На перекрестке всех дорог - Морские вести России

На перекрестке всех дорог

14.04.2025

Морские порты

На перекрестке всех дорог

Фото: Порт Ейск / ФГБУ «АМП Азовского моря»

Морской порт Ейск, являясь одним из элементов транспортного комплекса юга России на перекрестке морских, железнодорожных и автомобильных путей, не только обеспечивает потребности страны во внешнеторговых перевозках, но и делает транспортные маршруты менее затратными и более оптимальными для ряда российских сельскохозяйственных грузов. И прежде всего потому, что находится в выгодном географическом и гидрологическом положении

по сравнению с портами северо-восточной части Таганрогского залива, особенно в зимний период. Высокая конкурентоспособность порта поддерживается Службой капитана порта за счет обеспечения стабильной безопасности мореплавания.

Александр Бакатин, исполняющий обязанности капитана морского порта Ейск ФГБУ «АМП Азовского моря»

Важная роль во внешней торговле

Принимая во внимание показатели работы Ейского порта за последние годы, можно сделать вывод, что порт играет значительную роль во внешней торговле в регионе.

За 2023 год портом было перевалено 4,3 млн тонн грузов, что на 3% больше, чем за 2022 год (4,2 млн тонн), а за 10 месяцев 2024 года объем перевалки составил уже 4,5 млн тонн, что на 3,2% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Порт в основном специализируется на насыпных грузах, а также осуществляет операции; с генеральными, навалочными, наливными и лесными грузами. По итогам 10 месяцев доля сухих грузов в грузообороте составила 75,5% (3,4 млн тонн), наливных – 24,5% (1,1 млн тонн). В том числе угля перевалено 0,74 млн тонн, зерновых – 1,1 млн тонн, прочей сельхозпродукции – 1,5 млн тонн, нефтепродуктов – 0,58 млн тонн, пищевых – 512 тыс. тонн, подсолнечного масла – 268 тыс. тонн.

Количество судозаходов в 2023 году составило 957, что несколько меньше по сравнению с предыдущими годами, но при этом грузооборот остался на прежнем уровне за счет захода в порт судов большего дедвейта. Количество судозаходов за 10 месяцев 2024 года составило уже 976.

Итоги работы за 10 месяцев 2024 года показывают положительную динамику грузооборота (+3,2%) и судозаходов (+2%). Данный факт свидетельствует о стабильности работы морского порта.

Работа ИГПК дисциплинирует судовладельцев

Показатели работы инспекции госпортконтроля (ИГПК) за 2023 год и 10 месяцев 2024 года свидетельствуют о положительном эффекте контрольных осмотров судов.

Так, по итогам 10 месяцев 2024 года ИГПК проведено 114 осмотров судов под флагом РФ и 81 осмотр судов под иностранными флагами. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года количество осмотров российских судов увеличилось примерно на 3%, а осмотров иностранных судов – сократилось на 9%.

Общее количество выявленных в ходе осмотров судов несоответствий применимым требованиям на судах под российским флагом по итогам 10 месяцев 2024 года увеличилось примерно на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – до 255 несоответствий, а на судах под иностранными флагами – уменьшилось почти на 21% – до 355 несоответствий.

За 10 месяцев 2023 года было задержано 2 судна под иностранными флагами, за такой же период 2024 года не было зафиксировано ни одного задержания судов, аварийных случаев и инцидентов на судах не выявлено.

Наиболее распространенными несоответствиями как в 2023-м, так и в 2024 году по-прежнему остаются нарушения требований, предъявляемых к условиям труда (здравоохранение, медицинское обслуживание, социальная защищенность), спасательным средствам, аварийным системам и к остойчивости, конструкции и оборудованию судна.

Несмотря на наличие нарушений, стоит отметить и улучшение показателей в части требований, предъявляемых к безопасности мореплавания и навигации, их стало меньше на 50%.

Заслон экологическим нарушениям

Служба капитана порта строго контролирует состояние экологии в порту, проводя мероприятия по предупреждению случаев загрязнения территории и акватории порта в соответствии с требованиями экологической безопасности.

За 10 месяцев 2024 года нарушений экологического законодательства не зафиксировано.

По вопросам расследования инцидентов и аварий, связанных с загрязнением моря нефтью и другими загрязняющими веществами с судов, находящихся в акватории и на подходах к порту, портовые власти оперативно взаимодействуют с Черноморско-Азовским управлением Росприроднадзора и линейным отделом внутренних дел на транспорте.

Поступивший в Службу капитана порта сигнал о возможном нарушении экологической безопасности и природоохранного законодательства немедленно передается по схеме оповещения, в том числе в Таманский морской спасательный подцентр, Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Единую дежурно-диспетчерскую службу Ейского района. Одновременно привлекается подрядчик – аварийно-спасательный отряд ФГБУ «Морспасслужба», дислоцированный в г. Ейске, который под руководством капитана порта локализует и ликвидирует загрязнение акватории.

Плановая проверка готовности сил и средств профессионального аварийно-спасательного формирования проводилась в декабре 2023 года в ходе комплексных учений по отработке взаимодействия, готовности сил и средств при локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов во внутренних акваториях порта.

Разработан и актуализируется План управления судовыми отходами, упорядочивающий процедуры сдачи судовых отходов и предотвращающий несанкционированные сбросы в акваторию Азовского моря сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и других отходов, перечень которых соответствует требованиям МАРПОЛ.

Деятельность операторов портовых приемных сооружений предприятий по оказанию экологических услуг судам осуществляется на коммерческой основе в рамках действующего законодательства. Служба капитана порта ведет учет предварительных заявок на сдачу судовых отходов и соответствующих подтверждающих актов их исполнения.

Кроме того, портовые власти контролируют качество морского бункерного топлива на основании бункерных накладных и соблюдение национальных и международных требований по обращению с опасными грузами на судах и причальных комплексах.

Инфраструктура расширяется

В настоящее время операторами, осуществляющими деятельность в морском порту, реализуются проекты по развитию и расширению портовой инфраструктуры. Так, идут работы по реконструкции IV участка Западного мола с целью создания железнодорожных путей необщего пользования и причала для перевалки зерновых грузов; на прилегающей к причалу территории предусмотрены склады для накопления насыпных грузов.

Также проводится корректировка проекта «Реконструкция Восточного мола с созданием искусственной территории в морском порту Ейск», завершение инвестиционного проекта планируется в 2026 году.

Заканчиваются работы по реконструкции подъездных железнодорожных путей №101 и №102 необщего пользования. Протяженность каждого пути – 267 метров, пропускная способность (мощность) – 2 пары поездов в сутки, грузооборот при этом составит около 419 тыс. тонн в год.

Морские порты №10 (2024)


ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ