Морской порт Оля: наделенный статусом «стратегический» - Морские вести России

Морской порт Оля: наделенный статусом «стратегический»

30.06.2022

Морские порты

Морской порт Оля: наделенный статусом «стратегический»

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Морской порт Оля расположен в 100 км южнее г.Астрахани в дельте реки Волги на 67 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Порт является универсальным и имеет ключевое значение для Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», соединяющего Европу с Ближним Востоком и Индией, а также для транспортных потоков между Европой и Китаем через Казахстан и страны Средней Азии.

Несмотря на стратегическую роль порта, определенную государством, все 25 лет с момента пуска первого причала находились различные препятствия для его трансформации в мощный логистический узел Каспийского региона. В настоящее время развитие самого молодого и перспективного российского порта на Каспии взял под контроль Президент РФ В.В. Путин. В этой связи к решению инфраструктурных вопросов подключится и Служба капитана порта, отвечающая за безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему.

Узайри Мутуев, капитан морского порта Оля ФГБУ «АМП Каспийского моря»

История и современность

Создание морского порта Оля в Астраханской области началось в середине 90-х годов XX века в целях возрождения российского торгового флота на Каспии, а продолжилось в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период до 2025 года» на основе государственно-частного партнерства.

Первая очередь пионерного причала порта была введена в эксплуатацию 3 июня 1997 года. К этому моменту к порту уже была проложена автомобильная дорога протяженностью 5,4 км. А вот железнодорожные подъездные пути общей длиной 55 км (ветка от станции Яндыки Приволжской железной дороги до станции Порт Оля) построили только к 2004 году.

К 2016 году в порту было построено 11 причалов различного назначения, в том числе для переработки генеральных, накатных и контейнерных грузов, а также для отстоя и обслуживания портового флота. Всего в порту сегодня 14 причалов с общей длиной причальной стенки 2100 метров.

Площадь территории морского порта составляет 324,84 га, площадь акватории – 53,12 га, проектная мощность причалов – 4,37 млн тонн в год сухих грузов. В настоящее время перевалка осуществляется на семи причалах общей длиной 1230 метров. Максимальная осадка принимаемых судов – 4,2 метра, длина – 141 метр, ширина – 16,8 метра.

За последние пять лет через порт идут в основном грузы из России в Иран и из Ирана в Россию, шедшие ранее грузы из Индии и в Индию перестали поступать. За этот период основным грузом для порта было зерно.

В среднем грузооборот порта составлял 437 тыс. тонн в год: в 2017 г. – 271 тыс. тонн, в 2018 г. – 423 тыс. тонн, в 2019 г. – 532 тыс. тонн, в 2020 г. – 602 тыс. тонн, в 2021 г. – 359 тыс. тонн. Таким образом, загрузка порта в среднем составляет 10%.

В порту Оля на данный момент работает одна стивидорная компания – ПАО «Первая стивидорная компания». По итогам прошлого года грузооборот порта сократился на 40%. Снижение произошло в результате уменьшения экспорта на 43%, в том числе зерна – на 46%. Грузооборот за 3 месяца 2022 года снизился на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 54,5 тыс. тонн. Снижение произошло в результате сокращения объемов перевалки зерна.

На пути преобразований

В свете планов развития инфраструктуры порт Оля сегодня имеет все возможности принять на себя грузопотоки санкционных направлений по коридору «Север – Юг»: у порта есть свободные земельные участки, на которых можно разместить новые объекты портовой инфраструктуры, выходы на речные, морские, автомобильные и железнодорожные пути, выгодное географическое положение и возможность круглогодичной перевалки грузов.

Порт способен перерабатывать в разы больше грузов, чем перерабатывает сейчас. Но для этого должен быть решен ряд политических и экономических вопросов, устранены административные барьеры при пересечении товаров через госграницу, сложиться благоприятная конъюнктура.

В Стратегии развития порта Оля предусматривалось расширение портовых мощностей в два этапа: возведение первого грузового района с грузооборотом 8 млн тонн, расположенного в непосредственной близости от села Оля, и второго грузового района с грузооборотом 26 млн тонн, расположенного на 4 км южнее первого.

По поручению Президента РФ развитие МТК «Север – Юг», в частности создание портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) в районе порта Оля, и дальнейшее привлечение на МТК транзитных грузов находятся на особом контроле главы региона. В апреле 2022 года помощники Президента РФ Игорь Левитин и Максим Орешкин побывали в Астраханской области с рабочим визитом. Вместе с губернатором области Игорем Бабушкиным они посетили портовую ОЭЗ «Лотос» в Лиманском районе и проинспектировали ход первого этапа строительства контейнерного терминала в порту. Его ввод в эксплуатацию планируется в конце 2023 года.

По итогам визита прошло обсуждение социально-экономического развития региона. И.Левитин подчеркнул, что создаваемый терминал мощностью около 8 млн тонн станет ключевым звеном в российской час-ти МТК, так же как и строительство специализированных терминалов в районе ильменя Забурунный общей мощностью 26 млн тонн.

В настоящее время для обеспечения стабильного судоходства по инициативе главы региона решается вопрос реконструкции ВКСМК. Уже сегодня в планах ФГУП «Росморпорт» – до 2024 года завершить работы по увеличению проходной осадки судов в канале до 4,5 метра, что позволит в полной мере раскрыть потенциал портовой инфраструктуры Астраханской области.

Приоритеты портовых властей

В состав Службы капитана морского порта Оля входят инспекция государственного портового контроля (ИГПК), отдел организации работ в морском порту, отдел транспортной безопаснос-ти и административно-хозяйственный отдел. Штатная численность Службы составляет 15 работников.

Для Службы капитана порта приоритетом является обеспечение безопасности мореплавания, транспортной безопасности и порядка в порту согласно задачам, определенным нормативными документами.

В порту в круглосуточном режиме работает морской пункт пропуска (МПП) через государственную границу РФ «Оля». Специалисты Службы в 2021 году 4 раза принимали участие в заседаниях Координационного совета пункта пропуска. При проведении его комплексных обследований замечаний не выявлено.

Что касается обеспечения глубин для прохода судов с осадкой 4,5 метра по ВКМСК, то это важное направление не только для портовых властей, но и для властей региональных, поскольку существенно решает задачу развития экономики Астраханской области. Нужно отметить, что углубление канала для обеспечения заявленной проходной осадки судов является одним из поручений Президента РФ. В связи со складывающейся геополитической ситуацией сегодня оно приобретает еще большую актуальность.

В рамках откорректированного проекта «Проведение ремонтных дноуглубительных работ на акватории ВКМСК на период до 2027 года с разработкой природоохранных мероприятий» и проекта «Защитные сооружения ВКМСК. Морская часть канала» в настоящее время Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт» ведет ремонтные дноуглубительные работы на канале. Согласно проектным решениям, их объем на 2022 год составляет 7082 тыс. кубометров. «Росморпорт» планирует осуществлять дноуглубление как собственным специализированным флотом, так и привлекая суда сторонних организаций.

В текущем году по состоянию на апрель Службой капитана порта, согласно техническим заданиям, выдано 7 разрешений для 4 земснарядов на проведение ремонтных дноуглубительных работ. Работы по приведению глубин в соответствие с паспортными данными ВКМСК ведутся в первую очередь на проблемных участках – в пределах 150-170 км.

Пока же, в связи с несоответствием глубин на этом участке, сохраняются ограничения для судов, введенные распоряжениями капитана порта об одностороннем движении и ограничении проходной осадки.

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ