Морской порт Мурманск: изменчивый и неизменный - Морские вести России

Морской порт Мурманск: изменчивый и неизменный

29.04.2021

Морские порты

 Морской порт Мурманск: изменчивый и неизменный

Фото: gelio.livejournal.com|gelio@inbox.ru

По итогам 2020 года грузооборот морского порта Мурманск сократился на 9,3% и составил около 56 млн тонн. Наиболее заметно снизилась перевалка навалочных и наливных грузов, что было вызвано пандемией и связанными с нею ограничениями.

Вместе с тем прошлый год стал знаковым для порта с точки зрения развития перевалки важнейшего продукта российского экспорта – сжиженного природного газа (СПГ): в эксплуатацию был введен временный рейдовый перегрузочный комплекс (ВРПК) СПГ и впервые на территории России произведена перегрузка СПГ по технологии «борт-борт». Пандемия также способствовала развитию дистанционных технологий и росту их значимости в работе порта.

Важно, что происходящие под влиянием конъюнктуры изменения не остановили работу порта, не отразились на безопасности мореплавания и порядке в порту и на подходах к нему. Остался на месте и знаковый для города и порта объект культурного наследия федерального значения – атомный ледокол «Ленин», а стабильность, как известно, первый признак мастерства.

Эдуард Безукладов, капитан морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Самый северный и незамерзающий

Морской порт Мурманск находится на побережье Кольского залива Баренцева моря. Это самый крупный порт в мире, расположенный за Полярным кругом, и самый северный из незамерзающих портов России. Баренцево море не замерзает благодаря проходящему через него теплому течению – Гольфстриму.

Строительство порта началось в 1915 году, и именно порту своим появлением обязан город Мурманск – самый крупный из северных городов не только России, но и всего мира, население которого сегодня составляет около 300 тыс. человек. По сути, Мурманск развивался как часть порта, а не наоборот.

Интересно происхождение названия «Мурманск». Изначально мурманами называли пришельцев с севера, норвежцев и норманнов. Позже так стали называть и местность, где происходили столкновения с иностранцами. Таким образом, Мурманск – это город и порт на Мурмане, то есть на Кольском полуострове.

Морской порт Мурманск включает в себя пять морских терминалов: Териберку, Ура-Губу, Лиинахамари, рейдовый терминал для перегрузки нефти и рейдовый терминал для перегрузки сжиженного природного газа (СПГ).

Порт характеризуется большими глубинами на подходных фарватерах, что обеспечивает доступность для подхода судов разного класса – от Minibulkers до Panamax.

Грузоперевалка: минус нефть, плюс СПГ

По итогам 2020 года грузооборот порта Мурманск составил 56,14 млн тонн, что на 9,3% меньше, чем в 2019 году (61,9 млн тонн), в том числе сухих грузов было перевалено 23,8 млн тонн, наливных грузов – 32,4 млн тонн, на последние пришелся и наибольший объем снижения.

Из общего объема грузооборота в 2020 году большая часть (88%) пришлась на импортные грузы (рис. 1), объем которых вырос на 8% по сравнению с прошлым годом, остальное составили экспорт и каботаж, объемы которых упали на 9,6% и 9,1% соответственно.

Рис. 1. Структура грузооборота морского порта Мурманск по типу внешнеторговых операций в 2020 году

В 2021 году грузооборот порта продолжал снижаться. Объем перевалки грузов за январь сократился на 12,3%, до 4,5 млн тонн. Сухогрузов было перевалено на 17,4% меньше, чем в январе 2019 года, – 1,7 млн тонн. В основном снижение произошло за счет уменьшения объема перевалки навалочных грузов, в том числе угля и кокса, минеральных удобрений, груженых контейнеров. В то же время увеличилась перевалка руды, прочих навалочных, генеральных и прочих грузов (рис. 2).

Рис. 2. Грузооборот морского порта Мурманск по основным видам грузов в январе 2020, 2021 годов (тыс. тонн)

В январе 2021 года снизились объемы перевалки наливных грузов на 8,8%, до 2,8 млн тонн. Снижение перевалки нефти и нефтепродуктов произошло по причине ухудшения конъюнктуры рынка в отношении потенциальных экспортных грузов в направлении Мурманска, а также из-за снижения уровня производства нефтепродуктов. Снижение поставок нефти с Варандейского терминала в направлении Мурманска было связано с уменьшением добычи и отгрузки нефти в адрес ЛК «Волга» и РПК «Норд» из-за падения спроса на энергоносители и по причине мирового кризиса на фоне пандемии.

Рост перевалки СПГ в порту Мурманск был обусловлен вводом в эксплуатацию ВРПК СПГ «Кильдин Восточный» после проведенных ранее тестовых испытаний. В январе 2021 года на нем было перегружено с двух танкеров-газовозов 133,3 тыс. тонн СПГ на танкер-газовоз Yenisei River для отправки на экспорт.

Запуск ВРПК «Кильдин Восточный»

Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 г. №2138-р в границы морского порта Мурманск были внесены изменения. Корректировки были связаны с включением в границы порта трех водных участков в районе восточной части Кильдинского пролива, на которых организован и запущен в эксплуатацию в марте 2020 года ВРПК «Кильдин Восточный» компании «Новатэк», предназначенный для перевалки СПГ по схеме «борт-борт».

ВРПК объединяет три рейдовых причала. На двух из них могут швартоваться газовозы типа Yamalmax длиной 300 метров, шириной 50 метров и осадкой 13 метров. Каждый из причалов состоит из восьми швартовных бочек, закрепленных на дне железобетонными призматическими якорями. На третьем рейдовом причале в скором времени будет установлено служебное судно длиной до 100 метров, предназначенное для размещения персонала рейдового перегрузочного комплекса и контрольно-надзорных органов.

Созданный в Мурманске перегрузочный комплекс позволит обеспечить круглогодичную перегрузку СПГ с танкеров усиленного ледового класса, прибывающих из Российской Арктики, на конвенциональные суда, что станет важным шагом в развитии поставок российского СПГ на мировые рынки.

В ноябре 2020 года на ВРПК впервые на территории РФ была произведена перегрузка СПГ по технологии «борт-борт». Танкер ледового класса ARC7 Nikolay Yevgenov перегрузил партию СПГ с завода «Ямал СПГ» на конвенциональный танкер Yamal Spirit. В операции, выполненной с соблюдением всех экологических и природоохранных требований, помимо персонала компании, принимали участие российские и иностранные компании-судовладельцы, операторы вспомогательного флота и операторы по организации перегрузки СПГ. Безопасность мореплавания обеспечивалась службами капитана морского порта Мурманск и «Росморпорта».

C ноября 2020 по январь 2021 года на ВРПК было произведено три перегрузки СПГ, перевалено 427,3 тыс. тонн СПГ. При этом были сложности – задержки по швартовке судов на ВРПК и остановки перегрузки по погодным условиям. В перегрузке были задействованы суда Yamal Spirit, Nikolay Yevgenov, Yenisei River, Vladimir Vize, Nikolay Zubov.

На первое полугодие 2021 года запланировано девять перегрузок, в том числе с использованием судов LNG Megrez, Fedor Litke, Clean Ocean, Clean Vision и TBN.

В этом же году Мурманский государственный технический университет (МГТУ) начнет обучение студентов по специальности, связанной с перегрузкой СПГ в морских портах, – ранее компания «Новатэк» и правительство Мурманской области договорились о начале подготовки уникальных специалистов таких редких компетенций для будущей работы в Арктике.

Развитие дистанционных технологий

В 2020 году специалистам Службы капитана морского порта Мурманск пришлось работать в новой реальности, обусловленной пандемией COVID-19 и введенными в связи с ней ограничениями. Часть сотрудников Службы была переведена на удаленную работу. Несмотря на это, безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивалась в полном объеме.

В настоящее время оформление документов на заход/выход судов в/из порта, как и в прошлом году, осуществляется дистанционно, посредством информационных систем Portcall Marinet и FSC Marinet. Проверка российских судов ведется в соответствии с требованиями законодательства, а на иностранных судах инспекции не осуществляются. Если судно пришло из неблагоприятных по условиям распространения коронавируса портов и с момента выхода из порта не прошло 14 дней, то Роспотребнадзор устанавливает ограничение на 14 дней для схода экипажа на берег.

Инспекцией Госпортконтроля всего за 2020 год было проведено 1011 осмотров российских судов (в 2019 году – 1082). По итогам осмотров было выявлено 3229 несоответствий, в том числе 58 существенных несоответствий, приведших к отказу в выдаче разрешения на выход из порта. В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было задержано девять российских судов (код 30), или 0,89% от общего числа осмотров (в 2019 году – 18). Не было ни одного задержания в иностранных портах российских судов, на которых проводились осмотры в порту Мурманск.

В 2020 году было проведено 83 осмотра судов под иностранным флагом (в 2019 году – 109). Всего было выставлено 165 замечаний по результатам проведенных осмотров судов (в 2019 году – 200). В связи с выявленными серьезными недостатками в потенциальном обеспечении безопасности мореплавания и предотвращении загрязнения окружающей среды было задержано три иностранных судна (код 30), или 3,61% от всех проведенных за год осмотров (в 2019 году – 3).

Дипломным отделом в 2020 году было подготовлено и выдано 2184 документа (в 2019 году – 2708); количество посетителей Морской квалификационной комиссии (МКК) – 1952 человека (в 2019 году – 3030). За отчетный год МКК было аттестовано 696 специалистов (в 2019 году – 857).

Работа дипломного отдела с начала пандемии была оптимизирована, что позволило не прерывать оказание услуги по дипломированию членов экипажей морских судов. В том числе было внедрено использование дистанционных технологий при проведении устных собеседований. В результате увеличился поток моряков из других портов, в которых работа дипломных отделов была приостановлена или ограничена.

Для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции были приняты превентивные меры, в частности работники дипломного отдела возрастом 65 лет и более (около 25%) по распоряжению губернатора Мурманской области ушли на самоизоляцию. Это сказалось на объеме оформления квалификационных документов, который уменьшился.

В 2020 году было выдано 2647 удостоверений личности моряка (УЛМ) (в 2019 году – 1868), оформлена 181 мореходная книжка (МК) (в 2019 году – 255). Реализована и действует техническая возможность подачи заявки для получения государственной услуги по оформлению и выдаче УЛМ на официальном сайте www.gosuslugi.ru. В 2020 году было подано и отработано 73 заявки. Также была реализована возможность предварительной записи на подачу документов на оформление УЛМ через официальный сайт ФГБУ «АМП Западной Арктики» www.mapm.ru.

В техническом плане обеспечено функционирование «горячей линии» – в 2020 году было подано и отработано 17 заявок.

Музей на палубе ледокола

Единственный в городе Мурманске объект культурного наследия федерального значения связан с атомным флотом. Это атомный ледокол «Ленин» – первое в мире судно с ядерной энергетической установкой, построенное на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1956-1959 годах и введенное в эксплуатацию 3 декабря 1959 года.

В течение 30 лет ледокол обеспечивал навигацию на Северном морском пути (СМП) и служил «атомным университетом», где нарабатывался опыт круглогодичного арктического мореплавания, совершенствовались технологии и готовились кадры для атомного флота нашей страны. «Ленин» провел во льдах Арктики тысячи судов, сам прошел при этом 654,4 тыс. морских миль, что в более чем в три раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. Был выведен из эксплуатации в 1989 году.

5 мая 2009 года ледокол «Ленин» ошвартовался в центре города Мурманска, у морского вокзала и на его борту была размещена экспозиция музея покорения Арктики. Очень скоро музей стал «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера. За первые семь лет работы атомохода в качестве музея его посетило свыше 250 тыс. человек.

Современный Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» является структурным подразделением ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом». На борту атомного ледокола работают Информационный центр по атомной энергии, постоянно действующая выставка «Атом и Арктика» – интерактивный музейно-образовательный комплекс. Он посвящен истории атомного ледокольного флота, развитию Северного морского пути, промышленному освоению Севера, климатическим особенностям и экологии Арктики, а также научно-техническому прогрессу в ледовом мореплавании и судовой атомной энергетике.

Морские порты №1 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ