Новое измерение порта Певек - Морские вести России

Новое измерение порта Певек

21.11.2023

Морские порты

Новое измерение порта Певек

Фото: ПАТЭС «Академик Ломоносов» в порту Певек/ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Морской порт Певек уникален во многих отношениях. Расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря, он является самым северным портом России и на сегодня единственным портом в мире, где используется технология плавучих атомных энергоблоков. Певек – важное звено арктической транспортной системы, и по мере развития Северного морского пути он обретает перспективы не только крупного порта, но и мощного спасательного центра. На данный момент грузооборот порта составляет более 500 тыс. тонн с прогнозами на кратный рост через несколько лет.

Александр Насадюк, и.о. капитана морского порта Певек ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Порт арктических сокровищ

Морская гавань современного Певека еще в доисторические времена использовалась предками эскимосов. Становление порта было связано с добычей разных ресурсов, ценность которых менялась от эпохи к эпохе: сначала это были моржи, пушнина, потом олово, медь, золото. С развитием промышленности на Чукотке в конце XX века рос и грузооборот порта, в 80-е годы он достигал 700 тыс. тонн. Певек служил базовым портом по доставке различных грузов на север Чукотского полуострова. В 1982 году порт был удостоен высокой правительственной награды – ордена «Знак Почета». Новейшая история порта интересна новыми аспектами его развития, связанными с внедрением современных технологий, в том числе атомных.

Сегодня порт по-прежнему играет роль основного связующего звена для обеспечения жизнедеятельности Чаунского и Билибинского районов Чукотского автономного округа, не имеющих железнодорожного сообщения и автомобильных дорог. При высокой стоимости перевозки авиационным транспортом морской путь остается наиболее оптимальным.

Развитие порта напрямую связано с экономикой территории, на которой он расположен, основанной на разрабатываемых золоторудных месторождениях Купол, Двойное, Майское и перспективных – Песчанка (Баимская рудная зона), а также крупнейшего в России месторождения олова Пыркакайские штокверки. В настоящее время Певек входит в зону свободного порта Владивосток со всеми существующими преференциями и льготами. Новый статус делает его привлекательным для инвестиций и открывает возможности развития ускоренными темпами.

Сейчас порт работает, обеспечивая каботажные и экспортные перевозки, и постепенно наращивает обороты. Основной поток завозимых грузов – это каботаж, в основном генеральные грузы, контейнеры, уголь и нефтепродукты. Большая часть вывозимых грузов идет на экспорт, это продукция горнодобывающих компаний, такая как, например, золотосодержащий флотационный концентрат. Также в порту отгружают генеральные грузы и порожние контейнеры.

Движение судов выполняется по двум основным направлениям – западному и восточному. Западный маршрут проходит через порты Мурманск, Архангельск, Сабетта, Зеленый Мыс в Певек и обратно. Восточное направление включает порты Дальнего Востока России, Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В 2022 году грузооборот порта вырос на 30%, до 523,5 тыс. тонн, количество судов, зашедших в порт, увеличилось с 70 до 92. Такой рост связан с развитием Баимской рудной зоны. По прог-нозам, в навигацию 2023 года порт сохранит прошлогодние показатели грузооборота и судозаходов.

Возможности технические и атомные

Один из основных ограничивающих факторов в работе порта – короткий период навигации. В 2022 году навигация длилась 139 дней с 6 июля по 21 ноября – относительно короткий период, за который нужно доставить всю номенклатуру грузов, необходимых для жизнедеятельности региона в течение всего года. Помимо сложных навигационных условий, работу порта сдерживают инфраструктурные ограничения – пропускная способность причалов составляет около 700 тыс. тонн.

Универсальный морской терминал (оператор АО «Морпорт Певек»), расположенный на 23,1 га, имеет три причала общей длиной 500 метров, площадь открытых складов – 16,3 га. Пропускная способность грузового терминала составляет 460 тыс. тонн. Специализированный нефтеналивной терминал, расположенный на 45,9 га, имеет один причал длиной 104,3 мет-ра, емкости для хранения нефти и нефтепродуктов объемом 108,7 тыс. тонн, мощность терминала – 200 тыс. тонн. Глубины у причалов порта относительно небольшие: причал №1 – 9,1 м, причал №2 – 9,8 м, причал №3, участок 1 – 4,3 м, участок 2 – 6,8 м, причал нефтебазы – 10 м.

Порт знаменит сегодня первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», работающей с 2020 года. ПАТЭС была введена в эксплуатацию взамен Билибинской АЭС, которая выработала свой срок: часть реакторов уже остановлена, полностью ее планируют заглушить в 2025 году.

ПАТЭС состоит из плавучего энергоблока (ПЭБ), гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПЭБ в акватории порта, и береговой площадки с сооружениями для выдачи электрической и тепловой энергии потребителям. На данный момент ПАТЭС «Академик Ломоносов» обеспечивает теплоснабжение города и порта Певек, а электроснабжение – совместно с Чаунской ТЭЦ.

После пуска ПАТЭС в электроснабжении порта существенных изменений не произошло. А обслуживание и эксплуатация станции не влияют на безопасность мореплавания в порту и на навигационную обстановку в акватории – ПЭБ станции находится в стороне от подходного фарватера, якорных стоянок судов и хорошо освещен.

База развития Севморпути

К 2027 году на мысе Наглёйнын планируется построить новый терминал, который даст возможность вывести на проектную мощность уникальное Баимское месторождение и отгружать до 2 млн тонн добываемых металлов в год. Объем инвестиций – свыше 27,5 млрд рублей. Проект подразумевает создание грузовых причалов, гидротехнических сооружений, включая акваторию и подходной канал, береговой инфраструктуры с навигационным оборудованием, а также строительство буксирного флота ледового класса для обеспечения круглогодичного режима работы порта.

Успешная реализация проекта ПАТЭС и растущий спрос на энергию обусловили дальнейшее развитие данной технологии в регионе. Госкорпорация «Росатом» планирует в ближайшие пять лет поставить еще четыре ПАТЭС на новом терминале.

В апреле 2023 года Правительство РФ расширило границы морского порта Певек до мыса Наглёйнын в Чаунской губе. Служба капитана порта принимала непосредственное участие в подготовке материалов по изменению границ порта.

Певек имеет большое значение для обеспечения безопасности мореплавания по Северному морскому пути. Развитию этого направления будут способствовать несколько проектов. Так, вблизи города планируется построить береговую станцию НАВТЕКС. В начале 2022 года получено положительное заключение на проектно-сметную документацию от Главгосэкспертизы России. Центр управления НАВТЕКС будет находиться в двух километрах к югу от Певека на пологом склоне горы Пээкиней. Застройщик – ФГУП «Росморпорт».

Также в порту идет строительство Арктического комплексного аварийно-спасательного центра МЧС России, который расположится вблизи ПАТЭС «Академик Ломоносов». В декабре 2023 года ожидается введение центра в эксплуатацию.

Кроме того, с 2011 года в порту действует морское спасательное подразделение ФГБУ «Морспасслужба». По плану Росморречфлота к 2030 году арктический флот «Морспасслужбы» будет увеличен до 54 судов, а в порту Певек планируется создать одну из четырех арктических баз для их обслуживания.

Морские порты №7 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ