Ученые России активно исследуют морские тайны планеты - Морские вести России

Ученые России активно исследуют морские тайны планеты

28.12.2023

Морской транспорт

Ученые России активно исследуют морские тайны планеты

Фото: НИС «Академик Фёдоров»/aari.ru

Из порта Санкт-Петербурга в Антарктику 20 октября отправилось научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» с участниками 69-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) на борту. Судно выполнит задачи по транспортировке необходимых грузов, доставит и вывезет участников сезонных работ и зимовочный персонал 68-й и 69-й экспедиций.

Через три океана в Антарктику

Маршрут плавания НЭС «Академик Фёдоров» будет пролегать через три океана – Индийский, Атлантический и Южный. Попутно с борта будут выполняться научные океанологические, ледовые, биологические и метеорологические измерения. В Антарктиде судно посетит: станции Прогресс и Мирный, сезонные базы Оазис Бангера и Молодежную, а также станцию Белорусской антарктической экспедиции Гора Вечерняя.

В конце декабря в Антарктику отправится и второе судно – НЭС «Академик Трёшников», которому предстоят работы в тихоокеанском секторе Южного океана на сезонных базах Русская, Ленинградская и Молодежная, посещение круглогодичных станций Беллинсгаузен, Мирный, Прогресс, Новолазаревская и белорусской базы Гора Вечерняя, сообщила пресс-служба ААНИИ.

В общей сложности в составе 69-й РАЭ будут работать более 650 специалистов, включая научно-технический персонал и ученых Арктического и антарктического научно-исследовательского института и других научных организаций, компании «Запсибгазпром», обеспечивающей строительство нового зимовочного комплекса Восток, экипажей воздушных и морских судов. В Антарктиду будет доставлено почти 5000 тонн грузов для обеспечения строительства и жизнедеятельности российских станций.

– Главным событием 69-й РАЭ станет технологический запуск нового зимовочного комплекса на станции Восток, для этого более чем на месяц увеличена традиционная продолжительность сезонного цикла работ, – рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

По его словам, участники экспедиции рассчитывают полностью закончить строительство всех пяти модулей и запустить все инженерные системы, что позволит проверить работоспособность станции в зимний период. В следующем сезоне, в январе 2025 года, станция будет введена в эксплуатацию.

При этом комплекс научных исследований экспедиции будет включать мониторинг практически всех компонентов природной среды Антарктики и изучение процессов глобального изменения климата. Продолжится бурение древнего льда над подледниковым озером Восток.

Кроме того, в этом сезоне ученые рассчитывают получить содержащиеся в образцах льда фрагменты материковых пород. Это позволит в том числе пролить свет на вопрос о возникновении самого загадочного озера на планете.

А в рамках международного сотрудничества будут проведены совместные работы с коллегами из Китая и Белоруссии. В соответствии с международной авиапрограммой ДРОМЛАН аэродромы на станциях Новолазаревская и Прогресс примут не менее 10 авиарейсов.

Следует отметить, что в рамках экспедиции запланировано несколько десятков научных работ, большая часть которых направлена на мониторинг окружающей среды Антарктики, исследования природных процессов, связанных с глобальным изменением климата. Приоритетными научными задачами нового сезона станут и исследования морского льда и краевой зоны ледников, океанологические работы в окраинных морях Южного океана, геолого-геофизические работы, комплексные исследования озера Восток и палеоклимата Земли в районе российской антарктической станции Восток.

В числе важнейших производственных задач сезона – завершение строительно-монтажных работ на новом зимовочном комплексе Восток, технологический запуск трех модулей состоится в январе 2024 года.

В этом сезоне будет проведена серия санно-гусеничных походов по доставке на станцию Восток почти 2600 тонн грузов – это строительные материалы и топливо. В операциях по грузоперевозкам будут задействованы более 90 специалистов РАЭ и компании «Запсибгазпром», а также 40 транспортеров «Полар-300» и 5 тракторов «Катерпиллар». Строители нового зимовочного комплекса Восток начнут прибывать на станцию Прогресс в конце октября самолетом Ил-76 из Кейптауна и через несколько дней отправятся на станцию Восток с первым санно-гусеничным походом.

Для авиационной поддержки выполнения задач экспедиции будут задействованы до восьми авиационных судов. Самолет Ил-76 выполнит межконтинентальные перелеты из Кейптауна (ЮАР) на посадочные площадки на станциях Новолазаревская и Прогресс. Самолет-лаборатория Ан-2, базирующийся на станции Мирный, выполнит аэрогеофизическую съемку в северо-восточной части Земли Принцессы Елизаветы. Четыре вертолета типа Ка-32С на борту НЭС «Академик Фёдоров» и НЭС «Академик Трёшников» выполнят работы по транспортировке грузов и персонала, а также несколько десятков рейсов в рамках научной программы. Дополнительно внутриконтинентальные перевозки будут осуществляться самолетом Basler.

В рамках 69-й РАЭ продолжится выполнение обязательств по международной авиационной программе ДРОМЛАН, объединяющей 11 государств мира, имеющих базы в области атлантического побережья Антарктиды. Сохранятся направления совместной деятельности с национальной экспедицией Республики Беларусь. Также запланированы научные исследования с учеными из Китая.

Сезонный этап экспедиции продлится семь месяцев, завершение 69-й РАЭ запланировано на июнь 2025 года.

Преображение Таймыра

В этом году научно-исследовательское судно под флагом РГО «Сибирский исследователь» прошло проверку комплексной экспедицией Русского географического общества «Преображение Таймыра», дойдя по Енисею до Дудинки, а затем вернувшись в Красноярск. Период зимней консервации, который продлится до мая 2024 года, судно проведет в одном из речных портов города.

Комплексная экспедиция «Преображение Таймыра» состоялась при поддержке инициативного гранта РГО и компании «Норникель». Ее ключевая задача – исследование на Таймыре объектов культурного наследия, связанных с историей открытия и освоения Арктики, а также поиск следов пропавших арктических экспедиций.

– Предполагаем, что в 2024 году состоится второй этап экспедиции «Преображение Таймыра» с участием «Сибирского исследователя», – отметил пресс-секретарь Красноярского краевого отделения РГО Владислав Власов.

Кроме того, «Сибирский исследователь» будет использоваться для разработки новых маршрутов и развития водного туризма на территории Красноярского края, а также для популяризации деятельности Русского географического общества и реализации просветительско-образовательных проектов.

Напомним, что НИС «Сибирский исследователь» сошел со стапелей верфи в Саратове в мае 2022 года. Его стальной 18-метровый корпус наполнен самым современным, высококачественным оборудованием, системами навигации и связи. Судно класса река – море способно решать научные задачи на воде и оказывать поддержку экспедиционным и просветительским мероприятиям на суше.

В период навигации 2022 года «Сибирский исследователь» успешно выполнил тестовый поход по Енисею на север региона и обратно до Красноярска, преодолев расстояние более 1 тыс. км. Проверку проводили Красноярское краевое отделение РГО в сотрудничестве с учеными МГУ им. М.В. Ломоносова и НИИ «Центр экологической промышленной политики», которые занимались оценкой состояния хрупких экосистем Арктики.

«Пионер-М» исследует Черное и Азовское моря

Ученые Севастопольского госуниверситета (СевГУ) и других научных организаций в 2024 году подключатся к комплексным исследованиям в водах Черного и Азовского морей на специально построенном для этого вуза научно-исследовательском судне «Пионер-М».

– Именно благодаря наличию такого судна, как «Пионер-М», СевГУ впервые вошел в число организаций, проводящих такие морские исследования, – рассказали в пресс-службе университета.

И пояснили, что программа предполагает проведение комплексных экологических, биологических, биохимических, гидрографических, гидрогеологических, археологических и других исследований в 12-мильной зоне. Часть исследований будет проводиться в рамках программы «Приоритет-2030» и проектов НОЦ «Мореагробиотех».

Напомним, катамаран «Пионер-М» спустили на воду 24 сентября 2021 года на Средне-Невском судостроительном заводе, проектирование вели ученые Севастопольского госуниверситета. Длина судна составляет около 26 м, ширина – 9 м, максимальная скорость – 11 узлов.

Морской флот №5 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ