АСГ на Каспийском море – защита экономики и экологии - Морские вести России

АСГ на Каспийском море – защита экономики и экологии

25.09.2025

Морские порты

АСГ на Каспийском море – защита экономики и экологии

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Не будет преувеличением сказать, что российские порты на Каспийском море: Астрахань, Оля и Махачкала– неотъемлемая и перспективная часть МТК «Север– Юг», – давно готовы к мощному развитию. В условиях развязанных бандой западных стран тысяч незаконных рестрикций против России это южное логистическое направление приобретает исключительное стратегическое значение для связи страны с дружескими государствами.

Что касается мер безопасного мореплавания, то аварийно-спасательная готовность на Каспии по-прежнему остается зоной стратегической ответственности ФГБУ «АМП Каспийского моря». А Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК) – ключевое звено коридора «Север– Юг» – принимает на себя переориентацию российского экспорта. Интенсивное судоходство, концентрация грузо- и нефтетерминалов, уязвимость замкнутой экосистемы Каспия делают безопасность здесь системным вопросом национального значения. И морские порты России – опорные точки этой системы.

Эдуард Елизаров, капитан морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Каспийская транспортная артерия

Морской порт Астрахань расположен в устьевой части Волги и пролегает от ее 3029 км (остановочный пункт Стрелецкое) до 3063,7 км и далее по каналу до 65,3 км ВКМСК.

Морской порт Оля расположен в устьевой части Волги в рукаве Бахтемир и пролегает от 65,3 км канала до входа в ВКМСК с моря (188 км канала). Акватории морских портов Астрахань и Оля являются смежными.

ВКМСК предназначен для соединения р. Бахтемир с Каспийским морем. Навигация на канале круглогодичная, а в период ледостава проходит с ледокольной проводкой.

Если говорить об экологическом состоянии Каспия и водоемов, впадающих в море, следует выделить несколько основных проблем, в том числе загрязнение сточными водами и нефтью. Не секрет, что Волга и другие реки, впадающие в море, ежегодно приносят в Каспий тысячи тонн различных отходов в виде неочищенных стоков канализаций больших и малых городов, отработанных химикатов с полей, а также нефтепродуктов, попавших в акваторию в результате хозяйственной деятельности человека.

В границах портов Астрахань и Оля принципы экологической безопасности реализуются на основе соблюдения природоохранного законодательства РФ, международных документов и нормативных правовых актов по предотвращению загрязнения водных объектов. В этой связи исполнение капитанами портов функций в части обеспечения экологической безопасности на акваториях является первостепенной задачей. Постоянное оперативное взаимодействие с надзорными органами и органами исполнительной власти позволяет общими усилиями устанавливать лиц, совершивших экологические преступления в части загрязнения акватории.

Кроме того, в акватории портов осуществляется производственная деятельность, связанная с перевозкой, хранением, проведением погрузочно-разгрузочных операций. Потенциально опасные источники загрязнения водной среды нефтепродуктами в порту Астрахань – береговые объекты: причальные сооружения нефтебаз, где производятся погрузочно-разгрузочные операции по схеме причал – судно, а также нефтеналивные суда, осуществляющие перевозку и бункеровку нефтепродуктов.

Так, перекачка нефти и нефтепродуктов к нефтеналивным причалам осуществляется по трубопроводам от нефтебаз ООО «Терминал Ильинка» и ООО «Шамси терминал». Бункеровка флота с судов-бункеровщиков производится у причалов и на якорных стоянках с обязательной установкой боновых заграждений. При этом для обеспечения экологической безопасности все переваливающие нефтепродукты компании имеют утвержденные планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с алгоритмом действий при возникновении подобного рода происшествий.

В дополнение к этому службой капитана порта Астрахань реализуется комплекс профилактических мер для предотвращения загрязнений акватории, включая несанкционированные сбросы сточных и подсланевых вод. Осуществляется постоянный мониторинг за накоплением отходов на судах, стоящих на якорных стоянках, а также регулярный контроль состояния акватории порта с целью выявления признаков загрязнения. Эта системная работа является важным элементом поддержания экологической безопасности ключевого транспортного узла страны в бассейне Каспийского моря.

Структура спасания

Комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в портах Астрахань и Оля и на подходах к ним осуществляется во взаимодействии с Каспийским филиалом ФГБУ «Морспасслужба» на основании договора на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Силы и средства профессионального аварийно-спасательного формирования КФ ФГБУ «Морспасслужба», в том числе суда со специальным оборудованием, дислоцируются в акваториях и приводятся в немедленную готовность капитанами портов Астрахань и Оля. На сегодняшний день в портах дежурство несут водолазные суда: «Эпрон», «Стольный град Ярославль», «Углич», рейдовый водолазный катер «Водолаз Денисов». Для заводки боновых заграждений используются катера-бонопостановщики: «Арктик-1200», «БЛ-820», «Борей».

Как важный элемент в подготовке спасателей следует отметить ежегодные совместные учения по отработке действий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Это позволяет оценить достаточность и эффективность действий сил и средств для ликвидации разливов нефти, технические возможности оборудования, а также определить степень готовности специалистов Каспийского филиала ФГБУ «Морспасслужба», сил и средств ПАСФ филиала. И, конечно, отработать организацию взаимодействия сил и средств филиала Морспасслужбы и служб капитанов портов Астрахань и Оля, а также дать практические навыки личному составу ПАСФ, экипажам аварийно-спасательных судов.

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Четкий алгоритм действий

Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Астрахань выполняет функцию центрального узла управления всей системой аварийно-спасательной готовности. Операторы ведут круглосуточное дежурство, непрерывно обрабатывая сигналы бедствия, поступающие через международные системы КОСПАС-САРСАТ и Глобальную морскую систему связи при бедствии (ГМССБ). Каждый такой сигнал запускает отработанный до мелочей механизм реагирования.

«При поступлении сигнала на пульт МСКЦ незамедлительно активируется четкий регламент, включающий оценку уровня угрозы, определение необходимых сил и средств, а также координацию взаимодействия всех участников операции. Любое промедление в таких ситуациях недопустимо», – подчеркивает важность оперативности начальник МСКЦ Астрахань В.Г. Завьялов.

Координацию действий на акватории Каспийского моря осуществляет МСКЦ. Силы и средства распределены стратегически для обеспечения максимально быстрого реагирования на любом участке ответственности: основное управление и резерв сосредоточены в Астрахани; передовой пост в п. Оля обеспечивает экстренную медицинскую эвакуацию.

Основным инструментом спасания на воде является специализированный флот. Для оперативного реагирования на экстренные вызовы несут дежурство скоростные катера «Касатка» и «Спасатель-2». Борьбу с нефтяными загрязнениями ведут бонопостановщики «Арктик-1200» и «Колонок-99». Для проведения сложных работ используются «Эпрон» и «Углич».

В порту Махачкала также обеспечен необходимый уровень аварийно-спасательной готовности, подтвержденный практикой. Имеющиеся силы и средства профессионального МСП (морского специализированного подразделения) АО «Махачкалинский морской торговый порт» достаточны для своевременной локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов расчетного максимального объема как в акватории порта, так и на подходах к нему. Соблюдение регламентированных сроков реагирования гарантирует эффективное противодействие угрозам загрязнения. Организовано постоянное оперативное взаимодействие служб морского порта с Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) ФГБУ «АМП Каспийского моря», аварийно-спасательной службой АО «ММТП», ГУ МЧС России по Республике Дагестан и другими структурами, участвующими в ликвидации последствий разливов нефтепродуктов.

Оперативность как ключевой фактор

Ярким примером эффективности системы стала операция, проведенная 9 мая 2025 года. В 06:15 по мск на теплоходе «Астрахань Сити» у моториста возникли острые почечные колики, требующие немедленной госпитализации. МСКЦ Астрахань оперативно подтвердил необходимость эвакуации. Уже к 06:40 спасательный катер «Касатка» вышел с базы. В 07:03 пострадавший был благополучно доставлен на борт спасательного судна, а к 07:20 передан в руки бригады скорой медпомощи на берегу. Весь процесс, от момента поступления сигнала до передачи пострадавшего медикам, занял 40 минут.

Подобные операции, а их в период 2023-2025 годов было проведено 15, стали возможны благодаря ряду ключевых факторов. К ним относится оптимальная дислокация спасательных катеров на 122 км ВКМСК, обеспечивающая максимальную близость к основным судоходным путям. Не менее важна и отработанная схема взаимодействия: от момента получения сигнала и консультации с Центром медицины катастроф (ЦМК) до немедленного выхода катера и последующей передачи пострадавшего медикам на берегу. Высокая слаженность и профессионализм экипажей спасательных судов подтверждены, например, операцией с танкером «Маршал Жуков», когда «Спасатель-2» прибыл на место происшествия всего за 38 минут, и также являются залогом успеха.

Усиление профилактики ЛРН на Каспии

Инцидент в Керченском проливе послужил серьезным сигналом для усиления мер по предупреждению и готовности к ликвидации разливов нефти (ЛРН) на Каспии. В ответ были ужесточены требования, в частности, введена обязательная установка боновых заграждений при проведении всех операций по бункеровке судов топливом. Кроме того, значительно активизирована программа плановых учений с имитацией различных сценариев чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов.

Морской порт Махачкала, как важнейшее звено МТК «Север – Юг», через который сегодня идут значительные грузопотоки, в первую очередь в направлении Азербайджана и Ирана, активно развивает инфраструктуру для увеличения пропускной способности. В рамках инвестпроекта создания Каспийского логистического центра реализуется расширение портовых мощностей: завершается строительство специализированного зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год и элеватора емкостью 40 тыс. тонн. Параллельно ведутся ремонтные дноуглубительные работы, критически важные для обеспечения безопасного судоходства крупнотоннажных судов.

Развитие наземной транспортной инфраструктуры, включая создание обходов Махачкалы и строительство дороги, напрямую ведущей в порт, не только повысит эффективность грузоперевозок, но и улучшит экологическую обстановку в городе за счет сокращения транзитного грузового потока через жилые районы. На железнодорожном направлении ключевыми проектами для коридора являются строительство станции Самур-2 у границы с Азербайджаном с переносом пункта пропуска и перевод участка Дербент – Самур на электротягу переменного тока, что повысит эффективность и снизит эксплуатационные издержки.

Так, в мае 2023 года в акватории порта состоялось учение, в ходе которого бонопостановщик «Арктик-1200» совместно с катером «Фаворит-F470» успешно локализовали условный разлив нефтепродуктов. Проведенная экспертная оценка подтвердила, что силы профессионального аварийно-спасательного формирования (ПАСФ) Каспийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» обладают достаточными возможностями для ликвидации разлива расчетного максимального объема.

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Однако в череде постоянно идущих тренировок особое значение приобрели международные учения «Каспий». В сентябре 2024 года в их рамках были отработаны совместные действия по ликвидации разливов нефти (ЛРН) в северной части Каспийского моря. В маневрах приняли участие 34 судна, 2 вертолета и представители четырех прикаспийских государств: России, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана. Основным выводом учений стала констатация того факта, что эффективное межгосударственное взаимодействие позволяет значительно сократить время реагирования на ЧС– до 2-6 часов в прибрежной зоне.

Майские учения «Каспий-2025» отличались уникальным комбинированным сценарием, включавшим одновременное проведение поисково-спасательной операции и оказание помощи условному водолазу, оказавшемуся в бедственном положении на глубине 60 метров. Успешное спасение «пострадавшего» с борта теплохода «Углич» наглядно подтвердило готовность спецсил Каспия к реагированию на сложные, многоуровневые кризисные ситуации.

«Учения «Каспий-2025» на практике доказали нашу способность эффективно управлять многослойными кризисами. Это задает новый, высокий стандарт аварийно-спасательной готовности региона», — отметил по итогам маневров директор Каспийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» С.С. Шинкин.

Синергия – основа надежности системы

Надежность системы аварийно-спасательной готовности на Каспии базируется на тесном взаимодействии ключевых российских структур. Принцип триединства подразумевает слаженную работу Каспийского филиала ФГБУ «Морспасслужба», ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» через МСКЦ Астрахань и региональных служб, прежде всего МЧС России и Центра медицины катастроф (ЦМК). Важным элементом системы является поддержка со стороны Военно-морского флота: корабли Каспийской флотилии выступают в качестве мощного резерва, привлекаемого для ликвидации последствий масштабных чрезвычайных ситуаций.

Сотрудничество с другими прикаспийскими государствами является неотъемлемой частью стратегии обеспечения безопасности на море. Регулярное проведение совместных учений в рамках Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (SAR-79) позволяет отрабатывать механизмы взаимодействия в реальных условиях. Важным аспектом этого сотрудничества остается и обмен передовыми технологиями и опытом в области ликвидации разливов нефти, активно осуществляемый, в частности, с Казахстаном и Азербайджаном.

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Инвестиции в будущее безопасности

Постоянное развитие инфраструктуры и технологий – залог дальнейшего повышения уровня безопасности на Каспии. В числе приоритетных направлений для инвестиций:

– Модернизация аварийно-спасательного флота: завершается программа закупки современных многофункциональных катеров типа «Борей», способных выполнять широкий спектр задач, включая ЛРН.

– Развитие береговой инфраструктуры: ведутся работы по созданию специализированных береговых пунктов базирования оборудования для ликвидации разливов нефти (ЛРН) в портах Оля и Махачкала, что сократит время развертывания сил.

– Цифровизация мониторинга: внедряются системы круглосуточного спутникового контроля акватории Каспийского моря, позволяющие оперативно выявлять потенциальные угрозы, включая нефтяные загрязнения, и отслеживать судоходную обстановку.

Каспийский регион под надежной защитой

Современное состояние аварийно-спасательной готовности на Каспии позволяет с уверенностью говорить о создании эффективной системы защиты экономических интересов и уникальной экосистемы региона. Ключевые достижения последних лет:

cпасение 15 человеческих жизней в период 2023-2025 годов;

полная локализация условных разливов нефтепродуктов в ходе плановых и внезапных учений;

укрепление международного доверия и партнерства, подтвержденное масштабными совместными учениями «Каспий».

Параллельно с обеспечением аварийно-спасательной готовности ключевым фактором развития внешнеэкономической деятельности России через Каспийский регион остается наращивание пропускной способности портовой и транспортной инфраструктуры МТК «Север – Юг». Реализация проектов по модернизации портов (включая расширение мощностей и проведение дноуглубительных работ), развитие логистических центров и железнодорожных подходов создадут необходимые условия для увеличения грузопотоков и повышения конкурентоспособности коридора.

Наш безусловный приоритет – опережающая готовность к любым сценариям. Каждый успешный рейс катера «Спасатель-2», каждая тонна нефтепродуктов, удержанная боновыми заграждениями судна «Арктик-1200», – это не просто выполнение задачи. Это вклад в обеспечение бесперебойной работы стратегического транспортного коридора «Север – Юг» и, что не менее важно, в сохранение уникальной экосистемы Каспийского моря для будущих поколений. Мы на деле доказали работоспособность созданной системы. И в дальнейшем будем прилагать все усилия для ее постоянного совершенствования.

Морские порты №6 (2025)

Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
НТЦ Редуктор
Подписка 2026
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ