Грузов – больше, качество услуг – выше - Морские вести России

Грузов – больше, качество услуг – выше

30.11.2023

Морские порты

Грузов – больше, качество услуг – выше

Фото: Новороссийский морской порт/ФГБУ «АМП Черного моря»

Выгодное расположение порта Новороссийск и его возможности по перевалке внешнеторговых грузов позволяют порту сегодня, даже в трудные времена нестабильности и специфичности мирового рынка, преодоления западных санкций на фоне СВО, оставаться лидером по грузообороту среди отечественных портов и при этом еще демонстрировать динамичный рост грузооборота.

Такое лидерство обеспечивают как регулярно реализуемые проекты расширения и модернизации портовой инфраструктуры, так и четкая, слаженная работа стивидорных компаний и всех портовых служб, в том числе Службы капитана порта, отвечающей за безопасность мореплавания,

транспортную безопасность и постоянно повышающей качество предоставляемых судовладельцам госуслуг.

Станислав Урюпин, капитан морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря»

 

Динамика роста круче

 

В связи с изменениями специфики мирового рынка и логистики внешнеторговых перевозок нагрузка на морской порт Новороссийск в 2022-2023 годах выросла. Это дало и более динамичный прирост грузооборота. Так, за 8 месяцев 2023 года грузооборот порта увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 110 млн тонн.

Основной рост произошел за счет увеличения объемов перевалки нефти на 7,4%, до 62,7 млн тонн, контейнеров – на 26,8%, до 1,4 млн тонн, минеральных удобрений – на 25%, до 1,2 млн тонн, зерна – на 93,8%, до 15,5 млн тонн.

Снизилась перевалка черных металлов на 16,3%, до 4,1 млн тонн, цветных металлов – на 70%, до 172 тыс. тонн, руды – на 27%, до 1,9 млн тонн.

Основными странами – импортерами российских товаров через Новороссийский порт стали Индия, Китай, Турция, Египет, Бразилия. Отгрузки нефти выросли в Индию на 4,6 млн тонн, Китай – на 2,2 млн тонн, Грецию – на 1,4 млн тонн, Францию – на 0,45 млн тонн. Больше отправилось зерна в Саудовскую Аравию – на 1,3 млн тонн, Турцию – на 1 млн тонн, Египет – на 1 млн тонн, Бангладеш – на 0,65 млн тонн. Увеличился объем перевалки грузов в контейнерах в сообщении с Турцией – на 1,5 млн тонн и Китаем – на 0,24 млн тонн.

Также за 8 месяцев 2023 года произошел рост числа судозаходов. За этот период заходов судов в порт зарегистрировано на 11,5%, или на 403 судозахода, больше к аналогичному периоду прошлого года – 3910. По итогам 2022 года количество заходов равнялось 5424.

 

Проверки ИГПК показали...

 

По итогам работы инспекции госпортконтроля (ИГПК) Службы капитана порта Новороссийск всего в 2022 году было проведено 1262 первичных ос-мотра иностранных судов (в 2021 г. – 1305). Процент инспекций с замечаниями составил 73,1%. Всего было выставлено 5960 замечаний (в среднем 4-5 замечаний за одну инспекцию). В связи с выявленными серьезными недостатками в части обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды было задержано 79 иностранных судов (6,3% от всех проверенных) (в 2021 г. – 93 задержания).

Анализ недостатков показал, что наибольшее количество выявленных нарушений в 2022 году приходилось на следующие несоответствия: конвенция MLC – 1320 (22,1% от общего количества замечаний), спасательные средства – 1029 (17,3%), средства навигации и оборудование – 962 (16,1%), главные и вспомогательные механизмы – 592 (9,9%), противопожарное оборудование – 435 (7,3%), аварийное оборудование – 362 (6,1%).

В период января-августа 2023 года всего инспекторами ИГПК был проведен 831 первичный осмотр иностранных судов (в январе-августе 2022 г. – 845). Процент инспекций с замечаниями составил 79,7%. Всего было выставлено 4179 замечаний (в среднем 4-5 замечания за инспекцию). Выявленные серьезные недостатки в части обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды привели к задержанию 59 иностранных судов (7% от всех проверенных) (в январе-августе 2022 г. – 51 задержание).

Наибольшее количество выявленных нарушений в период января-августа текущего года приходится на следующие несоответствия: конвенция MLC – 902 (21,5% от общего количества замечаний), спасательные средства – 766 (18,3%), средства навигации и оборудование – 652 (15,6%), главные и вспомогательные механизмы – 423 (10,1%), противопожарное оборудование – 317 (7,5%), аварийное оборудование – 282 (6,7%).

Первичных осмотров российских судов в 2022 году было проведено 260 (в 2021 г. – 217). Также было проведено 285 контрольных осмотров. Число инспекций с замечаниями составило 90,8%. Всего выявлено 1339 несоответствий (в среднем 5,2 замечания за инспекцию). Было задержано 3 российских судна (1,2% от числа первичных осмотров) (в 2021 г. – 4 задержания).

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов под флагом РФ, показал, что наибольший процент несоответствий в 2022 году приходился на средства навигации и оборудование – 20,16%, конвенцию МОТ-2006 – 18,82%, спасательные средства – 16,95%, пропульсивную установку и вспомогательные механизмы – 9,48%, аварийное оборудование – 5,45%, судовые документы – 4,78%, грузовую марку – 4,63%.

В период января-августа 2023 года было проведено 140 первичных осмот-ров российских судов (в январе-августе 2022 г. – 164). Процент инспекций с замечаниями составил 94,2%. Всего выявлено 676 несоответствий (в среднем 4,8 замечания за инспекцию). Задержано 2 российских судна (1,4% от числа первичных осмотров) (в январе-августе 2022 г. – 3 задержания).

Наибольший процент выявленных нарушений за 8 месяцев 2023 года приходится на несоответствие конвенции МОТ-2006 – 20,26%, спасательные средства – 20,11%, средства навигации и оборудование – 17,3%, пропульсивную установку и вспомогательные механизмы –– 7,1%, судовые документы – 6,06%, судовые сертификаты – 5,02%, аварийное оборудование – 4,88%.

Количество несоответствий в этот период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось почти на 30%, что связано с качественным изменением состава флота под флагом РФ: часть возрастных судов изменила регистрацию на флаги иностранных государств, а также грузоперевозки стали осуществляться новыми для региона Черного моря судовладельцами – «Северным морским пароходством», «Волжским пароходством» и «Балтийским морским пароходством».

 

Флот выбирает флаг России

 

Одной из особенностей осуществления регистрационных действий специалистами отдела регистрации и оформления судов в 2022 и 2023 годах является заметное увеличение количества перехода судов, ранее зарегистрированных в недружественных странах, под флаг Российской Федерации. Также стоит отметить, что недружественные государства зачастую отказываются напрямую работать с юридическими лицами, зарегистрированными в России, в связи с чем судовладельцы вынуждены искать поддержки у юридических лиц, зарегистрированных в дружественных и нейтральных юрисдикциях.

По состоянию на сентябрь 2023 года в порту Новороссийск зарегистрировано 1107 судов, из них 596 – маломерные. При этом в последнее время наблюдается практически ежегодный рост количества регистрационных действий в порту. В 2022 году от судовладельцев было подано 1036 заявлений на осуществление регистрации судов, что немного меньше показателя 2021 года (1196 заявлений), но укладывается в динамику положительного роста, которая неизменна с 2018 года.

Кроме того, позитивную статистику можно увидеть в количестве первоначальных государственных регистраций, а также в постоянно возрастающем количестве маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность. Так, например, за 2022 год в порту было зарегистрировано 102 судна, тогда как в период января-августа 2023 года зарегистрировано 75 судов, что позволяет предположить превышение показателей зарегистрированных судов в 2023 году по сравнению с предыдущим годом.

Особо необходимо выделить постоянно повышающийся уровень правовой культуры судовладельцев как маломерных, так и крупнотоннажных судов, что выражается в небольшом количестве отказов в осуществлении регистрационных действий: в 2022 году – 3 отказа, в январе-августе 2023 года – 3 отказа.

Следует подчеркнуть, что одним из основных принципов работы специалистов Службы капитана порта, отвечающих за государственную регистрацию судов, является принцип клиентоцентричности, что выражается в первую очередь в постоянной разъяснительной и консультативной работе с судовладельцами в целях увеличения качества предоставляемых Службой государственных услуг.

 

Неудержимое развитие инфраструктуры

 

В порту Новороссийск начата реализация строительства двух объектов портовой инфраструктуры. Заказчик ПАО «Новороссийский морской торговый порт» совместно с АО «Новороссийский судоремонтный завод» заканчивает выполнение проектных работ по созданию объекта «Строительство универсального перегрузочного комплекса АО «НСРЗ». Назначение объекта – прием, накопление, временное хранение и перегрузка на морские суда навалочных железорудных и генеральных металлургических грузов.

В соответствии с Техническим заданием предусмотрено выделение 2 этапов строительства проектируемого комплекса.

Этап 1 предполагает строительство береговых сооружений для нужд универсального перегрузочного комплекса на существующей территории АО «НСРЗ» и создание глубоководного специализированного причала №1А с внешней стороны Восточного мола длиной 355 м для расчетного судна СН-210 длиной 300 м и осадкой в грузу 18,5 м. Причал представляет собой конструкцию палового типа и будет оборудован стационарными перегрузочными машинами на отдельно стоящих опорах.

Этап 2 предусматривает увеличение площадей комплекса за счет создания искусственного земельного участка и строительства на внутренней акватории порта причалов портофлота и двух грузовых причалов общей длиной 535 м с отметкой дна 16,24 м. Конструкция грузовых причалов представляет собой заанкерованный больверк с экранирующими рядами свай и разгрузочной плитой. Расчетное судно для причалов принято СН-80 длиной 225 м и осадкой до 14,4 м. Планируемый годовой грузооборот 1-го этапа – до 6 млн тонн, 2-го этапа – до 12 млн тонн.

ООО «Новороссийский зерновой терминал» совместно с ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» заканчивает выполнение проектных работ по объекту «Строительство причалов №22А и №23А пристани №3А в порту Новороссийск», который позволит значительно увеличить объемы перевалки зерна на экспорт. В настоящее время проводится экологическая экспертиза проекта. При реализации данного проекта также выделены два отдельных этапа строительства и поэтапный ввод их в эксплуатацию.

На первом этапе предусматривается строительство зерновой галереи от территории ПАО «НКХП» до головной части пристани №3 и строительство причалов №22А и №23А пристани №3А в продолжение пристани №3.

На втором этапе планируется строительство зернохранилища вместимостью 300 тыс. тонн и зерновой галереи. Конструктивно причалы представляют собой систему отбойно-швартовных, швартовных и технологических палов, а также транспортной эстакады с верхним строением в виде монолитного ростверка. Расчетное судно для причалов принято длиной 230 м и осадкой до 12 м. Ориентировочный срок строительства объекта – 57 месяцев (4,75 года).

 

ОТБ в действии

 

В порту Новороссийск на морских терминалах (объектах транспортной инфраструктуры, ОТИ) полностью обеспечено выполнение нормативно-правовых требований в области транспортной безопасности.

Застройщики (субъекты транспортной инфраструктуры, СТИ) создаваемых или реконструируемых в порту терминалов (ОТИ) по согласованию с Росморречфлотом устанавливают предварительную категорию проектируемого/строящегося ОТИ, а также обеспечивают выполнение требований транспортной безопасности («Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на период их проектирования и строительства», далее – требования ОТБ). В соответствии с законодательством требования ОТБ являются едиными и обязательными к исполнению в отношении всех строящихся (реконструируемых) ОТИ морского транспорта.

Если строящийся или реконструируемый ОТИ располагается в границах действующего пункта пропуска через госграницу РФ – застройщиком (СТИ) дополнительно обеспечивается выполнение положений правил открытия пунктов пропуска в части транспортной безопасности («Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»).

На данный момент в порту Новороссийск терминалы располагаются на территории 16 ОТИ, из которых 13 ОТИ 3-й категории и 3 ОТИ 4-й категории. На всех ОТИ обеспечено выполнение требований ОТБ, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ.

С 25 февраля 2022 года в соответствии с приказами Минтранса России, организационно-распорядительными документами руководителей СТИ на всех ОТИ установлен уровень безопасности №2, а соответствующими решениями Росморречфлота для портовых средств в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств установлен уровень охраны №2.

Силы обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) всех ОТИ порта сегодня функционируют в усиленном режиме, обеспечивают круглосуточное взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, учас-твующими в обеспечении безопасности и порядка в порту. Согласно действующим планам обеспечения транспортной безопасности СОТБ ОТИ реализуют целый комплекс мероприятий, выполняемых при уровне безопасности №2 и направленных на обеспечение защиты персонала, посетителей и материально-технических средств ОТИ от актов незаконного вмешательства.

За период проведения Россией СВО на терминалах порта Новороссийск не допущено реализации угроз совершения как актов незаконного вмешательства, так и других актов террорис-тической направленности.

 

Морские порты №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ