Способы ликвидации кассовых разрывов - Морские вести России

Способы ликвидации кассовых разрывов

01.06.2023

Российская экономика

или Как сохранить средства в кошельке, не погрязнув в кредитной яме

Фото: medianation.ru

Для любого бизнеса настает период, когда приходится оплачивать неотложные счета или перечислять налоговые платежи в бюджет. Казалось бы, все работает по отлаженной схеме, деньги на счет от клиентов и партнеров поступают регулярно, однако, когда дело доходит до расчетов, выясняется, что их не хватает.

Нередко предприятия по тем или иным причинам сталкиваются с дефицитом ликвидности. Как правило, это приводит к кассовому разрыву, проще говоря, к нехватке денег на реализацию бизнес-процессов на определенный период.

Юрий Голосов, старший специалист по закупкам компании «Вибротехник»

Rассовый разрыв может произойти, если финансовая служба предприятия неверно распланировала движение денежных средств и получается, что на определенную дату сумма платежей превышает поступления. Хорошо, если кассовый разрыв удается выявить на стадии планирования, тогда у руководства появляется возможность разработать и принять меры по его устранению.

Существуют и другие причины возникновения подобных финансовых проблем. К ним можно отнести и отсутствие управленческого контроля или неверные решения об инвестировании, непредвиденные изменения в поступлении денег и вытекающую из этого дебиторскую задолженность, а также избыток запасов продукции или ресурсов на складах.

Приведу пример одного крупного государственного предприятия, деятельность которого ведется в основном за счет бюджетных средств, выделяемых на реализацию проектов, и лишь малая доля его бизнеса формируется за счет коммерческих заказов. Большинство госзаказов – это 100% постоплата, поэтому для выполнения расчетов с поставщиками необходимо брать кредиты. Иногда сроки выполнения заказа выходили за временные рамки, прописанные в контракте, и деньги, выделенные авансом, «проедались». Тогда тоже приходилось брать кредит.

Только грамотное планирование и контроль выполнения заказа по срокам позволяют работать с прибылью.

К сожалению, провести профилактику возникновения упомянутых проблем не всегда представляется возможным, но ликвидировать кассовый разрыв в кратчайшие сроки все равно необходимо. Как же это сделать, ведь предугадать внезапно возникающий кассовый разрыв затруднительно?

Начиная с простого

К слову, паниковать не стоит, поскольку подобные ситуации уже давно считаются штатными. Однако не нужно затягивать с их решением, ведь тогда масштабы последствий могут быть велики. Как минимум это закончится для предприятия штрафами, но гораздо хуже, если ситуация обернется потерей выгодных контрагентов.

Самым простым способом может стать привлечение оплаты от покупателей. Следует попытаться договориться с одним или несколькими крупными покупателями о внесении предоплаты в счет будущих отгрузок. Например, подтолкнуть к этому решению может стимулирование в виде предложенной скидки. Кроме того, можно инкассировать дебиторскую задолженность, проведя переговоры с постоянным покупателем о возврате существующих долгов.

То же самое может «сработать» и в случае с поставщиками. Из всего объема задолженности выбираются те позиции, которые можно отстрочить без серьезных последствий. С постоянными же поставщиками стоит провести переговоры.

И еще один метод, далеко не самый приятный, но способный решить проблему – привлечь займы от финансовых организаций или частное инвестирование. А иногда достаточно просто сократить расходы компании, убрав те, которые не нарушают ее функционирования. Вполне реально временно отказаться от некоторых трат, например, пересмотрев расходы на рекламу и маркетинг.

Нередко поступление оплат происходит несвоевременно, поскольку на предприятии используют устаревший документооборот, что, к сожалению, еще встречается. Когда процесс будет автоматизирован, тогда и документы будут закрываться своевременно.

Проблемный налог и кредит

Гораздо шире проблема, если кассовый разрыв возникает из-за крупных кредитных платежей или налогов, ведь уклонение от уплаты карается крупными штрафами. Непогашение кредитов образует задолженности, которые оставляют негативный след в кредитной истории, способный заметно усложнить дальнейшую возможную работу с банками.

В этих случаях на помощь могут прийти следующие механизмы устранения кассовых разрывов.

Первым может стать пролонгация кредита. Проще говоря, изменение графика платежей. Очевидно, что с перечислением налоговых платежей подобный подход не работает, ведь изменить дату оплаты невозможно. Так как же правильно и грамотно провести пролонгацию, ведь подводные камни можно обнаружить и здесь?

Во-первых, проведение подобных мероприятий должно быть запланировано заранее. Это не означает, что пролонгация должна быть проведена в любом случае, но готовить почву для этого нужно. Представим, что на завтра запланирована оплата кредита, а сегодня ваша финансовая служба выяснила, что денег для ее проведения не хватает. Понятно, что за один день осуществить такую операцию практически невозможно, ведь минимальное необходимое время для переговоров с банком, подачи заявки в кредитный комитет на продление составляет целую неделю.

Кроме того, нужно точно установить срок, требуемый для пролонгации. Для этого финансовая служба предприятия должна проанализировать движение денежных средств и выяснить, когда возможно будет вернуть кредит. Несмотря на то что пролонгация может выходить за кредитные рамки, необходимо постараться остаться в ее границах, так как банки неохотно идут на такую операцию.

Как и в любом другом бизнес-процессе, также необходимо учесть возможные убытки от пролонгации. Чаще всего за эту операцию банки берут комиссию, размер которой зависит от суммы и срока переноса основного платежа. По первоначальным кредитным условиям может быть установлено как ограничение по количеству возможно допустимых этих самых пролонгаций, так и повышение процентной ставки. Разумеется, все эти условия необходимо учитывать.

После того как все «за» и «против» будут взвешены, можно связываться с банком для проведения переговоров о возможности пролонгации. Чаще всего банки идут навстречу клиентам, поскольку просрочка не выгодна ни одной из сторон. Правда, бывают ситуации, когда пролонгация невозможна, тогда необходимо принимать следующие меры.

Кредитная альтернатива

Возможен вариант с переходом на перекредитование, то есть на замену одного кредита другим. Конечно, это альтернатива пролонгации, однако важно понимать, что переход на данную схему не дает возможности погасить кредит и проценты за счет других кредитных ресурсов. Большинство банков выдает займы исключительно на финансирование будущих затрат, гашение которых подразумевается за счет полученной от продаж выручки, но никак не на перекрывание существующих задолженностей перед поставщиками.

Впрочем, все-таки есть варианты, когда один кредит можно заменить другим. Идеальная ситуация может сложиться, если у предприятия имеются некредитные денежные средства, за счет которых можно досрочно погасить платежи, ставшие причиной кассового разрыва, и взять новый кредит, способствующий погашению долгов перед поставщиками. Главное, чтобы была залоговая база, например, в виде недвижимости.

Минус данной схемы заключается в том, что для оформления нового кредита необходимо время, но оно может обернуться негативными последствиями. Плюсом является то, что кредит будет целевым, а это значит, что процентная ставка по нему окажется минимальной. При этом объем кредитного портфеля и его структура не меняются.

Существует и более сложный вариант, когда у банка берется целевой кредит, не используемый по прямым нуждам. В этом случае можно договориться с поставщиком по действующему договору о переводе всей суммы кредита, после чего ему направляется письмо с просьбой вернуть эти денежные средства, но на другой расчетный счет, дабы появилась возможность погасить действующий кредит. Разумеется, такая схема возможна только с разрешения руководства банка, чтобы, как говорилось выше, избежать невыгодных обеим сторонам просрочек.

Третий вариант, довольно похожий на предыдущий, не требует согласования с банком. Предприятие так же берет целевой кредит и перечисляет его поставщику по предварительной договоренности. Главное, чтобы объемы его поставок соответствовали сумме кредита. Далее большая часть внесенной предоплаты возвращается в виде займа, которым без каких-либо препятствий можно погасить кредит.

Выглядит это следующим образом. Например, кассовый разрыв предприятия составляет 10 млн рублей из-за кредитного платежа на ту же сумму. Тогда у банка берется кредит на 14 млн рублей. Далее выбирается поставщик с объемами не менее 3-4 млн рублей. Поскольку такая большая сумма ему не требуется, 10 млн рублей будут возвращены обратно как заем, который и можно будет спокойно использовать.

Последняя схема перекредитования полезна для наиболее крупных кредитов. Правда, в этом случае могут возникнуть проблемы с залогом, поскольку его должно хватить на обеспечение обоих кредитных займов.

Все упомянутые способы ликвидации кассовых разрывов можно реализовывать как по отдельности, так и вместе – все зависит от величины разрыва. Главное – точно учесть стоимость ус-транения этого разрыва. Если задержка оплаты поставщику обернется малыми последствиями, то пролонгация, как и перекредитование, может грозить крупными комиссиями банка, заметно бьющими по кошельку предприятия.

Предотвратить заранее

Как уже говорилось, далеко не всегда можно провести профилактику причин возникновения кассовых разрывов. Однако можно попытаться создать некий «оберег» от незапланированных трат и необходимости брать дополнительные кредиты.

Так, например, стоит ввести на предприятии платежный календарь, который позволит фиксировать все поступления и траты, а также ранжировать их по приоритету. Именно он может стать идеальным вариантом предотвращения кассовых разрывов.

Несомненно, придется полностью контролировать работу с дебиторскими задолженностями. Также стоит ввести систему штрафов за просрочки, а при заблаговременной передаче денежных средств награждать определенными бонусами в виде скидок.

Ну и, конечно, очень важно контролировать стабильность финансовых потоков, отслеживать поступление денег на расчетный счет. Для этого нужно будет в той или иной степени менять стратегию ведения бизнеса, скажем, создать «подушку безопасности» за счет заключения дополнительных контрактов, срочных поисков новых партнеров.

К примеру, мне довелось работать в одной частной компании, деятельность которой ориентировалась как на госзаказ, так и на частного заказчика. Для восполнения ликвидности компания тоже брала кредиты, так как аванс, перечисляемый заказчиком, составлял лишь малую часть денежных средств по условиям контракта. Бывало, из-за неграмотного планирования финансовой деятельности деньги расходовались уже на первом этапе выполнения заказа и для продолжения работы с заказом нужно было брать кредиты, что вело к непредвиденным финансовым издержкам компании.

Чтобы предотвратить кассовые разрывы или минимизировать потенциальные убытки от них, важно взять на заметку вышеупомянутые пути решения. И самое главное, всегда сохранять бдительность, даже если на первый взгляд кажется, что все работает отлично.

Морские порты №2 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ