Архангельск как основное логистическое звено в Арктике - Морские вести России

Архангельск как основное логистическое звено в Арктике

24.04.2025

Морские порты

Архангельск как основное логистическое звено в Арктике

Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Отмечая значение и роль морского порта Архангельск для экономики региона и страны в условиях реальности сегодняшнего дня, следует помнить, что это первый полноценный морской порт России и заслуги его в истории страны невозможно измерить.

Город в устье Северной Двины появился в 1584 году по приказу царя Ивана Грозного, и тогда же здесь была построена первая пристань. Затем многие годы Архангельск оставался единственным портом, имевшим через Белое море выход в океан, только отсюда велась торговля с иноземными купцами, от его причалов уходили поморы на морской промысел, а в годы Великой Отечественной войны порт принимал транспорты с грузами ленд-лиза.

Николай Нестеров, капитан морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

И сегодня историческое и географическое положение определяет работу порта, подчеркивает его особый потенциал для страны в условиях небывалой санкционной блокады и угроз со стороны западной коалиции по ограничению морских путей для отечественного и дружественного флота.

На трех направлениях

За последние десятилетия в порту сложилось несколько четких направлений грузопотоков: перевозка генеральных грузов и топлива в Арктику, перевозка грузов по программе северного завоза в малом каботаже, транспортировка лесных и строительных грузов по внутренним водным путям в летний период. Экспорт пиломатериалов и нефтепродуктов, имевший несколько лет назад значительную долю в грузообороте, сегодня утратил ведущую роль.

Объем ежегодно перерабатываемых грузов на причалах составляет около 5 млн т, что, конечно, немного в сравнении с такими гигантами, как порты Новороссийск и Санкт-Петербург. Но будем помнить, что Архангельск – устьевой порт и речное течение постоянно приносит в дельту Северной Двины тонны ила и песка, а на подходных каналах и фарватерах в период навигации непрерывно ведется дноуглубление земснарядами ФГУП «Росморпорт».

Напомню, что к нам могут заходить суда с предельной осадкой до 9,2 м и длиной до 196 м. Архангельск – замерзающий порт, с ноября по апрель круглогодичную навигацию в акватории и на подходах обеспечивают ледоколы.

Развитие инфраструктуры

Что касается дальнейшего развития инфраструктуры, приращения мощностей порта, то здесь важной вехой стало утверждение в 2023 году Правительством России комплексного плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года.

Одно из основных мероприятий плана – строительство нового терминала в порту ориентировочной мощностью 25 млн т к 2040 году. С этой целью в Двинском заливе Белого моря в районе мыса Куйский будет создан глубоководный морской район. В рамках реализации проекта уже подготовлена дорожная карта по усилению ключевого для Арктики Архангельского транспортного узла. В целом осуществление плана значительно укрепит выстраивающийся таким образом транспортно-логистический каркас в Северо-Западном регионе страны.

Таким образом, предполагается, что до конца следующего десятилетия перевозки через Архангельский морской порт как минимум утроятся и тем самым позволят реализовать ряд крупных промышленных проектов.

Приросли грузооборотом

С удовлетворением могу констатировать, что по итогам 2024 года грузооборот порта в морском направлении по сравнению с предыдущим годом увеличился на 28%. Прирост связан с расширением географии перевозок – отправками через Архангельский порт минеральных удобрений в страны Африки, Южной Америки и Индийского океана, а также с началом регулярных перевозок из Китая и в Китай через Северный морской путь.

Перевозка традиционных для Архангельска лесных грузов осталась на уровне 2023 года. Правда, при этом в три раза увеличилась перевозка грузов в контейнерах и в 1,5 раза – доставка нефтепродуктов и металла на экспорт.

К сожалению, со стороны внутренних водных путей грузооборот снизился, что связано с уменьшением перевозок песка с речного направления и началом добычи его в акватории морского порта.

Что касается северного завоза грузов, то в прошлом году доставка товаров для населения арктических поселков и сел прошла в штатном режиме. Традиционно это портопункты Белого и Баренцева морей. Для перевозок используется флот смешанного плавания «река – море», при этом зачастую выгрузка производится на необорудованный берег. Напомню, северный завоз начинается с окончанием прохождения ледохода и заканчивается в октябре-ноябре. В прошедшем сезоне следует отметить рост перевозок грузов в контейнерах, а также топлива, например угля.

Ледовая навигация

Ледовая навигация в акватории и на подходах к порту – это ежегодное и очень ответственное мероприятие, к которому ведется самая тщательная подготовка. контролируется и координируется движение флота и его ледокольное сопровождение.

Всего за период ледокольных проводок в 2023-2024 годах с 17.11.2023 г. по 04.05.2024 г. зашло в порт с моря 167 судов, из них 79 танкеров, и вышли в море 159 судов, из них 82 танкера. Осуществлено ледокольных проводок: в порт 54, из порта 48.

Период ледокольных проводок 2024-2025 годов в акватории морского порта объявлен с 21.11.2024 г., а в Белом море – с 21.01.2025 г. В связи с тем, что в Белом море на путях следования в морской порт Архангельск ледообразование только началось, ледокольные проводки пока не осуществляются.

В порту функционирует штаб ледокольных проводок, который оперативно доводит до капитанов судов информацию о ледовой обстановке, точках формирования караванов, порядках ледокольных проводок. Также здесь работают два портовых ледокола: «Капитан Евдокимов» и «Капитан Чадаев». Линейный ледокол «Диксон» находится в готовности к проводкам в Белом море.

Под контролем инспекции

В 2024 году было оформлено 944 захода морских судов и 1480 заходов речных со стороны внутренних водных путей. За 2023 год соответственно было оформлено 837 заходов морских судов и 1911 заходов речных судов.

За 2023 год в порт заходило 37 судов под иностранным флагом. В 2024 году мы приняли 90 судов под иностранным флагом.

За 2024 год инспекторами группы по проведению осмотров российских и иностранных судов в порту было проведено 567 осмотров судов под флагом Российской Федерации и 48 осмотров судов под иностранными флагами.

В 2023 году инспекция портконтроля провела 551 осмотр флота под флагом РФ и 14 – судов под иностранными флагами. По принадлежности флага флот распределился следующим образом: Панама – 11 инспекций, Либерия и Габон – по 7, Сент-Китс и Невис – 6, Маршалловы острова, Антигуа и Барбуда – по 4, Барбадос, Багамские острова, Китай – по 2, Гонконг, Турция и Мальта – по 1 инспекции.

Таким образом, можно говорить о том, что количество осмотренных судов под российским флагом осталось на прежнем уровне, тогда как количество осмотров судов под иностранными флагами возросло в три раза. По результатам осмотров 28 судам было выдано извещение об отказе в выдаче разрешения на выход из морского порта Архангельск. Основными причинами задержаний по-прежнему остаются нарушения сезонов и районов плавания.

В 2024 году в рамках национальной КИК для рыбопромысловых судов по навигации были проведены 3 инспекции. В рамках КИК по заработным платам и трудовым договорам моряков было проведено 10 инспекций на судах под иностранными флагами и 65 – на судах под флагом России. По результатам КИК одно судно было задержано.

Особое внимание судам «река – море»

Надо отметить, что Службе капитана морского порта Архангельск не пришлось перестраивать работу по обеспечению экологической безопасности после кораблекрушений танкеров в Черном море. Порт является устьевым, например, только протяженность акватории порта от приемного буя до южной границы составляет 44 мили. В акваторию порта входят 4 рукава Северной Двины, многочисленные протоки, в порту 4 судоремонтных предприятия, поэтому вопрос обеспечения экологической безопасности, конечно, на повестке дня.

Постоянную готовность несет Архангельское подразделение Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба». Обеспечивая экологическую безопасность, Служба капитана порта на регулярной основе проводит мониторинг акватории морского порта. Количество зафиксированных случаев загрязнения неуклонно уменьшается. По сравнению с предыдущим 2023 годом количество зафиксированных случаев уменьшилось в три раза, но с учетом особенностей порта полностью избежать их не удается.

Осуществляется контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ с нефтью и нефтепродуктами, бункеровок судов на акватории порта. Эти работы не допускаются без предварительного ограждения бонами судов на все время грузовых либо бункеровочных операций, исключением становится период льдообразования на акватории.

До начала проведения бункеровки необходимо предоставлять в службу капитана порта заявку, согласованную с профессиональным аварийно-спасательным формированием, с которым у бункерующей организации заключен договор на обеспечение готовности к локализации и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов. В случае бункеровки с автомашин заявка должна быть также согласована с оператором терминала (причала), на территории которого будет проводиться бункеровка.

Особое внимание уделяется судам смешанного «река – море» плавания. Не допускается выход такого флота из порта за пределами сезонных ограничений по разрешенному району плавания. В случае если такое судно заходит в порт, оно задерживается, информация о нарушении сезонных ограничений по разрешенному району плавания передается в ФАУ «РКО». На этом основании действие судовых классификационных документов приостанавливается. Для восстановления их действия судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию со стороны классификационного общества.

Потенциал развития

Морской порт Архангельск является центром перевалки грузов для действующих и перспективных арктических проектов. Через порт осуществляется поставка жизненно важных товаров в рамках северного завоза. Порт работает с самой широкой номенклатурой грузов. Мощности терминалов порта способны перерабатывать до 12 млн т грузов в год. Фактически же обрабатывается в среднем 4-6,5 млн т в год.

Строительство глубоководного района порта в Двинском заливе Белого моря с максимально допустимой осадкой 14,5 м позволит обрабатывать крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тыс. т типа Panamax и контейнеров вместимостью 5000 ед. Существующие глубины позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 м дедвейтом до 35 тыс. т. К 2035 году общая мощность всех терминалов должна составить 37,9 млн т ежегодно.

В перспективе – увеличение объема перевозок за счет привлечения продукции предприятий Республики Карелия, Вологодской области и Республики Коми, который может составить не менее 2 млн т в год. В регионе эксплуатируется более 300 судов и функционирует свыше 20 сервисных компаний для обслуживания флота.

Основные перспективы развития порта Архангельск связаны с обеспечением освоения арктических месторождений углеводородного сырья, природных ископаемых на территории Красноярского края, Якутии. И на этом направлении порт является основным связующим звеном транспортно-логистических схем движения грузов в Арктической зоне. Кроме того, в Архангельской области сосредоточены производственные активы крупнейших предприятий лесопромышленного комплекса.

Морские порты №1 (2025)

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ