Цены и тарифы на грузоперевозки обогнали инфляцию - Морские вести России

Цены и тарифы на грузоперевозки обогнали инфляцию

08.02.2022

Российская экономика

Цены и тарифы на грузоперевозки обогнали инфляцию

Фото: port-bronka.ru

По оценке Центробанка, инфляция в России по итогам 2021 года составит 7,4-7,9%, хотя ранее регулятор ставил цель удержать ее в пределах 4%. Минэкономразвития прогнозирует, что размер инфляции даже может выйти за пределы 8%. Свой вклад в превышение планируемых показателей внесли цены и тарифы на перевозки грузов, многократно возросшие в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса и сбоем в логистических цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов. По оценкам экспертов, рост цен этим годом не ограничится – перевозка будет дорожать и в первом квартале 2022 года.

Сергей Петровский

Перевозка подорожала в разы

Цены и тарифы на грузоперевозки растут по всем видам транспорта. Основным ценовым потрясением 2021 года стало подорожание морских перевозок, отмечает основатель и генеральный директор логистической платформы Cargotogo Владимир Павловский. Стоимость перевозки грузов морем выросла в 3-5 раз и достигла рекордных показателей. Сейчас транспортировка стандартного 40-футового контейнера доходит до $17-20 тыс. Другие эксперты отмечают, что тарифы на доставку грузов из Южной и Юго-Восточной Азии в Россию морем выросли на 250-300%.

Динамика тарифов в целом сильно зависит от направления перевозок. Если в начале года по Владивостоку ставки морского фрахта были на уровне $8 тыс. за стандартный 40-футовый контейнер (FEU), то к концу года они поднялись до $12 тыс. По Санкт-Петербургу ставки выросли с $12 тыс. до $16-18 тыс., приводит пример генеральный директор Gebrueder Weiss в России Владимир Серебряков.

Выросла стоимость перевозки и по железной дороге, так как повысились ставки аренды на грузовые железнодорожные вагоны. В 2021 году транспортировка грузов по железной дороге подорожала в среднем на 25-30% по сравнению с 2020 годом, отмечает В. Павловский.

На рост стоимости перевозок в России оказывает влияние мировая конъюнктура. Международные перевозки подорожали заметнее, чем внутренние. Прямые железнодорожные грузоперевозки из Китая в Россию за год выросли в цене в среднем на 300%.

Не отстают и автомобильные перевозки. По оценке экспертов, средний чек на внутрироссийскую перевозку увеличился на 15-20% по отношению к прошлогодним показателям. На международных направлениях, например из ЕС в Россию, рост составил от 50% до 100%.

Резкий всплеск цен произошел в ноябре из-за ситуации на польско-белорусской границе, замечает В.Серебряков. Если в начале 2021 года стоимость перевозки из Австрии была на уровне €2,6 тыс. за автопоезд объемом 120 кубометров, то к декабрю она поднялась до €4,7 тыс., перевозки из Германии подорожали с €2,6 тыс. до €4,2 тыс., приводит он пример.

Волна пошла от морских перевозок

На увеличение ставок повлияла совокупность факторов, считают представители логистических компаний. В первую очередь это пандемия COVID-19, нарушившая баланс в экономике. Ограничительные меры привели к остановке производств, закрытию транспортного сообщения во многих регионах и нарушению действовавших цепочек поставок.

Но непосредственно всеобщий рост тарифов запустили морские перевозки. В пандемию накопились объемы неотгруженных товаров. Из-за периодических закрытий основных морских портов на карантин возник дефицит мест на судах и недостаток контейнеров. Если же товары вывозились, то порожние контейнеры возвращались обратно нерегулярно. Ситуация накалилась в начале 2021 года, когда начало восстанавливаться производство, стал расти спрос на транспортировку грузов.

Значительный дисбаланс в экспорте и импорте привел к нехватке оборудования и площадок для хранения контейнеров. В результате терминалы стали отдавать предпочтение тем морским перевозчикам, которые были способны возвращать порожние контейнеры. Это, в свою очередь, привело к системным сбоям в расписании, многие линии в третьем квартале просто не принимали заявки на букинг судов. Повышение ставок фрахта подогревает и непрерывный рост спроса на доставку грузов, особенно из Юго-Восточной Азии.

Последним аккордом стал инцидент с севшим на мель судном Ever Given в Суэцком канале. Последствия немедленно ощутили в портах по всему миру. Например, возникли сложности с работой транспортных терминалов в Европе. Там наблюдалось большое скопление морских контейнеров. Усугубили ситуацию забастовки рабочих в некоторых портах, что привело к невозможности полноценного обслуживания судов.

В условиях роста тарифов и увеличения сроков доставки по морю железнодорожные доставки представлялись идеальной альтернативой, говорит В.Серебряков. Многие компании поспешили перевести свою логистику на железную дорогу. Однако скоро стало ясно, что пропускная способность железнодорожной инфраструктуры РЖД недостаточна и тоже подвержена влиянию пандемийных ограничений. Спрос подтолкнул цены вверх. Но все же морские перевозки ушли в отрыв. Сейчас стоимость железнодорожных перево-зок, по оценкам экспертов, обходится в 3,5 раза дешевле, чем морских.

В автоперевозках действовали свои факторы. Прежде всего, повышению цен способствовали введенные Китаем ограничения на перемещение грузов через границу. Перевозчики не захотели терять деньги из-за простоя подвижного состава на границе с Китаем и стали повышать тарифы.

Усиление контрольно-пропускных мероприятий на польско-белорусской границе так же привело к дефициту транспортных средств в Евросоюзе под погрузку на Россию и росту тарифов. К тому же, как считают эксперты, система квот на перевозку по международным маршрутам способствует росту коррупции, а значит, и росту цен.

Некоторые грузовладельцы из-за отсутствия выхода из сложившейся ситуации, когда нет мест на судах, в железнодорожных составах и приходится ждать отправку груза в среднем по 30 дней либо ожидать подтверждение бронирования места на морском судне по 40 дней, стали даже выбирать авиаперевозку, рассказывает специалист департамента мультимодальных перевозок ACEX Иван Тихомиров.

Таким образом, чтобы компенсировать срыв сроков доставки товаров, грузовладельцы попытались перейти на альтернативный тип транспорта. Скопление большого количества грузов в аэропортах отправления привело к формированию рынка перевозок по типу «биржи». Кто больше готов заплатить, тот и улетает первым, поясняет представитель ACEX.

2022-й – год постепенного повышения ставок

Росстат считает инфляцию по индексу потребительских цен. Этот показатель отражает изменение стоимости для конечного потребителя определенного набора товаров и услуг. Доля стоимости перевозки в недорогих товарах, таких как канцелярские товары, одежда, обувь, может доходить до 80%.

Также сильно стоимость перевозки отражается на конечной цене недорогого сырья или стройматериалов, например песка или щебня. На товарах с высокой добавленной стоимостью – автомобилях, оборудовании, бытовой технике – повышение ставок на перевозку отражается меньше.

По данным Росстата, с декабря 2020 года по декабрь 2021-го заметно подорожали, например, доски – на 67%, древесно-стружечные плиты – на 53,7%, спички – на 24,8%, меньше подорожали автомобили – на 18%, телевизоры – на 12%.

В 2022 году тарифы на перевозку продолжат расти, хотя и более спокойными темпами, считают представители логистического рынка, ожидая основного увеличения ставок на перевозки по направлению Юго-Восточная Азия – Европа и обратно. Они отмечают, что в начале декабря 2021 года им уже приходилось бронировать места для готового к отправке груза из Китай в железнодорожном составе на середину января 2022 года. То есть мест на судах, железнодорожных составах и даже самолетах по-прежнему не хватает.

Цены на перевозку разгонялись и в предновогодний период. Высокий сезон продлится до Нового года по китайскому календарю, до середины февраля, считают эксперты. Затем спрос на грузоперевозки немного пойдет на спад. К июню-августу 2022 года возможно снижение тарифов на 5-7,5% в мультимодальных перевозках. Но к осени следующего года потребность в грузоперевозках опять начнет расти, цены и тарифы снова могут пойти вверх.

По мнению В. Серебрякова, дальнейший рост тарифов возможен в пределах 5-20%. Все будет зависеть от вида транспорта и результативности мер по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры. Шаги в этом направлении сейчас предпринимают почти все страны, замечает он. Во всяком случае морские линии уже начали инвестировать в оборудование и суда на фоне повышенного спроса на морской фрахт.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ