Феномен морского порта Сабетта - Морские вести России

Феномен морского порта Сабетта

04.03.2022

Морские порты

Феномен морского порта Сабетта

Фото: «АМП Западной Арктики»

Морской порт Сабетта уникален по ряду причин. Первая – это масштаб: по завершении строительства терминала СПГ и СГК «Утренний» (участок №2 морского порта) он займет лидирующую позицию в рейтинге портов в Арктическом бассейне РФ. Вторая – строительство осуществляется за полярным кругом, в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий – с конца июля по октябрь. Третья – техническая сложность работ, не имеющая аналогов.

Алексей Анисимов, капитан морского порта Сабетта ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Уникальная система отгрузки нефти и газа

Порт Сабетта – ключевой объект развития транспортной системы ЯНАО и соседних регионов. Он имеет большое значение для развития Северного морского пути (СМП) и внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна. Порт включает три участка: первый – участок, расположенный на западном берегу Обской губы в районе п.Сабетта в устье реки Сабетта-Яха, где построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК); второй – участок, расположенный на восточном берегу Обской губы, где начинается строительство нового завода СПГ и СГК; третий – участок, расположенный на западном берегу Обской губы в районе мыса Каменного, где находится Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

На участке №1 морского порта функционирует терминал отгрузки СПГ и СГК. У двух технологических причалов могут одновременно грузиться газовоз и танкер-химовоз. С технологического причала №1 осуществляется отгрузка СПГ, с технологического причала №2 может осуществляться отгрузка СПГ и СГК. К причалам терминала подходят суда-газовозы длиной 299 метров и грузятся на осадку 12 метров. Один газовоз берет на борт около 75 тыс. тонн СПГ.

Также на участке №1 есть причалы для нефтеналивных и сухогрузных судов. Причал №1 длиной 210 метров предназначен для выгрузки светлых нефтепродуктов, доставляемых для нужд поселка и аэропорта Сабетта. Причал №2 длиной 224 метра и причал №3 длиной 250 метров предназначены для обработки генеральных и навалочных грузов. Причалы №5 и №6 длиной 230 метров каждый предназначены для приема судов-модулевозов. Для обработки генеральных и навалочных грузов в порту есть три мобильных портовых крана грузоподъемностью до 144 тонн. Глубины у причалов №1, 2, 3, 5, 6 позволяют принимать суда с осадкой 10-11 метров. Причал №4 предназначен для стоянки буксирных судов.

На участке №3 (мыс Каменный) функционирует Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения. Загрузка танкеров осуществляется на выносном причальном устройстве. Система отгрузки обеспечивает прием и загрузку танкеров дедвейтом до 40 тыс. тонн с осадкой до 9,5 метра. Производительность грузового оборудования терминала – 6500 м3/час.

Под прикрытием ледоколов

Большую часть года в порту занимает зимняя навигация. Как правило, период, свободный ото льда, небольшой – со второй половины июля до середины октября. С конца ноября начинается период ледокольных проводок, который заканчивается в июне. С открытием зимней навигации в порт могут заходить только суда, соответствующие критериям допуска по ледовому классу, установленным правилами плавания в акватории СМП.

Ледокольное сопровождение в акватории СМП и на подходах к порту осуществляют ледоколы ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Росморпорт» и ООО «Газпромнефть Шиппинг»: атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Арктика» – по проводке судов в Обской губе; л/к «Обь», л/б «Надым» и л/б «Юрибей» – на участке №1 (порт Сабетта); л/к «Санкт-Петербург», л/б «Толбухин» и л/б «Помор» – на участке №2 (мыс Утренний); л/к «Александр Санников» и л/к «Андрей Вилькицкий» – на участке №3 (мыс Каменный).

В период ледокольных проводок работает Штаб ледокольных проводок ФГБУ «АМП Западной Арктики». На заседаниях Штаба решаются оперативные вопросы использования ледоколов, порядка проводки судов и другие, касающиеся плавания судов в суровых ледовых условиях.

Все навигационные операции в акватории порта – заходы судов в порт, швартовка, выходы из порта – предварительно обсуждаются сотрудниками Службы капитана порта с участием лоцманов и капитанов судов, ставятся задачи и определяются способы их решения.

Главная цель коллективных обсуждений – поиск оптимальных решений по обеспечению безаварийной работы, безопасности при проводках судов и швартовных операциях на основе опыта морской практики и профессионализма всех участников, а также анализа прогнозов и фактических погодных условий, уровня воды, данных карт ледовой обстановки, состояния ледового покрова, оценки готовности причалов к постановке судов и другой информации.

Инспектор всегда на вахте

На участках №1 и №3 акватории порта и на подходах к порту безопасность мореплавания, оформление судозаходов, контроль за порядком в порту обеспечиваются Службой капитана порта. Порт работает в круглосуточном режиме.

Ежедневно проводится контроль вахтенной службы судов, стоящих в порту. Регулярно проводятся осмотры как российских, так и иностранных судов. Так, с января по 20 декабря 2021 года проведено 107 инспекций судов под флагом РФ – выявлено 319 замечаний, 1 инспекция судна под иностранным флагом – выявлено 1 замечание. Особое внимание уделяется выполнению требований Полярного кодекса и положений Международного кодекса по управлению безопасностью.

Инспекторы госпортконтроля работают в вахтовом режиме. На действующей вахте находятся 5 сотрудников: в порту Сабетта это капитан порта (либо его заместитель) и 4 инспектора госпортконтроля. На морском терминале «Каменный» занят 1 инспектор, на морском терминале «Утренний» – 3 инспектора.

Учитывая особенности судоходства в климатических условиях Арктики, необходимо неукоснительно выполнять правила плавания в акватории СМП. В этой связи одной из основных задач для сотрудников Службы капитана порта является поддержание на должном уровне и постоянное углубление профессиональных знаний и практических навыков.

Экспорт снизился, импорт вырос

Объем перевалки грузов в порту за январь-октябрь 2021 года составил 22,88 млн тонн, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2020 года (23,04 млн тонн). Снижение объема перевалки произошло из-за наливных грузов, что связано с планово-предупредительным техническим обслуживанием первой технологической линии продолжительностью 19 суток с 1 по 19 августа 2021 года. Техническое обслуживание проводилось в соответствии с утвержденным годовым графиком и не повлияет на плановый объем производства за год.

Количество судозаходов (вход + выход) в 2021 году достигло 2191, что на 193 больше по сравнению с 2020 годом (1998 судозаходов). Увеличение связано с приходом судов специального назначения (дноуглубительных, земснарядов и т.п.) в рамках строительства объекта «Реконструкция объекта «Морской канал» (судоходный подходной канал в Обской губе Карского моря)» для проведения дноуглубительных работ в навигацию 2021 года.

Существенно, в 11 раз, увеличился объем доставки в порт импортных грузов, в основном оборудования и техники для строительства будущего завода «Арктик СПГ - 2». Это второй подобный проект компании «Новатэк» после «Ямал СПГ». Ресурсной базой проекта является месторождение Утреннее. На 2023 год намечен старт одной из трех технологических линий, мощность каждой из которых составит 6,6 млн тонн газа и 1,6 млн тонн газового конденсата.

Морские порты №10 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ