Кандалакша готова раскрыть потенциал - Морские вести России

Кандалакша готова раскрыть потенциал

23.05.2024

Морские порты

Кандалакша готова раскрыть потенциал

Фото taltek.net

Хотя расположенный на восточном побережье Кандалакшского залива Белого моря порт Кандалакша является замерзающим, навигация здесь осуществляется круглогодично и лоцманская проводка обязательна. Заходящие зимой в порт суда должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание ледокольной проводки устанавливаются распоряжением капитана порта. Безопасность мореплавания Службой капитана порта поддерживается на высоком уровне.

Несмотря на снижение объемов перевалки грузов, есть надежда не только на восстановление утраченного грузопотока, но и на существенное увеличение грузооборота в среднесрочной перспективе, и все это благодаря принятой основным оператором программе комплексного развития порта.

Виктор Бородачев, капитан морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Надежда на инвестпрограмму

Порт Кандалакша располагает 5 грузовыми причалами общей длиной 584,5 метра и способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров, осадкой до 10 метров.

Оператором терминала в порту является ООО «Кандалакшский морской торговый порт» (КМТП, входит в ГК «ТАЛТЭК»). КМТП оснащен современным перегрузочным оборудованием: портальными кранами грузоподъемностью до 20 тонн, гусеничными кранами до 16 тонн, автопогрузчиками от 1,5 до 10 тонн, ковшевыми погрузчиками для работы в твиндеках судов и в крытых железнодорожных вагонах. Складские площади позволяют принимать на хранение до 120 тыс. тонн грузов.

Оператор обладает лицензией на осуществление погрузо-разгрузочных работ применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте, разрешенный класс опасных грузов – 1-4 и 9.

Морской порт ориентирован на перевалку навалочных и генеральных грузов. Основной груз, перегружаемый в порту, – энергетический уголь. В 2020 году отгрузки в Европу и Се-верную Африку резко сократились до 0,9 млн тонн, что на 1,6 млн тонн меньше, чем в 2019 году.

Грузооборот порта в 2022 году составил 1,6 млн тонн, в 2023 году – 0,96 млн тонн, или почти на 60% меньше, количество судозаходов уменьшилось на 20%, со 108 до 86 единиц. В планах ГК «ТАЛТЭК» – поддерживать стабильный уровень добычи угля и сохранить объемы перевалки для стабилизации, а затем и наращивания грузооборота КМТП.

В 2023 году КМТП начал реализацию собственной инвестиционной программы «Комплексное развитие инфраструктуры морского порта Кандалакша», рассчитанной до 2030 года. В рамках программы планируется:

- строительство глубоководных причалов №1-2 общей длиной причального фронта 275 метров для приема судов типа Panamax (сроки реализации – 2025-2026 гг.);

- строительство глубоководных причалов №3-4 общей длиной причального фронта 275 метров для приема судов типа Panamax (2028-2030 гг.);

- техническое перевооружение стивидорной компании (2025-2030 гг.);

- расширение складских площадей (2025-2030 гг.).

Общий объем инвестиций по программе развития порта составляет порядка 25 млрд рублей. В ходе реализации программы грузооборот порта к 2026 году должен вырасти до 5 млн тонн, к 2030 году – до 10 млн тонн угля в год.

В настоящее время по заказу КМТП разработана инвестиционная декларация на строительство причалов №1-2 и выполнены предпроектные работы с проведением инженерных изысканий.

Имея выход на Северный морской путь, морской порт Кандалакша располагает огромным потенциалом для развития и наращивания мощностей и в будущем может стать важным звеном международной логистики.

И ледоколы впереди

Среднее количество дней в году с ледовым покрытием составляет 183, максимальная толщина льда достигает 1,2 метра. При этом навигация в порту круглогодичная. Лоцманская проводка является обязательной и осуществляется круглосуточно лоцманской службой Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт».

Вершина Кандалакшского залива зимой покрыта неподвижным припаем. Ледовый режим в порту наблюдается с ноября по май. В этот период суда, заходящие в морской порт, должны иметь ледовое усиление. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов устанавливаются распоряжением капитана морского порта.

Ледокольное обеспечение осуществляют ледоколы ФГУП «Росморпорт» в соответствии с графиком расстановки и распоряжением Штаба ледокольных операций в Белом море. В период ледокольных проводок 2023-2024 годов проводка судов в порт Кандалакша осуществляется ледоколом «Новороссийск».

Начало периода ледокольных проводок 2023-2024 годов было объявлено распоряжением капитана порта от 23 ноября 2023 года. Этим же распоряжением разрешено плавание в акватории порта для судов с ледовым классом Ice1 и выше. Распоряжением капитана порта от 10 января 2024 года разрешено плавание для судов с ледовым классом Arc4 и выше, суда с ледовым классом Ice2 и Ice3 допускаются к плаванию только под проводкой ледоколов.

Контроль по всем направлениям

Административно-властные полномочия в морском порту осуществляет филиал ФГБУ «АМП Западной Арк-тики» в морском порту Кандалак-ша, в состав которого входит Служба капитана порта. Структура и штат Службы позволяют в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность.

Коллектив филиала обеспечен обус-троенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи, наземным и водным транспортом. Специалисты Службы капитана порта – профессионалы, хорошо подготовленные к выполнению текущих задач и действиям в условиях ЧС.

В 2023 году инспекторами госпортконтроля при 86 судозаходах в морской порт было осмотрено 4 судна. Все осмотренные суда – под флагом РФ. Основные замечания, предъявленные к судам, относятся к разделам: навигация, аварийное оборудование, средства борьбы с пожаром, МАРПОЛ, а также эксплуатационные недостатки, относящиеся к СОЛАС. Задержаний судов и аварийных случаев в течение 2023 года не происходило.

Для обеспечения безопасности мореплавания в Кандалакшском заливе на подходах к морским портам Кандалакша и Витино установлена система управления движением судов (СУДС). Ввод ее в действие существенно повысил эффективность обеспечения безопасности мореплавания, в частности СУДС позволяет выявлять нарушение скоростного режима судов, дрейфа судов на якоре, своевременного выхода на связь.

Для предупреждения случаев загрязнения акватории морского порта и соблюдения требований экологической безопасности Служба капитана порта осуществляет контроль за бункеровочными операциями в порту, а также за количеством и своевременной сдачей сточных и нефтесодержащих вод заходящими в порт судами.

Морские порты №3 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ