Важный порт без грузовой базы - Морские вести России

Важный порт без грузовой базы

24.01.2024

Морские порты

Важный порт без грузовой базы

Фото: Ледовая дамба в порту Хатанга/ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Зона ответственности АМП Западной Арктики начинается от мурманского берега и распространяется до порта Хатанга, который расположен на одноименной реке, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 милях от устья, у поселка Хатанга.

Морской порт замерзающий, ледокольная проводка в нем не осуществляется, навигация длится с июля по октябрь. Основное назначение порта – доставка товаров и грузов (северный завоз) для обеспечения жизнедеятельности поселка Хатанга, аэропорта и близлежащих населенных пунктов, расположенных в бассейне реки. Также периодически выполняется доставка грузов в интересах геологоразведки и научной деятельности. Район богат полезными ископаемыми, но крупномасштабных разработок месторождений не ведется, поэтому у порта грузовая база фактически отсутствует, за исключением разве что большого количества металлолома, требующего вывоза.

Вячеслав Горбовский, капитан морского порта Хатанга ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Каков он, порт Хатанга?

Арктический морской порт Хатанга был образован в 1954 году приказом Минморфлота. Сначала в порту было два деревянных причала, но с ростом грузооборота в 1970-х годах из списанных барж было сооружено пять причалов, которые действуют и сегодня. Конструктивно они представляют собой старые разнотипные суда, заполненные песчано-гравийной смесью и поставленные на грунт. Два причала предназначены для судов портового флота, три других — для морских транспортных судов.

Порт принимает суда длиной до 150 метров и осадкой до 4,6 метра в зависимости от наименьших глубин на баре реки и перекатах. Перегрузка с морских судов на речные (при невозможности прохода в порт) производится у мыса Косистый. Общая длина причальной линии – около 350 метров. В порту перерабатываются рефрижераторные, продуктовые, различные генеральные грузы для арктических населенных пунктов, уголь, песчано-гравийная смесь, лесные и нефтеналивные грузы.

Единственное предприятие, осуществляющее перевалку и водные перевозки в бассейне рек Хатанга, Хета и Котуй, – ЗАО «Хатангский морской торговый порт» (ХМТП). Грузовые работы производятся как с помощью судового перегрузочного оборудования, так и портовыми средствами, в составе которых 3 плавкрана, 3 гусеничных крана, 1 автокран и 6 автопогрузчиков. Для хранения грузов в порту оборудованы открытые складские площадки общей площадью 2,5 тыс. кв. м и крытые склады площадью 1,78 тыс. кв. м.

Объем перевалки грузов в январе-октябре 2022 года составил 32,5 тыс. тонн, увеличение объема на 5,8 тыс. тонн (+21,7%) по сравнению с показателем предыдущего года. Было перевезено 978 пассажиров. За этот же период в порт зашло 140 судов, что на 116 больше предыдущего навигационного сезона. Связано это с увеличением заходов судов местного плавания, в том числе пассажирских.

Объем перевалки грузов за январь-октябрь 2023 года сократился на 34,3%, до 21,4 тыс. тонн, это обусловлено прекращением завоза песчано-гравийной смеси, используемой для поддержания дорог поселка в рабочем состоянии. Количество перевезенных пассажиров выросло на 539 и составило 1517 человек, что обусловлено ростом числа пассажирских рейсов. Число заходов судов в порт за этот же период осталось на том же уровне, что и в прошлом году, – 140 судозаходов.

В 2024 году ожидается увеличение грузооборота вследствие планируемых ремонтно-строительных работ в поселке.

Нужны проходные глубины

Морской порт является замерзающим. Навигация начинается после ледохода и прекращается после ледостава, так как в порту отсутствует ледокольная проводка. В среднем навигация длится с июля по октябрь. В 2023 году навигация была открыта 3 июля, а закрыта 19 октября. Также играет роль маловодье в конце навигации и отсутствие дно-углубления с советских времен, ввиду чего уменьшаются проходные осадки судов.

Сегодня в эксплуатации ХМТП имеется флот, в состав которого входят морские суда, а также суда класса река - море, самоходный и несамоходный флот речного класса, плавкраны. В составе портофлота – грузовые (танкеры, лихтеры, понтоны), пассажирские и служебно-вспомогательные суда (рейдовый катер, морские буксиры, сборщик льяльных вод, плавучая очистная станция).

В порту Хатанга предлагается агентское обслуживание судов, есть механические мастерские, производится бункеровка. Однако, например, бункеровка судна, имеющего на борту разрядный груз или нефтепродукты в таре, допускается только с разрешения пожарного инспектора. Судно, принимающее бункер, обязано держать главные двигатели, якорное и швартовные устройства в постоянной готовности.

За деятельностью оператора морского порта, портофлота и судами, осуществляющими перевозки в порту и на подходах к нему, Служба капитана морского порта Хатанга ведет постоянный контроль, руководствуясь в своей деятельности Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ), Общими правилами в морских портах, международными конвенциями и другими нормативными правовыми актами национального законодательства.

Ежегодно в период навигации отделение ФГУП «Гидрографическое предприятие» госкорпорации «Рос-атом» выставляет и обслуживает плавучие навигационные знаки на реке Хатанге, проводит работы по ремонту и обслуживанию береговых СНО.

Службой капитана порта поднят вопрос о проведении промеров глубин от устья реки до порта Хатанга. По итогам данных промеров будет инициировано предложение о дноуглублении акватории реки (на перекатах и лимитирующих участках) и проведении прочих работ, направленных на повышение безопасности мореплавания.

Хатанга готовится к 400-летию

В 2026 году одному из самых северных населенных пунктов края Хатанге исполнится 400 лет. Когда-то отсюда шло освоение российского Севера. Хатанга была основана в 1626 году. Этот год принято считать датой присоединения Хатангского края к России. Во второй половине XVII века здесь было учреждено государственное ясачное зимовье.

В Хатанге XIX века основными занятиями были рыболовство и охота. В 1891 году, по сведениям священника К.Репьева, в Хатанге имелось 6 домов, а также церковный дом и хлебозапасный магазин.

В 1918 году до Хатанги дошли вести о свершившейся в России революции. Хатанге и близлежащим поселкам грозил голод, так как было нарушено хлебное снабжение. Первым советским органом власти на Таймыре стал Туруханский сельсовет, принявший решение о помощи голодающим. В 1922 году была основана фактория «Хатанга», которая способствовала восстановлению торговли и получению жителями товара первой необходимости, хлеба в обмен на пушнину.

В 1927 году основан Хатангский район, который через год присоединили к Якутской АССР, а еще через два года переподчинили Таймырскому национальному округу. По переписи населения 1927 года в поселке насчитывалось 508 хозяйств. В эти же годы открываются школа, больница, начинается выпечка хлеба. В 1934 году в Хатанге учреждается постоянная гидрометеостанция.

Расцвет поселка пришелся на вторую половину XX века, когда многие специалисты пророчили ему большое будущее. Богатый природными ископаемыми Хатангский район многими назывался ресурсной базой Севера России: здесь нашли рудопроявления цветных и черных металлов, апатиты, нефть, газ, уголь, соль и многое другое. Поселок разрастался и благоустраивался. Но крупномасштабных добычных проектов здесь так и не началось.

В 1970-х годах в районе было обнаружено, а в 2012 году рассекречено крупнейшее в мире месторождение импактных алмазов объемом в триллионы карат. Население поселка в 1989 году насчитывало 6385 человек, в настоящее время – менее 2500 человек.

Сейчас поселок переживает непрос-тые времена. Построенные много лет назад объекты социальной инфраструктуры, жилье, коммунальные сети находятся в плохом состоянии.

Однако к 400-летию Хатанги планируется отремонтировать детский сад, школу, школу-интернат, больницу, многоквартирные дома, объекты ЖКХ, дорожную сеть. Подготовку к юбилею профинансируют из федерального и краевого бюджетов.

В перспективе здесь намечено развитие туристической сферы благодаря проекту по организации маршрута на Северный полюс. Географическое положение поселка позволяет ему стать промежуточной точкой для путешественников, направляющихся к вершине планеты. Обновление инфраструктуры для туристов уже началось – создана современная гостиница, модернизирован аэропорт.

Морские порты №9 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ