Три кита Восточного: уголь, контейнеры и нефтяные грузы - Морские вести России

Три кита Восточного: уголь, контейнеры и нефтяные грузы

27.06.2024

Морские порты

Три кита Восточного: уголь, контейнеры и нефтяные грузы

Фото: СМНП Козьмино, порт Восточный./ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Морской порт Восточный – один из крупнейших и высокотехнологичных портов России, он обрабатывает более 10% морских внешнеторговых грузов страны и по объемам перевалки занимает третье место после Усть-Луги и Новороссийска. Порт специализируется на трех основных видах грузов: угле, контейнерах и нефти. Порядок в порту и безопасность мореплавания в акватории и на подходах к порту обеспечивает Служба капитана порта, контролируя строгое выполнение судами международных договоров и национального законодательства в области торгового мореплавания.

Андрей Вайбузов, капитан морского порта Восточный ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

По итогам 2023 года грузооборот порта вырос на 5,2% по сравнению с 2022 годом, до 86,6 млн тонн. Подавляющую часть оборота традиционно составил экспорт энергоносителей – нефти и угля. Правда, в текущем году наблюдается некоторое снижение объемов их перевалки: в результате по итогам I квартала 2024 года грузооборот порта сократился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 21,8 млн тонн. Однако, учитывая высокий спрос на энергоносители и динамику развития портовых мощностей и подъездных путей к ним, эксперты в среднесрочной перспективе прогнозируют значительный рост грузооборота.

Нефтяной стандарт

Примерно половину грузооборота обеспечивает специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино компании «Транснефть» – конечная точка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). По данным оператора ООО «Транснефть – Порт Козьмино», объем отгрузок нефти на терминале в 2023 году составил порядка 42,8 млн тонн. Сегодня одним из основных направлений остается КНР, на чью долю традиционно приходится более половины отправок.

Высокие стандарты международной торговли выражаются, помимо прочего, безаварийной работой СМНП Козьмино, усилиями оператора морского терминала и Службы капитана морского порта Восточный по обеспечению безопасности мореплавания и сохранению окружающей среды.

Оператор терминала осуществляет непрерывный контроль технического состояния объектов трубопроводного транспорта и регулярно проводит диагностику систем нефтепровода. Кроме того, проводятся плановые учения по ликвидации условного разлива нефтепродуктов в заливе Находка.

Например, в начале октября прошлого года прошли учения, в которых было задействовано свыше 100 человек, более 20 единиц спецтехники и весь флот дочерней компании ООО «Транснефть-Сервис». Сценарий следующий: из-за повреждения причального оборудования в акваторию попала нефть; диспетчер порта передает эту информацию оперативным подразделениям, транспортировку нефти условно останавливают, работников эвакуируют.

На место прибывают экологи, аварийные бригады терминала и его сервисного филиала. После замеров воздуха и воды в акватории порта под контролем катеров разведки разворачивают три рубежа боновых заграждений, затем проводят сбор условной нефтяной пленки в специальные емкости. В это время на берегу дежурят пожарные расчеты.

Все было сделано быстро и профессионально, подтверждая готовность сил и средств терминала к ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Угольная специализация

Одна из основных специализаций порта – перевалка угля. Главным образом она представлена деятельностью АО «Восточный Порт». Однако есть и другие операторы по перегрузке угля и новые проекты, например такие, как строящийся специализированный универсальный производственно-перегрузочный комплекс «Север» мощностью 20 млн тонн, Восточный балкерный терминал мощностью 9 млн тонн, морской терминал «Коулстар» мощностью на первом этапе 1,5 млн тонн.

Как известно, АО «Восточный Порт» в 2019 году запустил третью очередь специализированного угольного комплекса (первый этап) и в данный момент развивает новые технологические возможности. Благодаря этому масштабному инвестиционному проекту портовые мощности стивидорной компании увеличились до 34,2 млн тонн.

Сегодня это одно из наиболее высокотехнологичных предприятий отрасли, использующее прогрессивные технологии: закрытые вагоноопрокидыватели, крытые конвейерные линии, пересыпные станции с системами аспирации, судопогрузочные машины, оснащенные системой орошения, обеспечивающие герметичную погрузку угля в трюмы.

После реализации 2-го и 3-го этапов реконструкции третьей очереди специализированного угольного комплекса увеличение мощности составит еще 13 млн тонн в год.

Кроме того, два года назад стивидор начал использовать порожние полувагоны для развития перевалки контейнерных грузов, была проведена работа по технической подготовке площадки и организации контейнерного терминала. В итоге в 2023 году компания смогла обработать 23,3 тыс. TEU.

Контейнерные перспективы

Успешное развитие контейнерной перевалки в порту обязано деятельности ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК), которое год назад стало вторым оператором по объему перевалки контейнерных грузов в России. Терминал ВСК обладает мощностью 700 тыс. TEU в год. Тем не менее, по информации стивидора, в 2023 году его грузооборот сократился на 1,7% по сравнению с 2022 годом и составил 614 тыс. TEU.

С 2022 года компания реализует проект по расширению портовых мощностей за счет нового земельного участка площадью 47 га, прилегающего к терминалу. На территории планируется построить два контейнерных причала, площадки для хранения грузов и новый высокопроизводительный железнодорожный фронт.

На данном этапе терминал активно развивается. В 2023 году в эксплуатацию введено 2 сверхтяжелых мобильных портовых крана Liebherr LHM 550, 6 портовых кранов на рельсовом ходу и 3 крана – на колесном, 4 ричстакера, в том числе 2 повышенной грузоподъемности. В феврале 2024 года парк пополнили 3 новых портальных погрузчика грузоподъемностью 40 тонн, парк автоконтейнеровозов увеличился до 27 единиц. В текущем году, по сообщению компании, также планируется поступление 8 автотягачей с прицепами и 2 автопогрузчиков грузоподъемностью 16 и 32 тонны.

Кроме того, компания планирует провести капитальный ремонт причальной инфраструктуры. По проекту к середине 2030-х годов терминал увеличит пропускную способность до 1,7 млн TEU в год. Основное направление работы терминала – страны АТР, более половины перевозчиков из КНР.

Китайские пути и безопасность

Значимость порта Восточного для России год от года растет. Во-первых, это единственный глубоководный порт на Дальнем Востоке, связанный с Транссибирской магистралью, которая постепенно наращивает пропускную способность. Помимо этого, порт ориентирован на перспективную автомагистраль в КНР, которая сегодня находится в процессе развития. Во-вторых, порт состоит из специализированных терминалов, оснащение которых находится на высоком технологическом уровне и постоянно модернизируется. Пропускная способность порта сегодня составляет свыше 83,5 млн тонн, а по мере реализации запланированных проектов мощность порта превысит 100 млн тонн.

В 2023 году порт посетило 3656 судов, 1936 из которых – суда под иностранными флагами. В связи с санкциями большинство иностранных экипажей на судах китайские. Инспекторами ИГПК было проверено 335 судов под иностранными флагами, в результате выставлено 1979 замечаний, 6 судам было отказано в выдаче разрешения на выход.

Суда под российским флагом, выполняющие иностранные рейсы, – редкие гости в порту. В основном это «москитный» флот, пересекающий границу смежного с Восточным порта Находка, оказывающего услуги швартовки, бункеровки, снабжения крупнотоннажных судов, а также занимающегося дноуглубительными работами. В 2023 году судов под российским флагом было проверено всего 37, выставлено 313 замечаний, одно привело к отказу выдачи разрешения на выход из порта.

Морские порты №4 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ