Парадоксы и резервы морского предпринимательства - Морские вести России

Парадоксы и резервы морского предпринимательства

18.02.2022

Российская экономика

 Парадоксы и резервы морского предпринимательства

Фото: ООО «Юридическая фирма «Ремеди»

Двадцать пять лет существования ООО «Юридическая фирма «Ремеди», а также десятилетие, предшествующее ее созданию, позволяют проследить волнообразный процесс падения, а затем постепенного подъема морской отрасли России.

Андрей Супруненко, директор ООО «Юридическая фирма «Ремеди»

В последние годы советского периода нашей истории и в первые годы перестройки морские пароходства чувствовали себя весьма благополучно. Валютная выручка, заграничные рейсы позволяли предприятиям достаточно комфортно располагаться на островках благополучия в океане экономических проблем.

Деятельность морского флота была должным образом регламентирована, существовала стройная система юридического обеспечения деятельности судоходных компаний, замыкавшаяся на эффективно действовавшее Управление договорно-правовой работы Министерства морского флота СССР. Это управление, с одной стороны, посредством направления разъяснений и проведением семинаров для юристов пароходств выстраивало единообразный подход к юридическому сопровождению их деятельности, а с другой – подкреплялось серьезной научной базой. Так, достаточно вспомнить, что в штатном расписании государственного института «СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ» существовала должность заместителя директора в области морского права и судоходной политики.

Однако в девяностых годах прошлого века эта стройная и успешная схема начала стремительно разрушаться, количество судов под российским флагом стремительно сокращалось, опытные профессиональные кадры вымывались.

К счастью, отрасль выстояла, более того, в настоящий момент государственная политика нацелена на укрепление отрасли (освоение Севморпути, целевые программы судостроения, протекционизм работы российского флота), но с другой стороны, мы постоянно сталкиваемся с проблемами правового обеспечения морского предпринимательства, и прежде всего это касается судебной системы.

Отсутствие достаточного количества судей, профессионально разбирающихся в морском праве и особенностях деятельности отрасли, приводит к отсутствию единообразной, а главное, основанной на законе судебной практики.

В качестве примера можно привести ситуацию с арестами судов. Кодекс торгового мореплавания действует с 1999 года, но до сих пор не сложилась единая судебная практика, вернее, она была сформирована в 2004 году Высшим арбитражным судом, но впоследствии каким-то непостижимым образом размылась. Требуется однозначная позиция Верховного суда, быть или не быть морским арестам. Позиция некоторых судов, не делающих разницы между обычной процедурой принятия обеспечительных мер и морскими арестами, ставит в ущербное положение как российских судовладельцев, так и грузовладельцев и противоречит тенденции превращения России в великую морскую державу.

Безусловным резервом для регулирования правоотношений в морской отрасли является активизация института третейского разбирательства. К сожалению, привлекательность рассмотрения споров в Морской арбитражной комиссии снизилась до предела (единицы рассматриваемых дел) и разумным представляется сделать попытку создания специализированного третейского института для рассмотрения споров в области морского предпринимательства, например, на базе Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей.

Отрасль нуждается в квалифицированных, специально подготовленных кадрах, нужны такие юристы, которые вместо бессмысленного обжалования судебных актов, в результате чего суда их клиентов простаивают месяцами, будут внимательно эти акты читать, рекомендовать своим клиентам устранять выявленные недочеты и тем самым снижать их убытки.

Следует надеяться, что специалисты, подготовленные на специализированных факультетах ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» и ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», создадут тот объем профессиональных кадров, при котором количество перейдет в качество.

Из истории компании

Основанное в 1996 году ООО «Юридическая фирма «Ремеди» предлагает широкий диапазон услуг по всему спектру правовых и коммерческих вопросов, связанных с морским правом, судоходством, финансовой деятельностью, европейским законодательством, налогообложением, слиянием и приобретением компаний, минимизацией налогов на имущество, делами о несостоятельности и банкротстве.

Специалисты фирмы консультируют по вопросам создания компаний и подразделений, совместных предприятий, трастовых компаний.

Юристы «Ремеди» готовят аналитические обзоры правоприменительной практики по поставкам, аренде, посредническим сделкам, перевозкам, займам и кредитам.

Услуги предоставляются в удобной для клиентов форме. Это могут быть устные и письменные консультации, заключения, рекомендации, при необходимости выезд юриста в офис клиента, подготовка и экспертиза документов, представление интересов клиента в судебных инстанциях.

Надежность фирмы подтверждают долгосрочные отношения с клиентами, среди которых крупные российские и иностранные судоходные, судоремонтные, агентирующие, сюрвейерские, транспортные, торговые, страховые, юридические и инвестиционные компании.

«Ремеди» тесно сотрудничает с иностранными юридическими компаниями, что позволяет оперативно оказывать услуги за границей и консультировать по вопросам международного права.

Тел.: +7 800 505-39-94
E-mail: info@remedy.ru
www.remedy.ru
Санкт-Петербург: 197022, ул. Профессора Попова, д. 23, лит. В, пом. 27-Н
Москва: 115035, ул. Пятницкая, д. 18, стр. 3
Калининград: 236040, Университетская ул., д. 2, лит. В, оф. 601
Ростов-на-Дону: 344003, пер. Семашко, д. 114, оф. 307

Морские вести России №18 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

04.07.2022

Российская экономика

03.06.2022

Российская экономика

30.05.2022

Российская экономика