Развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения роста экономики регионов - Морские вести России

Развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения роста экономики регионов

10.01.2024

Российская экономика

Развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения роста экономики регионов

Фото: rosavtodor.gov.ru

Транспортная система страны позволяет обеспечить пространственную связанность хозяйствующих субъектов и возможность для населения в перемещениях, давая доступ к населенным пунктам и производственным районам, сырьевым базам. Транспортной стратегией предусмотрено расширение транспортной инфраструктуры, что будет являться инструментом реализации политики пространственного развития страны, освоения и эффективного использования ресурсно-сырьевой базы.

В статье проанализированы различные варианты понятия транспортной инфраструктуры и ее трактовки у различных авторов. Проанализированы и обобщены факторы, влияющие на развитие транспортной отрасли как в целом, так и по отдельным видам транспорта.

Л.В. Шкурина, профессор, заведующая кафедрой «Экономика, финансы и управление на транспорте» Российского университета транспорта (МИИТ), д.э.н.;

Е.К. Ли, главный специалист Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»

 

Транспортная инфраструктура и факторы, ее определяющие

 

Эффективность функционирования всего производственно-хозяйственного комплекса России определяется наличием транспортных коммуникаций, обеспечивающих бизнес-ресурсами хозяйствующие субъекты и дающих им возможность вывоза готовой продукции потребителям. В Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года отмечено, что хозяйствующим субъектам должна быть обеспечена транспортная доступность, в том числе к минерально-сырьевым цент-рам, а также к рынкам сбыта.

В числе качественных характерис-тик транспортных коммуникаций отмечаются:

- повышение скорости движения грузов;

– предсказуемость сроков доставки;

– надежность транспортных связей;

– безопасность перевозки;

– сохранность грузов.

Решение всех поставленных перед транспортной отраслью задач может быть реализовано в условиях, когда транспортная инфраструктура сможет не только обеспечить территориальную связанность, но и принять на себя неограниченные потоки грузов для их своевременного продвижения от пунктов отправления к пунктам прибытия.

Транспорт России имеет сложную структуру, которая включает несколько подсистем – железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводную, каждая состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и систем управления.

Транспортная инфраструктура как важнейший элемент транспортной отрасли предназначена для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и населения в перевозках, гарантируя надежные товаро- и пассажиропотоки. В состав инфраструктуры включается транспорт всех видов: железнодорожные, внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, контактные линии, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Не вызывает сомнения, что любое отставание в части развития и повышения пропускных и провозных способностей транспорта может блокировать экономическое развитие как отдельных хозяйствующих субъектов, так и целых территориальных образований. При этом важно рассматривать не разрозненно пути сообщения, принадлежащие разным видам транспорта (автомагистрали, железные дороги, водные коммуникации), а в целом транспортную связанность территорий, что дает возможность минимизировать сроки доставки грузов потребителям и сделать более комфортными поездки пассажиров как внутри, так и между агломерациями.

Возрастающие скорости продвижения грузо- и пассажиропотоков, несомненно, приведут к повышению производственной активности территории, где расположены пункты отправления и назначения грузов, а следовательно, к росту ВВП страны, заставляя региональные власти задуматься о необходимости инвестирования в транспортную отрасль как важнейший фактор экономического роста.

Так, объем инвестиций в инфраструктуру транспорта в России едва достигает 2% от ВВП, тогда как средний показатель в большинстве стран мира составляет не менее 4% от ВВП.

Исходя из этого, можно утверждать, что роль транспортной инфраструктуры в современных условиях как фактора глобализации экономики возрастает с каждым годом, увеличивая объем отправления грузов и грузооборот, выступая в качестве катализатора экономического роста хозяйствующих субъектов.

Говоря о необходимости реализации наиболее важных для государства и отдельных территориальных образований проектов, на первый план выходит задача – обосновать понятие «транспортная инфраструктура». К настоящему времени сложилось несколько авторских подходов к рассмотрению сущности и структуры этого понятия (рис. 1).

 

Рис. 1. Сущностные характеристики и понятия «транспортная инфраструктура»

 

Анализ ряда источников показал, что сущностные характеристики понятия «транспортная инфраструктура» весьма разнообразны и различаются по своему структурному наполнению. У одних авторов в рассматриваемом понятии отражаются все компоненты, включаемые в понятие «транспортная отрасль»; у ряда исследователей под «транспортной инфраструктурой» понимается только сеть транспортных коммуникаций; другие исследователи включают в «транспортную инфраструктуру» также предприятия, осуществляющие сервис и ремонт как самой инфраструктуры, так и транспортных средств.

Многообразие научных подходов к определению данного понятия, его неоднозначность требуют дополнительных исследований с точки зрения обоснованности включения в его структуру того или иного элемента. Такие исследования в том числе необходимы, поскольку для обеспечения устойчивого функционирования экономики постоянно следует решать задачи по реализации инфраструктурных транспортных проектов.

Нужно согласиться с мнением ряда исследователей о том, что транспортная инфраструктура должна отвечать всем требованиям для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечения максимально эффективного использования экономического и производственного потенциала предприятий, расположенных на определенной территории.

Таким образом, транспортная инфраструктура является элементом инфраструктуры рынка, объединяет сферы производства, перераспределения и конечного потребления в единую сеть, обеспечивая ускоренный оборот множества потоков на региональном и межрегиональном уровне экономики. Она реализует концепцию пространственной сетевой структуры, все элементы которой связаны между собой на уровне региона и за его пределами1.

В Транспортной стратегии отсутствует понятие «транспортная инфраструктура», но дается такое понятие, как «транспортная сеть», под которой рассматривается «совокупность транспортных линий (путей сообщения, дорог) определенной территории, соединяющих транспортные узлы и населенные пункты».

Несмотря на то что в Транспортной стратегии не рассматривается само по себе понятие «транспортная инфраструктура», здесь дается такое понятие, как «узкие места транспортной инфраструктуры», под которым понимаются объекты транспортной инфраструктуры, для которых существующий и прогнозный потоки грузов или пассажиров достигают критического уровня заполнения пропускной способности.

Однако, на наш взгляд, более емкое определение транспортной инфраструктуры прослеживается в трактовке «единая опорная сеть – как сбалансированная и связанная транспортная сеть, объединяющая в себе важнейшие объекты транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта и обеспечивающая функциональное единство транспортной сети, устойчивую взаимосвязь и пространственное развитие крупнейших населенных пунктов и экономических центров».

 

Транспортная обеспеченность территорий

 

Очевидно, что транспортная инфраструктура, уровень ее развитости создают благоприятные экономические условия для производственной активности в регионах. Одновременно расширяющийся бизнес требует дальнейшего наращивания транспортного потенциала.

Автор Н.Ю. Сандакова считает, что «на развитие транспортной инфраструктуры оказывают влияние как общие факторы, свойственные всем регионам, так и специфические региональные факторы»2. Это подтверждается тем, что в регионах транспортная инфраструктура развивается разными темпами. Так, в исследовании в числе этих факторов выделяются: климатические, географические факторы, отражающие рельеф местности; экологические, например включающие природоохранные зоны; социальные, в основном характеризующиеся плотностью населения. Особое место здесь занимает такая характеристика данной территории, как развитие экономико-технологического потенциала, то есть наличие товаропроизводителей, формирующих спрос на транспортную продукцию.

При обосновании целесообразности развития транспортной сети необходимо учитывать тот факт, что производственное развитие территорий невозможно без создания соответствующей потребностям данного региона транспортной сети инфраструктуры и необходимого количества транспортных средств.

По мнению А.Б. Максимова, «для наиболее динамичного развития экономики регионов страны необходимым условием является создание и развитие инфраструктуры, отвечающей специфическим особенностям того или иного региона». В своей работе автор выделяет факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры: природно-климатический, географический, ресурсный, расселенческий, автомобилизация населения, структурный, административно-законодательный3.

Развитие экономики и производственного потенциала регионов с протяженными пространственными границами невозможно без эффективного транспортного обеспечения, что существенно повышает транспортную доступность отдельных территорий и их связанность, а также качественный уровень жизни данного территориального образования.

При постановке и решении задач улучшения транспортного обслуживания конкретного региона следует научно обосновать целесообразность инфраструктурного развития в необходимом, достаточном и перспективном размере, что можно объяснить длительными сроками строительства и реализации объектов транспортной инфраструктуры, а также значительными объемами требуемых для этих целей инвестиционных ресурсов.

При этом, реализуя проекты развития транспортной инфраструктуры, следует иметь в виду, что должен быть обеспечен комплексный подход, позволяющий увязать между собой инфраструктуру всех видов транспорта, расположенных в данном регионе, для снятия барьерных ограничений, в том числе минимизируя время на прохождение транспортных маршрутов и на выполнение погрузо-разгрузочных операций.

В случае недостаточного внимания к строительству и эксплуатации транспортной инфраструктуры могут возникать риски как на уровне регионов, так и в целом по экономике страны, связанные с несвоевременным вывозом продукции с предприятий-изготовителей, увеличением сроков доставки товаров, их сохранности в процессе перемещения, а также рис-ки, влияющие на уровень и качество жизни населения, – мобильность и гарантии государства по ее обеспечению (рис. 2).

 

Рис. 2. Совокупный риск необеспечения транспортной доступности и его последствия для экономики регионов (составлено авторами)

 

Социально-экономические условия, сложившиеся в каждом регионе, могут быть положены в основу моделирования как совокупного риска, возникающего при недостаточном инфраструктурном развитии, так и наоборот, позволят оценить возможность каждой территории проводить активную инвестиционную политику в части развития транспортной инфраструктуры.

Каждый из перечисленных видов риска может подвергаться глубокому исследованию и быть охарактеризован вероятностью его возникновения и финансово-экономическими потерями, к которым он может привести. Все виды рисков являются следствием отстающих от запросов производства и населения в перевозках провозных и пропускных способностей инфраструктуры. Экономические потери будут нести также хозяйствующие субъекты – товаропроизводители как при недостаточном обеспечении производства сырьем и ресурсами, так и при задержках сбыта готовой продукции.

В то же время транспортные компании при ограничениях пропускных способностей могут нести потери при недополучении доходов от перевозок грузов и пассажиров в виде провозных плат. Все вышеперечисленные факторы, агрегируясь на территориальном уровне, образуют совокупный риск снижения и недополучения валового регионального продукта.

Таким образом, одним из важнейших факторов устойчивого экономического развития регионов является фактор их обеспеченности транспортной инфраструктурой. При проведении аналитических исследований важно оценить уровень взаимного влияния результатов производственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, размещенных на территории данного региона, на экономическую устойчивость региона и, наоборот – уровень развития данного региона позволяет создавать наиболее благоприятные условия для хозяйствующих на его территории субъектов.

Совокупный риск может быть определен:Ri=f(RC, RВ, RД, RТ, RS, RH) Выявленные риски, связанные с недостаточным для данного региона уровнем развития транспортной инфраструктуры, позволят выявить конкретные направления по улучшению транспортной доступности отдельных товаропроизводителей, инициировать проекты развития транспортной инфраструктуры и обеспечить достаточную степень мобильности населения в регионе.

 

Выводы

 

1. Устойчивое развитие экономики страны и ее регионов достигается при опережающем развитии транспортной инфраструктуры.

2. Экономическое содержание понятия транспортной инфраструктуры нашло глубокую проработку в исследования ученых.

3. Предложено рассматривать понятие «транспортная инфраструктура» как единую опорную сбалансированную и связанную транспортную сеть по всем видам транспорта в своем функциональном развитии всех экономических субъектов.

4. С целью выявления конкретных направлений развития транспортной инфраструктуры предложено учитывать совокупный риск необеспечения транспортной доступности субъектам, хозяйствующим на данной территории, и населению.

 

 

1. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры: Монография / А.Б. Моттаева. – СПб.: Издательство «Астерион». – 2013. – 301 с.

2. Сандакова Н.Ю. Исследование факторов, влияющих на развитие транспортной инфраструктуры региона // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-faktorov-vliyayuschih-na-razvitie-transportnoy-infras...

3. Максимов А.Б. Транспортная инфраструктура регионов // Известия БГУ. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnaya-infrastruktura-regionov

 

Морские порты №8 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ