не используются из-за задержания, или списать долги в случае безвозвратной утраты судов. В пример А. Цыденов привел факты задержания в иностранных портах нескольких российских судов.

Ситуация в сфере внешнеэкономической деятельности стремительно меняется. Вместе с тем, дополняются и дорабатываются уже принятые меры поддержки транспортной отрасли и в целом экономики РФ. Сильным шагом в этом направлении стал перевод оплаты за импортируемый российский газ на рубли. Кроме того, в середине апреля был принят закон, по которому порты, осуществляющие перегрузку и хранение сжиженного природного газа (СПГ), произведенного в Арктической зоне России, могут устанавливать тарифы в иностранной валюте, но расчеты должны вести в рублях.

Итак, стремительного экономического блицкрига у Запада не получилось, а санкционная политика начинает работать против него самого. Запад уже с осторожностью, избирательно вводит против России санкции, исключая энергоносители, удобрения, сельхозпродукцию, продукты питания, медикаменты и т.д. Но можно не сомневаться, что нынешние правительства США и ЕС продолжат поиски рычагов давления на наше государство. Поэтому, надеясь на лучшее, нужно быть готовым к худшему.

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ