Требуются мощные подходы к портам - Морские вести России

Требуются мощные подходы к портам

15.01.2024

Российская экономика

Требуются мощные подходы к портам

Фото: Фотобанк XVII Международного форума и выставки «Транспорт России»

Ряд проблем, связанных с переориентацией грузопотоков с запада на восток, дисбалансом между перевозками импортных контейнеров и экспортных энергетических грузов, критической загрузкой восточных и южных портов, характерной для прошлого года, в целом решен. Но задачи ускорения модернизации существующих и строительства новых авто- и железнодорожных магистралей, цифровизации транспортного комплекса и достижения технологического суверенитета приобрели еще большую актуальность. Перспективы развития морского транспорта и внешнеторговых перевозок обсуждали в ноябре на площадке форума «Транспорт России» в ходе пленарной сессии «Россия-2035 – к новой экономике транспорта».

Евгений Владимиров

Разворот свершился

Грузооборот морских портов РФ в 2023 году может вырасти более чем на 1% по сравнению с 2022 годом, с 841,5 млн до 850 млн тонн, заявил министр транспорта Виталий Савельев. Предпосылки для роста есть: во-первых, в 2022 году, несмотря на все сложности, грузооборот морских портов вырос на 0,7%; во-вторых, разворот на восток, который происходил в основном в прошлом году, успешно свершился – отрасль адаптировалась к новым условиям, компании-перевозчики смогли решить ряд проблем.

Прежде всего, удалось устранить дисбаланс в потоке контейнеров на Дальнем Востоке, отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов. После введения западных санкций поток внешнеторговых грузов на Северо-Западе России сократился, большая его часть пошла по железной дороге через Восточный полигон и дальневосточные порты, что вызвало высокую загрузку морских терминалов. В портах Дальнего Востока стали скапливаться контейнеры, на подходах к портам задерживаться другие грузы, сроки доставки и перегрузки которых смещались.

«За прошедший год проблему удалось полностью решить благодаря развитию транспортно-логистических центров, созданию тыловых площадок, виртуозным технологическим и логистическим решениям Российских железных дорог. Сегодня эта проблема практически сведена к нулю», – сказал А. Белоусов.

В результате нормальное функционирование транспортно-логистической системы было восстановлено, товары пошли без задержек. «В условиях формирования нового многополярного мира нам удалось достаточно быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на юг и восток», – такой вывод сделал премьер-министр Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что, несмотря на санкционные вызовы, сегодня отрасль динамично движется вперед, обеспечивая надежное снабжение промышленного сектора, бизнеса и граждан всеми необходимыми товарами и услугами.

Следующая задача, по мнению М. Мишустина, – завершение начатых системных преобразований. Для этого в течение ближайших лет на финансирование государственной программы развития транспортной системы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн рублей ежегодно, пояснил он.

Планы модернизации рассчитывают выполнить

Восточный полигон РЖД, включающий Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, которые ведут к портам Дальнего Востока, – основное направление модернизации. Пропускная способность полигона к 2030 году превысит 210 млн тонн. Как отметил М. Мишустин, президент России дал поручение повысить пропускную способность Восточного полигона до 180 млн тонн в год к концу 2024 года.

Однако уже в этом году показатель достигнет 173 млн тонн. С большой уверенностью можно говорить о том, что поставленная цель в 180 млн тонн будет достигнута уже на 1 января 2024 года, сообщил А.Белоусов. Он уточнил, что в рамках модернизации полигона в 2024 году РЖД освоят 350 млрд рублей. Таким образом, в следующем году второй этап модернизации должен завершиться.

Еще один стратегический маршрут, соединяющий восточную и западную части страны и Азию с Европой по морю, – Северный морской путь (СМП). По словам М. Мишустина, правительство продолжает уделять особое внимание созданию инфраструктуры СМП. В частности, расширяется атомная ледокольная группировка, внедряется цифровая экосистема, которая обеспечит судовладельцев необходимыми данными для безопасного и комфортного плавания в Арктической зоне.

Также усиливаются Азово-Черно-морское и Каспийское направления. Они необходимы для укрепления торговых связей с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, Содружеству Независимых Государств и со странами Ближнего Востока, Африки и Азии. «Россия готова развивать двусторонние отношения со всеми, кто открыт к конструктивному, взаимовыгодному сотрудничеству», – отметил председатель правительства.

По МТК «Север – Юг» в 2023 году будет перевезено 18 млн тонн грузов, что на треть больше, чем в 2021 году. «Здесь, конечно, фундаментальное достижение. Это касается и восточной ветви маршрута «Север – Юг», там были запущены уже два теперь регулярно циркулирующих контейнерных поезда, контейнерные сервисы. Причем это стало возможным за счет специальных решений», – рассказал А.Белоусов. Кроме того, углубление дна Каспийского моря позволит со следующего года вывести на линии суда с осадкой более четырех метров, что позволит активнее развивать перевозки по Транскаспийскому маршруту.

Всего по трем основным транспортным коридорам – «Север – Юг», Азово-Черноморскому и Восточному – в этом году будет перевезено 500 млн тонн грузов, это абсолютный рекорд и на 10% больше, чем в 2021 году, подчеркнул первый вице-премьер. По его словам, к 2030 году объемы перевозок по трем коридорам должны вырасти более чем на 40% по сравнению с 2021 годом, до 700 млн тонн.

Как отметил помощник Президента РФ Игорь Левитин, несмотря на все сложности, транспортный комплекс выполнил все стратегические задачи. Благодаря быстрой смене логистических цепочек увеличился грузопоток. По мнению И. Левитина, «сейчас надо заниматься вопросами развития новых коридоров».

Вперед, к технологическому суверенитету и цифровизации

Дальнейшие задачи развития транспортного комплекса исходят из целей развития экономики страны. По словам главы правительства, предстоит укрепить связанность территорий, в том числе новых регионов России, создать условия для более активных поездок россиян по стране, повысить доступность перевозок, увеличить провозную способность ключевых транспортно-логистических коридоров, достигнуть полноценной технологической независимости.

Для повышения доступности железнодорожных перевозок необходимо создавать условия для конкуренции среди транспортных компаний, считает М. Мишустин. Здесь важная роль отводится государству. При этом регулирование транспортного рынка должно стимулировать сокращение издержек участников.

Технологическая независимость предполагает достижение независимости от иностранных производителей в транспортной сфере, но при этом нельзя допускать снижения качества, подчеркнул премьер.

Схожий подход должен применяться и к цифровизации. По мнению М. Мишустина, использование передовых решений и сервисов повышает скорость доставки грузов, способствует бесшовности логистики. «Есть целый ряд цифровых продуктов, которые уже не первый год подтверждают свою эффективность на деле, как, например, хорошо известная всем автомобилистам система «ЭРА-ГЛОНАСС», – привел пример глава правительства.

Тему цифровой трансформации транспортной отрасли продолжил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, такой подход призван снизить издержки в перевозке грузов и пассажиров и решить проблемы обеспечения безопасности. «Благодаря спутниковым системам мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС от 20% до 30% снижаются затраты, связанные с потреблением топлива. Также повышается производительность труда водителей, растет безопасность пассажиров, а решения по устранению транспортных проблем принимаются онлайн», – сообщил вице-премьер.

Цифровизация позволяет упростить управление в отрасли, в частности за счет унификации государственных систем на платформе «Гостех». В этом году на эту платформу планируется перевести сервисы выдачи разрешений и оказания услуг Росавиации, Ространснадзора, Росморречфлота, Росавтодора, Росжелдора. До конца года на этой платформе планируется развернуть витрины сведений о специальных разрешениях на движение по автодорогам транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и о железнодорожном подвижном составе, пояснил Д. Чернышенко.

Цифровая трансформация транспортной отрасли описана в обновленной Стратегии. Документ дополнили новым проектом по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры, так как транспорт ожидаемо является объектом атак, добавил вице-премьер.

Как сказал в свою очередь В.Савельев, сейчас наступает время новых технологий, искусственного интеллекта и беспилотных систем. Примером стал запуск в этом году беспилотных грузоперевозок по трассе Москва – Санкт-Петербург. В результате в стране появится новая отрасль экономики. Через 12 лет она даст рынку, в частности, не менее 1 млн единиц только беспилотных авиационных систем, отметил министр транспорта.

Развитие транспортной инфраструктуры – одна из важнейших задач для экономики страны. Вице-премьер Марат Хуснуллин напомнил, что согласно национальным целям, определенным президентом, в 2024 году необходимо в 105 агломерациях довести 85% улично-дорожной сети до нормативного состояния. «По итогам года у нас практически большинство регионов этой цели достигли. К концу 2024 года должны 50% всей региональной сети привести в нормативное состояние. За 2023 год мы видим достижение в 52% в целом по стране, но порядка 15-18 регионов перейдут на 2024 год. Это говорит о том, что мы цели достигаем и даже с опережением», – сказал М. Хуснуллин.

Развитие дорожной сети также позволит увеличить загрузку портов. По словам председателя правления госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, сегодня продлевается международный транспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока. Предоставляя возможность ездить со скоростью 110 км в час на грузовиках без единого светофора, мы развиваем экономику, отметил он. В 2023 году трафик грузовиков по отношению к 2024 году на трассах госкомпании вырос на 14% при общем росте в 12%, добавил В. Петушенко.

Председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев отметил, что необходимо развивать транспортную инфраструктуру с профицитом, чтобы не возникало проблемы что везти – уголь или контейнеры. Коридор «Север – Юг», по его мнению, необходимо развивать до уровня широкой двухпутной колеи, только тогда это будет революция – полноценная альтернатива Суэцкому каналу, причем по территории дружественных государств.

«Мы видим, сколько рисков возникает сейчас, в нынешней политической действительности. Почему эти амбиции не распространить на то, чтобы провезти эти 60 млн тонн, которые мы видим? Мы видим четко 2 млн контейнеров, которые будут зарождаться или погашаться в Российской Федерации, а восстановив транзит, мы увидим транспортные возможности, которые мы предоставим странам Персидского залива, дружественным Индии и Китаю, которые будут пользоваться этим коридором», – сказал С. Шишкарев.

Кроме того, он заметил, что нынешний бюджет напряженный, но в инфраструктуру средства нужно вкладывать с запасом. Нужны также бесшовные технологии, законодательная обвязка, необходимо дополнить транспортное законодательство, в частности внести изменения в закон о портах, считает глава ГК «Дело». У России есть все шансы выйти в лидеры контейнерных перевозок, добавил он.

Ключевые проблемы, которых было немало, – и изъятие контейнеров, подвижного состава, и запреты входить в европейские порты, и запреты на страхование судов – все решены, теперь нужно развиваться дальше, в том числе технологически, поддержал коллегу председатель совета директоров Транспортной группы FESCO Андрей Северилов.

Другая важная задача, которая уже решается, – развитие транспортной инфраструктуры: увеличение пропускной способности подходов к портам, модернизация терминалов и, как следствие, открытие новых направлений. Например, разработанная и внедренная программа цифрового двойника порта (ВМТП. – Ред.) уникальна – партнеры из восточных государств смотрят на нее с большим интересом, сообщил А. Северилов.

В итоге участники пленарного заседания пришли к консенсусу, что произошедший поворот с запада на восток усилил роль портов Юга и Дальнего Востока. Но сейчас фокус внимания смещается на развитие сухопутных частей транспортных коридоров, которые должны обеспечить бесперебойное движение увеличивающегося потока грузов в морские порты и из них. Только в таком случае Россия сможет удовлетворить потребности экономики в перевозках, достичь технологичес-кого суверенитета в транспортной отрасли и занять ведущее место в мире как страна-транзитер.

Морские порты №9(2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ