Пророчеством ученого и волей президента
23.09.2025
Морские порты
Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Первым тезис о том, что «Россия Сибирью прирастать будет», как известно, выдвинул великий русский ученый М.В. Ломоносов. И как в воду глядел тогда, без малого триста лет назад – уже давно промышленное сердце России бьется там, а сегодня и Арктическая зона стала неисчерпаемой кладовой для страны, а порты – независимым выходом на международные морские пути.
– Возрождение Севморпути начинается с Сабетты, – сказал Президент РФ В.В. Путин в 2012 году, и на пустынном берегу ледяного Карского моря на глазах современников, словно в сказке, росла и выросла инфраструктура небывалого еще в стране морского портового комплекса. Верность выбранного страной решения вложиться по-крупному в проект можно подкрепить множеством причин, но две из них говорят сами за себя – геополитическая безопасность и технологическое преимущество производства продукции в условиях низких природных температур.
Что касается морской составляющей в эксплуатации порта, то в экстремальных погодных условиях Арктики безопасную круглогодичную навигацию в акватории и на подходах обеспечивают профессионалы Службы капитана порта.
Алексей Гусаков, капитан морского порта Сабетта ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Альтернатива южным маршрутам
– Действительно, на сегодняшний день Северный морской путь – это транспортный коридор и единственная альтернатива маршрутам через Суэцкий и Панамский каналы, позволяющая значительно сократить сроки доставки различных грузов, к тому же он выгодно отличается высокой степенью надежности. А порт Сабетта на его берегу является крупнейшим в истории современной России центром формирования портовой инфраструктуры для освоения морских и прибрежных месторождений нефти и газа в Арктике и вносит значительный вклад в экономическое развитие, также создавая благоприятный образ страны на международной арене в качестве технологически развитой морской державы.
При этом в большей степени Сабетта является экспортным портом, но в последнее время идет плавная трансформация направления углеводородных грузов в российскую портовую инфраструктуру.
Если задаться вопросами, насколько эксплуатация инновационного порта меняет привычный облик Севморпути и что прибавилось в Арктике с ее появлением, чему пришлось научиться для эксплуатации порта со стороны стивидора и Службы капитана в таких экстремальных природных условиях, то ответы займут не одну страницу журнала.
Поясню коротко – будучи самым молодым, но в то же время самым крупным портом на трассе СМП, Сабетта вышла на уровень одного из безусловных драйверов роста грузоперевозок по Севморпути и одновременно развития инфраструктурного проекта пути в целом. Являясь ключевым элементом транспортной инфраструктуры легендарного проекта «Ямал СПГ», порт обеспечивает круглогодичную навигацию по СМП и способствует развитию ледокольного флота страны.
Одновременно с этим отметил бы и недостатки проекта, связанные в первую очередь с логистической удаленностью от крупных региональных центров, а также с продолжительным зимним периодом с экстремально низкими температурами и сильными ветрами. Также большую часть времени акватория и подходы к порту скованы метровыми льдами, проломить которые под силу только атомным ледоколам.
Безусловно, эти факторы требуют четкой координации и слаженности между всеми участниками рабочих процессов в порту, которые могут быть достигнуты только высокопрофессиональными специалистами различных уровней и направлений.
В автономном режиме
Отсутствие главного транспортного сообщения с «Большой землей» – железнодорожного и автомобильного – при наличии воздушного, морского и в летний период речного накладывает определенный отпечаток, но порт и поселок «научились» жить и в этих условиях. Логистика настроена таким образом, что достигается наибольшая эффективность снабжения всем необходимым, а также организации грузооборота.
Несмотря на экономическое давление недружественных стран, порт дает стабильные показатели грузооборота, развивает инфраструктуру и стимулирует развитие смежных отраслей экономики.
Что касается транспортно-технологической структуры портового комплекса, напомню, что она состоит из трех участков. Первый находится на западном берегу Обской губы в районе поселка Сабетта в устье реки Сабетта-Яха, где и возведен завод по производству СПГ и стабильного газового конденсата. Второй – на восточном берегу Обской губы, где идет строительство терминала СПГ и СГК «Утренний». И третий – на западном берегу Обской губы в районе мыса Каменный: здесь находится Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.
В качестве реализуемых в настоящее время знаковых инфраструктурных проектов следует назвать строительство и развитие терминалов «Обский ГХК и СПГ» на участке №1 и «Арктик-СПГ-2» на участке №2 порта Сабетта. В будущем планируется к запуску участок №4 морского порта с мощностями по сжижению и отгрузке природного газа.
Стабильно высокие цифры
По грузообороту и заходам судов напомню цифры. В 2023 году было перевалено 28 246,452 тыс. тонн грузов, из них – ген. грузы 573,836 тыс. тонн, навалочные – 1074,541 тыс. тонн, нефть – 5700,822 тыс. тонн, сжиженный природный газ – 19 837,92 тыс. тонн, сжиженный газовый конденсат – 997,921 тыс. тонн, нефтепродукты – 84,664 тыс. тонн. За год в порт зашло 780 судов.
В 2024 году было перевалено 27 652,886 тыс. тонн грузов, из них ген. грузы – 574,444 тыс. тонн, навалочные – 121,771 тыс. тонн, нефть – 6028,590 тыс. тонн, сжиженный природный газ – 19 811,714 тыс. тонн, сжиженный газовый конденсат – 1041,331 тыс. тонн, нефтепродукты – 75,036 тыс. тонн. За этот период порт посетили 759 судов.
В 2025 году (январь – май) стивидоры перегрузили 12 318,016 тыс. тонн грузов, из них генеральных – 154,495 тыс. тонн, навалочных – 5,301 тыс. тонн, нефти – 2794,777 тыс. тонн, СПГ – 8874,968 тыс. тонн, СГК – 456,835 тыс. тонн, нефтепродуктов – 31,640 тыс. тонн. При этом за пять месяцев текущего года порт принял в обработку 230 судов.
Из приведенной статистики очевидно, что обороты порта сохраняют стабильно высокие цифры по грузам и судозаходам в период последних трех лет. В том числе заметно и значительное сокращение навалочных грузов в связи с окончанием основных строительных работ на трех участках морского порта.
Однако это не означает, что в порту начались процессы стагнации, напротив, здесь идет активное развитие. Так, в будущем рассматривается вопрос о введении в строй участка №4, который позволит нарастить объемы перевалки грузов и создаст несколько сотен дополнительных рабочих мест. Плюс, несомненно, привлечет новых игроков рынка, простимулирует строительство дополнительного флота, что, безусловно, укрепит роль России в качестве современной и технологически развитой морской державы, ну и увеличит наполняемость бюджетов всех уровней.
Особенности ледовой навигации
Здесь надо учитывать, что компетенции, накопленные страной за сотни лет освоения Арктики, позволяют воспитывать высококвалифицированные кадры для безаварийной работы именно в условиях ледовой обстановки приполярных широт при различных вариантах непредсказуемой северной погоды. Как и в прошлые годы, в текущем периоде ледовая навигация началась и продолжается планово, в штатном порядке, без происшествий.
В акватории Обской губы, как обычно, активно используются для обеспечения ледокольных проводок газовозов, нефтяных танкеров и сухогрузов атомные ледоколы новой серии 22220: «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Ледоколы показали отличную эффективность и производительность при проводке судов и раскалывании тяжелых ледовых полей на подходах к акватории порта.
Для обеспечения проводки судов по Карскому морю и Обской губе, кроме ледоколов новой серии, результативно применяются давно и отлично себя зарекомендовавшие атомные ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». А непосредственно на акватории порта к проводке флота к причалам и обратно привлекаются портовые ледоколы «Обь», «Новороссийск», «Тор», «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников».
Иногда звучат вопросы, случается ли контактировать нашим сотрудникам с иностранными экипажами на 14 арктических газовозах, вывозящих из порта СПГ, и как это происходит? Да, этот флот является иностранным, и в подавляющем большинстве у него экипажи интернациональные. У нас с ними налажен постоянный рабочий контакт как во время маневров и швартовных операций, так и в период инспектирования судов в рамках портового контроля. Конечно, это, в свою очередь, требует от персонала госпортконтроля Службы капитана порта хорошего знания английского языка для четкого и профессионального взаимодействия.
Кроме того, личным составом ИГПК проводятся регулярные инспекции судов с целью выявления и устранения недостатков, которые могут привести к нарушению безопасности мореплавания, созданию угроз жизни моряков или нарушению экологии Арктического региона. Например, при исполнении мероприятий норм безопасности мореплавания инспекцией портконтроля в 2023 году было проведено 183 проверки судов и выявлено 577 несоответствий и 1 отказ в выдаче разрешения на выход. В 2024 году 141 инспекция судов помогла выявить 492 несоответствия и 4 отказа в выдаче разрешения на выход. Уже в 2025 году (январь – май) 36 проверок судов привели к выявлению 80 несоответствий.
Среди основных причин таких нарушений, как несоответствия, следует отметить: 1305 – судовые журналы/обязательные записи, 1199 – другое (Свидетельства), 10 109 – навигационные огни, знаки и средства подачи звуковых сигналов, 10 111 – карты, 10 116 – навигационные пособия, 18 413 – предупреждающие надписи, вывески, плакаты на рабочих местах, опасных зонах, 18 425 – средства доступа (трапы судовые…) на судно, в помещения, трюма…, 99 101 – другое (безопасность в целом).
Основные причины 1201 отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта – это нарушения по дипломам капитана и командного состава.
Также, помимо плановых инспекций, ИГПК регулярно проводятся дополнительные концентрированные инспекционные кампании (КИК), узконаправленно сфокусированные на определенных проблемных вопросах судоходства. Например, с 01.04.2025 г. по 31.05.2025 г. была проведена КИК по усиленной проверке безопасности нефтеналивных танкеров, прибывающих в порт.
Регулярно проходят и проверки состояния объектов портовой инфраструктуры, объектов обеспечения транспортной безопасности, состояния акватории порта. Организуются совместные учения по предотвращению или устранению последствий разливов нефти или нефтепродуктов.
Заключение
С точки зрения оценки достигнутого потенциала порта, на мой взгляд, будет вполне справедливо отметить, что, приняв первые суда в недалеком еще 2013 году, на сегодняшний день Сабетта превратилась в современный высокотехнологичный морской порт, вносящий заметный вклад в развитие морской составляющей транспортной отрасли страны.
За минувшие годы, находясь в состоянии постоянно идущего инфраструктурного развития, порт показывал стабильные цифры прироста грузооборота и уже состоит из трех участков, но это далеко не предел. В перспективе планируется дальнейшее расширение инфраструктуры с целью увеличить номенклатуру и объемы грузов, обрабатываемых на его причалах.
Таким образом, с полным основанием можно констатировать, что арктический морской порт Сабетта сумел эффективно встроиться в структуру международных логистических цепочек, беспрерывно направляя нарастающие потоки грузов как в западном, так и восточном направлениях.
Морские порты №6 (2025)











