Перспективы развития морских портов - Морские вести России

Перспективы развития морских портов

31.05.2021

Морские порты

В статье рассматриваются основные тенденции развития морских портов в глобальном масштабе и в Российской Федерации в частности, исследуются предпосылки необходимости интенсивного и экстенсивного роста производительности работы морского транспорта, в том числе морских портов. По итогам исследования сделан вывод о том, что цифровизация является одним из важнейших условий развития морских портов будущего.

Фото: ГК «Дело»

Морской транспорт и все, что связано с ним, имеет необычайно длинную историю развития, которая непрерывно продолжается и сегодня, приобретая все новые и новые особенности и детали, связанные с техническим развитием морского транспорта и технологических циклов, в том числе с интенсивной трансформацией внешней среды.

Истоки развития морского транспорта уходят к 6-4 тысячелетию до нашей эры: конструкция транспортного средства постепенно менялась от простейшей ладьи до современных морских судов типа Aframax. Подвергались изменениям и морские порты, прошедшие сложный эволюционный путь от портов с ручным трудом до технологических гигантов морской индустрии, обеспечивающих обработку судов нового типа при помощи мощной и сложной техники и технологий погрузочно-разгрузочных работ.

Е.С. Шмелева, специалист по работе с клиентами ООО «Маэрск», аспирант кафедры «Экономическая теория, экономика и менеджмент» ГМУ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова

Стоит особо отметить, что в настоящее время в связи с четвертой промышленной революцией в мире активно разрабатывается концепция «умное судно», нацеленная на практическую реализацию беспилотного судоходства, что приведет к значительным изменениям как в производственной, так и в управленческой сферах, ускорит переход к следующему технологическому укладу. Именно поэтому данная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.

Современные тенденции

Современный морской порт – связующее звено для различных видов транспорта. В этой связи портовая деятельность, можно сказать, выступает в роли стратегического аспекта развития экономики государства, являясь основным звеном функционирования транспортной системы. Модернизация портовой инфраструктуры, терминалов оказывает позитивное воздействие на стимулирование торгового партнерства морских держав.

Для выявления современных тенденций Организация Объединенных Наций (ООН) ежегодно проводит конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД), в ходе которой уделяется особое внимание результатам деятельности и инновациям в сфере морского транспорта с целью отследить тенденции и обеспечить участников рынка перевозок необходимой и актуальной информацией: с этой целью выпускаются отчеты, содержащие ежегодную статистику, и обзоры.

Так, например, ЮНКТАД в 2018 году выпустил обзор результатов развития морского транспорта за последние 50 лет, где освещалась история взаимодействия морского транспорта и разных международных организаций. Проведенные исследования позволили определить, что в течение последних двух десятилетий в мировой морской торговле существуют следующие тенденции.

1. Масштабная контейнеризация и интеграция транспортных и логистических сетей.

2. Увеличение торговых потоков товаров из развивающихся стран Азии (особенно из Китая).

3. Растущий вклад дальневосточных стран, таких как Малайзия и Вьетнам.

4. Растущий объем перевалки грузов в Гонконге, Сингапуре, Дубае и др.

Проведенные автором исследования также позволили выявить глобальные тенденции в развитии морского транспорта, в частности морских портов. В таблице 1 представлена статистика увеличения контейнерооборота стран Азии и рост контейнеризации в мировом масштабе.

Таблица 1. Статистика грузооборота контейнеров 10 самых крупных портов мира

Таблица 1. Статистика грузооборота контейнеров 10 самых крупных портов мира

Место

2000 год

2019 год

Рост %

Порт

млн TEU

Порт

млн TEU

1

Гонконг (Китай)

18,1

Шанхай (Китай)

43,3

773

2

Сингапур (Сингапур)

17,0

Сингапур (Сингапур)

37,2

219

3

Пусан (Корея)

7,5

Нинбо (Китай)

27,5

3055

4

Гаосюн (Китай)

7,4

Шэньчжэнь (Китай)

25,8

645

5

Роттердам (Нидерланды)

6,3

Гуанчжоу (Китай)

23,2

1530

6

Шанхай (Китай)

5,6

Пусан (Корея)

21,9

292

7

Лос-Анджелес (США)

4,9

Циндао (Китай)

21,0

1002

8

Лонг-Бич (США)

4,6

Гонконг (Китай)

18,3

108

9

Гамбург (Германия)

4,2

Тяньцзинь (Китай)

17,3

887

10

Шэньчжэнь (Китай)

4,0

Дубай (ОАЭ)

14,8

411

Источник: ЮНКТАД, Обзор морского транспорта за 2018 г.

Исходя из данных, приведенных в таблице 1, видно, что контейнерооборот вырос в разы. Например, для порта Шанхай за 19 лет оборот контейнеров увеличился почти в 8 раз. Стоит отметить, что многие порты в Китае в 2000 году имели сравнительно низкий контейнерооборот, но за 19 лет его объем увеличился более чем в 10 раз. Как было указано ранее, тенденция роста грузопотоков из Азии имеет ярко выраженный результат: 7 из 10 портов с наибольшим грузооборотом находятся в Китае.

В 2020 году ЮНКТАД обозначил общие тенденции в морском транспорте на ближайшее будущее. Одной из наиболее важной является инициатива, в которой морские порты выступают в роли двигателя процесса глобализации и являются центрами логистических и транспортных сетей, поэтому один из основных способов развития портов и терминалов на данный период и в перспективе – это распространение цифровых технологий. Примерами инноваций выступают Интернет вещей, робототехника, автоматизация, искусственный интеллект, беспилотные транспортные средства и оборудование, технология блокчейн.

Повышение эффективности портов и терминалов также рассматривается как один из способов роста: все этапы обработки судов и грузов на различных ступенях должны развиваться максимально для того, чтобы какие-либо задержки и лишние звенья были сведены к минимуму. Таким образом возможно достижение увеличения пропускной способности.

При определении стратегии развития портовой инфраструктуры необходимо учитывать следующее:

– актуальным является разработка мероприятий по введению и использованию «зеленых» технологий для соблюдения международных экологических требований;

– одним из основных стимулов для развития морских портов является модернизация судов-контейнеровозов, таким образом, судно способно перевозить гораздо большее количество контейнеров, которые впоследствии должны быть обслужены контейнерными портами;

– за пять десятилетий сменилось пять поколений судов-контейнеровозов, последним из них является разработка Post-Triple E-Class, вместимость которого составляет 21 тыс. TEU.

Следовательно, порты должны соответствовать современным тенденциям и иметь более глубокие подходные пути для судов, удовлетворяющее инновационным технологиям оборудование, способность обеспечивать интенсивные погрузо-разгрузочные работы, увеличение складских зон, ускорение процессов таможенной очистки и т.д. Таким образом, перед транспортным комплексом каждого государства, являющегося морской державой, стоят определенные задачи, которые для своего решения требуют разработки соответствующих целевых программ с выделением под них бюджетных средств. Российская Федерация не является исключением.

Рост портовых мощностей как часть национального проекта РФ

Согласно статистике Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за последние 10 лет грузооборот морских портов РФ увеличился почти в 2 раза – с 454,6 млн тонн до 840,1 млн тонн. При этом, соответственно, увеличилась мощность морских портов РФ – с 598,3 млн тонн до 1147,1 млн тонн. Если рассматривать общий объем обработанных контейнеров в РФ за 2019 год, то он составил 5,32 млн TEU, в то время как за 2010 год – 3,7 млн TEU.

Эти результаты наглядно показывают, что развитие морских портов РФ имеет положительную тенденцию как для контейнерных, так и для других видов грузов.

Вместе с тем, целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были обозначены конкретные задачи по развитию национальной экономики, которые затем вылились в национальные проекты, в том числе в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ).

Основной задачей Федерального проекта «Морские порты России» стал рост мощностей морских портов РФ до 1,3 млрд тонн. С целью достижения запланированного грузооборота при его увеличении на

150 млн тонн до 2024 года были определены следующие задачи: улучшение портовой инфраструктуры Арктического бассейна (рост мощности на 65 млн тонн), мероприятия по развитию инфраструктуры Дальневосточного бассейна (увеличение на 130 млн тонн), Балтийского бассейна (предположительно на 53,8 млн тонн), Волго-Каспийского бассейна (увеличение мощности на 1 млн тонн), Азово-Черноморского бассейна (на 104 млн тонн), а также мероприятия по развитию автодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного бассейнов и др. Кроме того, исходя из задач национального проекта, время перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы РФ, должно сократиться до 7 дней, а объем транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом увеличиться в 4 раза.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что развитие морского транспорта является одним из важнейших ресурсов для развития экономики государства в целом.

В дополнение к сказанному нужно отметить, что совершенствование инфраструктуры морских портов несет за собой следующие преимущества и возможности:

– развитие экономики государства за счет увеличения экспортно-импортных перевозок;

– повышение потенциала и объемов транзитных перевозок;

– возможности портовой индустрии (бизнеса) инвестировать в развитие мощностей терминалов и т.д.

Цифровизация – инструмент роста пропускной способности

Учитывая современные тенденции, одним из перспективных направлений развития портовой инфраструктуры является ее цифровизация. Это наиболее важная технологическая тенденция, с которой сегодня сталкивается мир торговли и транспорта.

В этом смысле ключевой задачей как для предприятий, так и для регулирующих органов является определение и кодификация глобальных стандартов для глобальных мультимодальных перевозок. Переход на «цифровые рельсы» определен стремлением глобальной экономики к достижению нового уровня развития и рассчитан на активное использование как информационных баз данных, так и цифровых коммуникационных каналов.

Особо отметим, что сложившиеся в 2020 году обстоятельства, связанные с эпидемией COVID-19, вызвали объективную необходимость сближения сторон морской промышленности, используя цифровые технологии. Такие средства как онлайн-платформы, конференц-связь (видео и аудио), обмен и удаленный мониторинг данных для обеспечения продолжения функционирования цепочек поставок, стали неоъемлемой частью ведения морского бизнеса.

Кризис, вызванный COVID-19, продемонстрировал, что, хотя некоторые портовые сообщества уже оцифровали свои бизнес-процессы и превратились в интеллектуальные порты, многие другие отстают, полагаясь в основном на личное взаимодействие и бумажные транзакции как норму для обмена на борту судна, между судном и портом и между портами и внутренними районами. Как подчеркивается в недавнем заявлении о политике портовой отрасли, только 49 из 174 государств – членов International Maritime Organization (IMO) имеют функционирующие системы портового сообщества.

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что каждое государство имеет свои темпы развития в сфере цифровизации. При этом необходимо подчеркнуть, что до сих пор не выявлен точный способ определения уровня цифровизации в той или иной стране. Поэтому не представляется возможным максимально достоверно установить, каков размер цифровой экономики по отношению к ВВП.

В зависимости от подхода измерения размера цифровизации было выявлено, что она составляет от 4,5% до 15,5% мирового ВВП. Лидерами, на которых приходится почти половина добавленной стоимости, основанной на секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), являются США и Китай. Также наблюдается рост рабочей силы, занятой в секторе ИКТ, что способствует так или иначе развитию данной сферы.

Соответственно, имплементация автоматизации портов и Internet of Things (IoT) могут стать ключевыми приоритетами для рассмотрения в будущем. Это действительно актуально для новых операций и для портов развивающихся стран, способных привлечь необходимые крупные инвестиции.

Однако более вероятно, что автоматизация существующих терминалов, особенно для обработки грузов, будет увеличиваться, более того, прогнозная аналитика «больших данных» позволит использовать IoT для обеспечения большей эффективности портовых операций.

В этих обстоятельствах ключевым организациям судоходной и портовой отрасли необходимо предпринимать ряд мер по ускорению цифровизации морской торговли и логистики, в связи с чем установлены следующие приоритеты:

– оценить состояние внедрения и найти способы обеспечить соблюдение обязательных требований, определенных в Конвенции IMO по облегчению международного морского судоходства 1965 года, для поддержки передачи, получения и ответа информации, необходимой для прибытия, стоянки и отхода судов, людей и грузов;

– обеспечить гармонизацию стандартов данных за рамками вышеупомянутой Конвенции для облегчения обмена основными данными, связанными с портами и причалами, для своевременной эксплуатации судов и оптимального использования;

– организация стандартизации по упрощению формальностей и электронному бизнесу; стремиться к внедрению систем портового сообщества и безопасных платформ обмена данными в основных портах всех государств – членов IMO;

– изучить существующее руководство IМО по управлению кибер-рисками на море;

– разработать структуру для облегчения внедрения и ввода в действие платформ цифровых портов, которые также могут безопасно подключаться к внутренним цепочкам поставок;

– создать структуру по наращиванию потенциала для поддержки портовых сообществ не только путем предоставления технических средств, но и путем обучения персонала.

Таким образом, повышение уровня автоматизации может быть полезной стратегией для обеспечения непрерывности бизнес-процессов в портах и терминалах и посещения судов, а также сокращения времени обработки судов и т.п.

Цифровизация может повысить конкурентоспособность портов, обеспечивая эффективное сотрудничество и принятие решений. Оптимизация портовых вызовов является примером того, как усовершенствованный обмен цифровыми данными между участниками процесса портовых вызовов может способствовать надлежащему планированию и предсказуемым срокам для достижения более эффективных операций. Более того, необходимо решать задачи в направлении стандартизации и интероперабельности данных, чтобы обеспечить более эффективный обмен данными между различными участниками цепочек поставок.

Заключение

Четвертая промышленная революция оказывает значительное воздействие на логистические процессы, в особенности на морской транспорт и морские порты. В связи с этим международные организации и государства определяют задачи и цели, создают директивы, нацеленные на гармоничное и своевременное развитие данной отрасли.

Однако для того, чтобы цифровизация развивалась успешно, необходимо тесное взаимодействие всех участников данной отрасли (частные, государственные, международные организации), что приведет к ускоренному внедрению цифровых решений. Таким образом, цифровизация будет носить не только общий, международный характер, но и будет реализована для малых и средних предприятий.

Положительные результаты цифровизации подчеркивают необходимость повышения эффективности и внедрения новых логистических концепций на основе общедоступной информации в реальном времени, обеспечивая улучшенный сервис, бесперебойные мультимодальные перевозки, в том числе контейнерные. Также следует подчеркнуть, что цифровизация помогает снизить административную нагрузку, упростить процедуры для органов власти и бизнеса и в то же время способствует контролю за соблюдением законодательства и созданию равных условий для всех транспортных операторов.

Морские порты №2 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Советская Гавань
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021