Астрахань – стратегический порт на Каспии - Морские вести России

Астрахань – стратегический порт на Каспии

10.03.2022

Морские порты

Астрахань – стратегический порт на Каспии

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Морской порт Астрахань является важным для России и основным на российском Каспии. Здесь пересекаются каспийские морские и волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами, идет перевалка российских внешнеторговых и транзитных грузов с одних видов транспорта на другие. Астрахань играет роль транспортно-логистического центра в международном коридоре «Север – Юг», который связывает Россию с Ираном, Индией, странами Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. Безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему в полном объеме обеспечивает Служба капитана морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Александр Чернов, исполняющий обязанности капитана морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Порт двадцати терминалов

Морской порт Астрахань расположен в устьевой части р.Волги и пролегает от 3029 км реки – остановочного пункта Стрелецкое – до 3063,7 км Волги и далее по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу (ВКМСК) до 65,3 км ВКМСК. Акватория порта граничит с акваторией морского порта Оля.

На территории порта действуют 20 терминалов, расположенных на берегах Волги и объединенных одним названием. В границах порта осуществляют деятельность более 100 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании, судостроительные и судоремонтные предприятия и другие). Основных предприятий, эксплуатирующих причальный фронт различного назначения и занимающихся грузоперевозками, более 10.

Судоходство в порту ведется в гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объема сбросов воды с гидроузлов; ветрами восточных направлений со скоростью 20 м/сек и выше; пыльными бурями, способствующими ухудшению видимости; частыми туманами в ночное и утреннее время в период с ноября по февраль; смерзшимся, не дрейфующим льдом в период ледостава.

Морской порт открыт для навигации круглый год, работает круглосуточно, имеет грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Порт принимает суда длиной до 150 метров и шириной до 20 метров с максимальной осадкой 4,2 метра. Движение судов и других плавучих объектов с иными габаритами возможно по разрешению капитана порта.

В порту проводятся грузовые операции, в том числе с опасными грузами 3, 4, 5, 8, 9-го классов опасности IMO. Порт открыт и для пассажирских перевозок.

Объем перевалки грузов в порту в последние три года остается стабильным и составляет около 2 млн тонн: в 2019 г. – 2,2 млн тонн, в 2020 г. – 2,08 млн тонн, за 10 месяцев 2021 г. – 1,94 млн тонн. Основные виды – зерно, лесные, генеральные, тарно-штучные грузы, пищевые наливом.

Объем пассажирских перевозок по местным маршрутам внутри Астраханской области вырос за последние три года: в 2019 г. было перевезено 24396 пассажиров, в 2020 г. – 26914 пассажиров, за 9 месяцев 2021 г. (по 05.10) – 25282 пассажира. Объем пассажирских перевозок по туристичес-ким маршрутам в пандемийном 2020 г. сократился, составив 9085 пассажиров (в 2019 г. – 14249), но за 9 месяцев 2021 г. (по 05.10), когда было перевезено 13048 пассажиров, опять показал тенденцию к росту.

Уникальные операции

Как направление деятельности организация транспортировки в акватории порта и по ВКМСК крупногабаритных объектов в ФГБУ «АМП Каспийского моря» возникло в 2014 году в связи с активным освоением шельфа Каспия.

Вывод в море крупногабаритных объектов имеет свои особенности, и подготовка каждого сооружения к проводке требует большой организационной работы и взаимодействия с задействованными в этом процессе участниками. Особую напряженность и сложность сопровождению по каналу придает тот факт, что уровни воды в ВКМСК и Каспийском море имеют пониженные значения. В этой связи процесс буксировки объектов сопровождают и контролируют специалис-ты Службы капитана порта Астрахань. Кроме того, в целях обеспечения безопасности движения по каналу заблаговременно перед выводом плавучих сооружений из порта Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» по пути следования объектов выполняются дноуглубительные работы.

Через акватории портов Астрахань и Оля, через ВКМСК согласно графику проведения ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» морских операций на Северном Каспии в период 2018-2021 годов были выведены в море пять плавучих сооружений, построенных на астраханских верфях. В 2018 г. – верхнее строение блок-кондуктора месторождения им. Ю. Корчагина и опорная часть блок-кондуктора месторождения им. В.Филановского; в 2019 г. – верхнее строение блок-кондуктора месторождения им. В.Филановского; в 2020 г. – опорные части жилого модуля и ледостойкой платформы месторождения им. В. Грайфера.

Для понимания размеров выводимых объектов вот некоторые их параметры: длина буксирного ордера во время вывода опорной части платформы жилого модуля морской платформы месторождения им. В. Грайфера превысила 230 метров, а суммарная мощность участвующих в транспортировке буксиров – 14,6 тыс. кВт.

Флот под контролем

В порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов, движение флота в акватории, постановка и снятие с якоря регулируются службой управления движением судов (СУДС).

Необходимо отметить, что судоходство в порту, кроме гидрометеорологических условий, осложнено также расположением большинства причалов в городской черте, разными глубинами и, соответственно, ограничениями по осадке и ширине судов, которые учитываются при составлении графика движения судов.

Контроль за российскими и иностранными судами возложен на Инспекцию государственного портового контроля (ИГПК). Инспекторский состав ИГПК проводит проверку судов, оформляет выход из порта, ведет регистрацию заходов/выходов. В работе используются информационные системы (ИС): ИС ГПК Модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах РФ»; ИС госконтроля судов, оперирующих под флагом РФ; ИС Парижского меморандума TETIS; автоматизированная сис-тема Службы капитана порта (СКАП), комплекс программных средств «Портал Морской порт».

За период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. проведен 451 осмотр судов под флагом РФ, из них с выявленными недос-татками – 401 осмотр (89%). Зарегис-трировано 3 случая отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта (1%). Проведено 567 контрольных осмотров, выявлено 2063 несоответствия конвенционным требованиям, из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 10. Проведено 9 инспекций судов под иностранными флагами, из них с недостатками – 7 (78%). Задержаний судов под иностранными флагами не зарегистрировано.

В 2021 году, с 01.01 по 07.12, было проведено 315 осмотров судов под флагом РФ, из них с недостатками – 287 осмотров (91%). Случаев отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта не зарегистрировано. Проведено 306 контрольных осмотров, выявлено 1208 несоответствий конвенционным требованиям, из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 0. Проведено 26 инспекций иностранных судов, из них с недостатками – 24 инспекции (92%). Задержаний судов под иностранными флагами не было. Проведено 16 контрольных осмотров иностранных судов, выявлено 187 недостатков, которые не привели к задержанию.

Осуществление портового контроля – непрерывный процесс. Он постоянно совершенствуется, чему способствуют курсы повышения квалификации, которые регулярно проходят инспекторы с целью повышения качества инспектирования и уровня профессиональных знаний.

Экологический мониторинг

Приказом руководителя ФГБУ «АМП Каспийского моря» утвержден и введен в действие План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах Астрахань и Оля и на подходах к ним.

Между АМП и Каспийским филиалом ФГБУ «Морспасслужба» заключен договор на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, помощи аварийным судам в портах Астрахань и Оля и на подходах к ним.

В целях предотвращения несанкционированных сбросов сточных и подсланевых вод в акваторию порта сотрудники Службы капитана порта Астрахань проводят постоянный мониторинг их накопления на судах. В порту принимают с судов сточные и нефтесодержащие воды, сухой мусор и пищевые отходы.

Зачистка судов от нефтепродуктов осуществляется у специализированного причала на 3060 км правого берега реки Волги. Суда, следующие в порт с моря, должны произвести замену изолированного балласта в отведенном для этого участке (вход в ВКМСК с моря).

Зимняя навигация

Морские порты Астрахань и Оля – замерзающие, однако благодаря ледокольной проводке, введенной с 1995 года, навигация здесь стала круглогодичной.

Для обеспечения безопасности мореплавания в условиях зимней навигации ФГБУ «АМП Каспийского моря» проводится работа по организации ледокольных проводок, разрабатываются планы мероприятий, регулярно собираются совещания, на которых со специалистами заинтересованных организаций обсуждаются текущие и проблемные вопросы судоходства.

Служба капитана порта заранее готовит план мероприятий, включающий все аспекты организации ледокольного обеспечения. План определяет конкретные сроки мероприятий, исполнителей, учитывает данные по предстоящим ледокольным операциям: количество судозаходов и судооборот, предполагаемых грузоотправителей и другие детали, вплоть до открытия круглосуточной горячей линии и заключения договора по ежесуточному спутниковому мониторингу ледовой обстановки. Этот документ облегчает задачу по объединению сил и ресурсов участников ледокольных проводок, согласованию многочисленных вопросов с транспортными организациями, таможенными и пограничными службами и другими заинтересованными сторонами.

В конце ноября, когда суда с астраханской «пропиской» встают на зимнюю стоянку, ледоколы «Капитан Чечкин», «Капитан Мецайк» и «Капитан Букаев» только готовятся к выходу на ледовые трассы. Предстоящая работа ледоколов требует повышенного внимания со стороны АМП Каспийского моря. И здесь на помощь приходят современные технологии, например, оценка ледовой обстановки проводится с учетом анализа спутниковых снимков.

Прошедшая зимняя навигация 2020-2021 гг. длилась дольше обычного – 104 суток, с 04.12.2020 г. по 18.03.2021 г. За это время двумя ледоколами было проведено 797 судов при среднесуточной проводке 7,7. Период движения судов в составе каравана составил 61 сутки. Объясняется это тем, что в начале декабря Каспий накрыло волной холода, образовался лед, который затем рассеялся. Но через некоторое время пришла вторая волна похолодания.

Конечно, отрицательные температуры вносят коррективы в движение судов в акватории порта и на подходах к нему. Тем не менее, в зимнюю навигацию 2020-2021 гг. все проводки выполнены успешно и в срок, ни одно судно не получило повреждений, хотя 459 из проведенных судов (57,5%) имеют возраст 30 лет и более.

Опыт говорит, что успех зимней навигации зависит не только от технической и теоретической готовности служб и участников транспортного процесса к работе в суровых условиях, но и от слаженного взаимодействия людей нашей отрасли, профессионалов и знатоков своего дела.

Морские порты №10 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ