Перспективы экспорта: тренды по сырьевым и несырьевым грузам - Морские вести России

Перспективы экспорта: тренды по сырьевым и несырьевым грузам

26.09.2021

Российская экономика

Перспективы экспорта: тренды по сырьевым и несырьевым грузам

Фото: gazprom.ru

Один из главных трендов мировой экономики – декарбонизация. Однако, несмотря на декларируемые цели по сокращению объемов выброса углерода промышленными предприятиями, на мировых рынках, напротив, наблюдается активное наращивание углеродоемких мощностей. Для России, как для одного из основных поставщиков топливного сырья, это означает устойчивый рост спроса на него. Поставки несырьевых товаров, в первую очередь зерна и другой продукции агропромышленного комплекса, также будут расти, но их прирост будет зависеть от урожайности. Значительных перемен в структуре российского экспорта не ожидается, а значит, запланированная модернизация морских портов продолжится.

Анна Варкентина

«Зеленая экономика» экспорту сырья не помеха

Одним из актуальных направлений в мировой экономике сегодня является «зеленая экономика», в основу которой положена декарбонизация промышленности (сокращение объемов выброса углерода промышленными предприятиями), направленная на снижение парникового эффекта. Этот вопрос обсуждается на уровне правительств разных стран и выносится на международные форумы и конференции. Особое внимание обычно уделяется углеродоемким отраслям и проблемам, как снизить выбросы в них, как доказать, что их продукция достаточно «зеленая» для инвестиций и экспорта.

«Увеличение объемов экспорта обрабатывающих производств в связи с экологизацией и декарбонизацией является общемировой тенденцией, в том числе и в сырьевых странах, – отмечает Лада Прогунова, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. – В мире растет спрос на переработанную, в том числе высокотехнологичную, продукцию, происходит переход на экологичные виды топлива, не требующие традиционной перевозки по морю».

Новый тренд на декарбонизацию в настоящее время настолько захватил мировые умы и информационное пространство, что кажется, традиционным источникам энергии уже недолго осталось существовать. Однако в реальности оказывается, что планы по достижению углеродной нейтральности, о которых объявили едва ли не все передовые страны мира, зачастую не означают фактического снижения выбросов углерода. К примеру, Китай, взяв на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2050 году, планирует к 2030 году максимизировать вредные выбросы в атмосферу.

По словам Л. Прогуновой, темп прироста несырьевого неэнергетического экспорта в странах – лидерах мировой экономики составил в среднем за последнее десятилетие 7-8%. «Отметим, что речь идет в основном об относительном снижении экспорта сырьевых товаров в структуре торговли. Если учесть, что среднегодовой темп прироста мирового экспорта за 20 лет, с 2000 по 2020 год, по данным UNCTADstat, составил 6,2%, то можно сделать вывод, что экспорт сырьевых товаров тоже растет, но более медленным темпом, чем несырьевых. Поэтому в ближайшие годы объемы транспортировки сырьевых товаров в мире будут продолжать медленно, но возрастать», – указывает Л. Прогунова.

Рис. 1. Структура российского экспорта в 1 квартале 2021 года, млн $

Экспорт несырьевых неэнергетических товаров

Несколько десятилетий в российском экспорте традиционно преобладали сырьевые товары, и прежде всего топливно-энергетические. В отдельные годы доля сырья в экспорте страны достигала 80%. Россия уже много лет усиленно пытается уйти от зависимости от сырьевого экспорта, и в последние годы ей это удается.

В 2020 году экспорт РФ составил $337 млрд, а несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) – $161,3 млрд, или 47,9%, что явилось рекордом для внешней торговли страны. По данным ФТС России, в первом квартале 2021 года доля ННЭ составила уже около 60%. Эти цифры лишь подтверждают тренд по уходу России от сырьевой экономики.

«Рекордный рост доли ННЭ в экспорте России был достигнут, с одной стороны, из-за снижения спроса на нефть в мире, обусловленного мировой пандемией, а с другой – благодаря политике Правительства РФ по стимулированию роста ННЭ в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», целью которого является обеспечение к 2030 году реального роста ННЭ не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом, – перечисляет причины изменения структуры экспорта Л. Прогунова. – Значительным успехом РФ является наращивание экспорта продукции АПК. Китай в разы нарастил закупку подсолнечного масла, рапса, мяса и субпродуктов птицы, соевого масла из России. Улучшение имиджа российских продуктов за рубежом, как экологически чистых, будет помогать росту их экспорта в долгосрочной перспективе».

Несмотря на смену тренда и постепенный уход от сырьевого экспорта к несырьевому, структура экспорта через морские порты осталась практически неизменной, с подавляющим преобладанием энергетического сырья. «Несырьевой неэнергетический экспорт РФ состоит из продукции агропромышленного комплекса (зерно, сахар и продукты продовольствия), металлопродукции, химических грузов. Доля данного экспорта через морские порты РФ в 2020 году составила всего 12% от объема морского экспорта (в 2019 г. – 11%)», – проанализировал Бегляр Новрузов, руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР).

Распределение по видам грузов внутри ННЭ следующее: продукция АПК – примерно 52-57%, металлопродукция – 41-46%, химические грузы – 1-2%. «За последние годы подобная структура несырьевого экспорта сохраняется и вряд ли изменится в будущие годы, при этом доля в общем экспорте РФ через морские порты останется на прежнем уровне, несмотря на объемный рост на уровне 3-5 млн тонн в год (опять-таки за счет экспорта продукции АПК)», – подчеркивает Б. Новрузов.

Удовлетворить азиатский спрос

Год от года объемы экспорта российских товаров неуклонно увеличиваются. Этому способствует как благоприятная конъюнктура внешних рынков, так и высокая конкурентоспособность отечественных производителей на фоне существующих валютных разниц, считает Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Морским портам РФ, через которые проходит большая доля отечественного экспорта (около 75% в объемном выражении), удается сохранить экспортную структуру в первую очередь за счет энергетического сырья – угля, нефти, нефтепродуктов, СПГ.

«Разворачивание России на Восток приводит к росту транспортировки угля – погрузка угля в порты России в 2020 году выросла на 7,6%, составив 166,7 млн тонн, увеличив долю угля в структуре экспортного грузопотока России до 50,3%», – подсчитала Л. Прогунова из РЭУ им. Г.В. Плеханова.

При этом ожидается дальнейший рост поставок угля через российские порты. «Главное направление экспорта угля – страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными рисками являются рост внут-реннего производства угля в Китае и недостаточный рост спроса со стороны Индии (прогнозы по увеличению спроса на уголь со стороны Индии не оправдались вследствие замедления темпов экономического развития). С другой стороны, риск минимизируется растущим спросом со стороны Вьетнама и Филиппин, при этом с угольного рынка АТР практически ушел главный поставщик – Австралия, что, например, открывает и рынки Индонезии, сократившей свое производство угля», – считает Б. Новрузов из ЦСР.

В части нефтяных грузов в 2020 году произошел спад экспортных поставок из-за нефтяной сделки ОПЕК, когда были введены ограничения на добычу нефти для предотвращения дальнейшего падения нефтяных цен. Согласно прогнозам Минэкономразвития, роста экспорта российской нефти не стоит ожидать до 2022 года (в мае 2022 года сделка ОПЕК прекращает свое действие), после чего добыча нефти в РФ должна вырасти на 1,9% в 2023-2024 годах.

Доля сжиженного природного газа (СПГ), тоже относящегося к энергетическому сырью, в экспорте через морские порты РФ сейчас не слишком велика – 5% от всего объема экспорта. И даже с учетом ввода новых портовых мощностей ожидаемое двухкратное увеличение поставок СПГ произойдет не ранее 2025-2027 годов. «Основной рынок сбыта – Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – получит очень сильного поставщика СПГ в лице Катара, который в настоящее время осваивает свои запасы СПГ с помощью Китая и планирует полноценные поставки уже к 2022 году», – предупреждает Б. Новрузов.

Основой роста доли неэнергетического несырьевого экспорта стало зерно. Прогнозируется, что доля его поставок вырастет до 30-35 млн тонн, что во многом зависит от урожайнос-ти в России. По словам Б. Новрузова, в 2020 году увеличение экспорта зерна (до 41 млн тонн) было связано с высоким урожаем зерновых сезона 2019-2020 года, при этом в прогнозах Минсельхоза не ожидается ни взрывного роста, ни взрывного падения, зато имеется четко выраженный нарастающий спрос со стороны Турции и Египта.

Рост поставок руды 2020 года через морские порты РФ на 48%, до 13,2 млн тонн, объясняется ростом мировых котировок, но сильного увеличения доли руды пока не ожидается. Основные потребители руд – Китай и Индия – будут закрывать свои потребности за счет австралийских поставок, притом что основные российские мощности по перевалке руды расположены в портах Мурманск и Новороссийск, поясняет эксперт ЦСР. По его словам, доля металлопродукции и минеральных удобрений в структуре экспорта практически не изменится.

Таким образом, в ближайшее время основу грузооборота России по-прежнему будет составлять продукция ТЭК (уголь, нефть, нефтепродукты, СПГ) и сырьевых отраслей (руда, химические и лесные грузы), а также металлы и зерно.

«Еще в Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года были заложены показатели изменения структуры экспортного грузопотока, – обращает внимание Л. Прогунова на возможные сценарии, при реализации которых структура экспорта может поменяться. – Так, в инновационном сценарии доля генеральных грузов в грузопотоке России к 2030 году должна возрасти – до 25,5% в случае «облагораживания» морских внешнеторговых перевозок, что должно произойти в том числе благодаря увеличению ННЭ России к 2030 году не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом».

Поддержим спрос инфраструктурой

Сейчас во всех морских бассейнах РФ реализуются масштабные проекты по развитию портовой инфраструктуры. «В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) к 2024 году ожидается увеличение мощности российских морских портов более чем на 330 млн тонн. На 130,7 млн тонн должны вырасти мощности портов Дальневос-точного бассейна, где развивают в первую очередь угольные терминалы для обеспечения возрастающих объемов экспорта угля», – анализирует способность российских портов обеспечить спрос и реализовать экспортный потенциал А.Слободяник из ИПЕМ.

Это такие проекты, как развитие угольного терминала в порту Ванино АО «Дальтрансуголь», в результате которого мощности терминала увеличатся на 12 млн тонн в год, строительство нового угольного терминала в порту Ванино АО «ВаниноТрансУголь» мощностью 24 млн тонн. Крупные проекты по строительству новых портовых мощностей по перевалке угля также реализуются и в других бассейнах страны: угольный терминал «Лавна» в порту Мурманск мощностью 18 млн тонн, Приморский УПК в порту Приморск на Балтике мощностью около 20 млн тонн и другие.

Ожидается, что несырьевой не-энергетический экспорт будет реализовываться через южные порты в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах, где планируется увеличить объемы перевалки зерна за счет строительства зерновых терминалов. «На Юге и Северо-Западе страны планируется ввод в эксплуатацию терминалов по перевалке удобрений. Например, ООО «Ультрамар» планирует существенно нарастить мощнос-ти по перевалке и хранению удобрений к 2022 году. В 2023 году АО «МХК «Еврохим» планирует запустить терминал мощностью 5,5 млн тонн, – продолжает анализировать портовые мощности А. Слободяник. – Однако объем ввода мощностей по перевалке несырьевых грузов будет меньше, чем ввод мощностей по обработке сырьевых грузов. В результате этого в ближайшей перспективе доля сырьевых грузов продолжит сохраняться на высоком уровне».

Таким образом, особенных изменений в экспортных грузопотоках морских портов РФ ожидать не стоит. По словам Б. Новрузова из ЦСР, объем строящихся и имеющихся портовых мощностей по перевалке угля, зерна, минеральных ресурсов и наливных грузов достаточен и полностью учитывает структуру экспорта как текущую, так и прогнозную.

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ