Трудовой Севастополь за безопасность и за победу России - Морские вести России

Трудовой Севастополь за безопасность и за победу России

14.05.2023

Морские порты

Трудовой Севастополь за безопасность и за победу России

Фото: Порт Севастополь/ujniimf.ru

Несмотря на то что Севастополь в последнее время находится под угрозой атаки со стороны ВСУ и уже не раз за время СВО подвергался налетам дронов, город стабильно работает и уверен в своей защите и победе российской армии над нацистским украинским режимом. Свой вклад в безопасность города, в частности в транспортную безопасность в порту и на подходах к нему, а также в безопасность судоходства при морских перевозках оказывают портовые власти. Об эффективности этой деятельности говорят цифры показателей работы морского порта и Службы капитана порта.

Александр Стрижак, капитан морского порта Севастополь ФГБУ «АМП Черного моря»

Прошлый год для Севастопольского порта был непростым. Тем не менее, порт усиленно работал – грузооборот вырос почти в 4 раза, до 1,382 млн тонн, в основном за счет перевалки насыпных грузов. В 2022 году была налажена логистическая цепочка доставки в порт зерна наземным транспортом и вывоза его морским путем, что привело к увеличению перевалки насыпных грузов на 480%, до 1,29 млн тонн, по сравнению с 2021-м. В этом году в порту ожидается увеличение перевалки зерна до 1,7 млн тонн.

Кроме того, порт перерабатывал генеральные грузы (черные и цветные металлы, металлолом, грузы в биг-бэгах, мешках, ящиках и на палетах, оборудование, рыбную продукцию и др.), навалочные грузы (песок и щебень) и наливные (нефтепродукты). Всего сухогрузов было перевалено 1,381 млн тонн (+271%), наливных – 0,8 тыс. тонн (+60%).

При этом пассажирские перевозки между Севастополем и портами Крыма существенно сократились. Если в 2021 году 104 рейсами было перевезено 17519 человек, то в 2022-м – 31 рейсом перевезено 2816 человек. По техническим причинам навигация закончилась на два месяца раньше запланированного срока. А вот на внутригородских линиях катерами и паромами в прошлом году пассажиров перевезено на 31% больше – 6,258 млн человек против 4,755 млн в 2021-м.

Всего в прошлом году Службой капитана порта было зафиксировано 839 судозаходов (в 2021 г. – 1101), в том числе под флагом РФ – 770 (977), под иностранными флагами – 69 (124), из них судозаходы грузовых судов – 187 (95), рыболовных – 450 (616), танкеров – 5 (8), пассажирских – 31 (115), прогулочных и маломерных – 103 (172), прочих (баржи, буксиры и др.) – 63 (95).  

В контакте с Черноморским флотом

Служба капитана порта на постоянной основе обеспечивает контроль безопасности мореплавания в зоне своей ответственности. Одной из особенностей морского порта является наличие смежной акватории с военно-морской базой (ВМБ) Черноморского флота. В 2022 году в связи с проведением СВО изменился режим судоходства в прибрежных водах Крыма. В тесном контакте с ВМБ филиал АМП Черного моря в Севастополе производит строгий контроль за передвижением судов и соблюдением действующих ограничений.

Тем не менее, судоходство в порту осуществляется планомерно, навигационная обстановка остается стабильной и контролируемой при взаимодействии всех служб старшего морского начальника ВМБ, инспекции государственного портового контроля (ИГПК), системы управления движением судов (СУДС), пограничного управления и таможни.

Службой капитана порта проведена работа с судовладельцами, агентами и капитанами судов по планированию их деятельности в измененном режиме судоходства. Поскольку произошли изменения, касающиеся действий ИГПК и судоходных компаний в условиях СВО, информация об этом доводилась до сведения всех лиц, связанных с судоходством, что позволило предотвратить возникновение нарушений установленных правил плавания и стоянки судов по причине неос-ведомленности о нововведениях.

По итогам 2022 года инспекцией госпортконтроля в порту проведено 473 осмотра (-13%) и 47 контрольных осмотров судов (-40%), выявлено 308 нарушений (-26%). По результатам проведенных осмотров и выявленных несоответствий 7 судам было отказано в выдаче разрешения на выход из порта (рост в 2 раза к 2021 г.).

Помимо судов под флагом РФ, проводились осмотры судов под флагами республик Того, Гамбии, Палау, Кипр, Джерси, Сирийской Арабской Республики, тогда как в 2021 году среди осматриваемых судов также можно было встретить суда под флагами Белиза, Украины, Великобритании, ФРГ, США, Панамы, Гернси, Доминиканской Республики, Британских Виргинских островов, Каймановых островов, Союза Коморских островов, Маршалловых островов, Островов Кука, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Китса и Невиса и других.

Статистика выявленных на судах несоответствий за 2022 год показывает, что чаще всего допускались нарушения в части навигационного оборудования судов (17% от общего числа выявленных несоответствий) и обес-печения безопасных условий труда на судах (14%). Несмотря на сложившуюся сложную обстановку в порту, контроль со стороны ИГПК за соблюдением обязательных требований на судах не прекращался и выполняется в полном объеме.

Не забываем про экологию

Экологическая безопасность в порту обеспечивается путем контроля бункеровки судов, осмотров судов на предмет соответствия требованиям международных конвенционных документов и национального законодательства в части предотвращения загрязнения окружающей природной среды сбросами и выбросами, в частности судовыми отходами, балластными водами, особое внимание уделяется качеству используемого судового топлива.

В режиме повседневной деятельности контроль экологической обстановки осуществляется в том числе с использованием технических средств видеонаблюдения инженерно-техни-ческой системы обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

Особое внимание уделяется обеспечению работоспособности систем аварийного реагирования на ликвидацию разливов с судов. За 2022 год разливов нефтепродуктов с судов и объектов водного транспорта в акватории порта не выявлено, происшествий, аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, не зафиксировано.

В соответствии с утвержденным Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в городе Севастополе в прошлом году с привлечением сил и средств Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» в рамках заключенного договора были проведены учения по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов в акватории бухты Камышовой. Кроме того, в июле прошлого года в соответствии с требованиями действующего законодательства АО «Крымморгидрострой» также с привлечением сил и средств «Морспасслужбы» проведены тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в морском порту Севастополь при проведении бункеровки на причале №118.

Несение аварийно-спасательной готовности на случай разливов нефтепродуктов в морском порту в рамках заключенных договоров обеспечивают территориальные подразделения профессиональных аварийно-спасательных формирований, аттес-тованных на право ведения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов во внутренних морских водах.

Нас не запугать

В соответствии с постановлением Правительства РФ и на основании приказов Минтранса России, а впоследствии распоряжений оперативных штабов в Республике Крым и г.Севастополе «Об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса на объекте транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Севастополь» с 24.02.2022 г. по настоящее время установлен уровень безопасности №2. За этот период в акватории порта трижды было зафиксировано проникновение надводных беспилотных аппаратов, а также большое количество БПЛА, нацеленных на уничтожение объектов Черноморского флота и объектов городского хозяйства.

29 октября 2022 года Украина впервые в истории СВО провела скоординированную атаку воздушных и морских БПЛА на корабли Черноморского флота. В нападении было задействовано 16 летательных и надводных беспилотников, все они были уничтожены разными средствами Черноморского флота и служб ПВО. В общей сложности за период проведения СВО было зафиксировано более 15 атак БПЛА в акватории Севастопольского порта.

Капитаном морского порта на основании руководящих документов регулярно (каждые 15 суток) издаются распоряжения «Об установлении на объекте транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Севастополь» уровня безопасности №2, в соответствии с которыми руководители объектов транспортной инфраструктуры и судоходных компаний принимают меры по обеспечению безопасности. Командованию Черноморского флота предоставлена возможность получения информации от средств ИТСОТБ Крымского филиала ФГУП «Росморпорт» для более качественного отражения надводной обстановки в акватории порта.

Вместе с тем, специалистами группы мобилизационной подготовки Службы капитана порта во взаимодействии с работниками ФГУП «НИКИМП», Филиала ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова в Севастополе, ГУП ГС «Севастопольский морской порт», на территории которых располагаются объекты филиала АМП Черного моря, проведена работа по подготовке мест убежищ на предмет обеспечения их водой, средствами для оказания первичной медицинской помощи, а также мест расположения сотрудников на период объявления воздушной тревоги.

Коллектив Службы капитана морского порта Севастополь с полным пониманием задач и ответственностью относится к осуществлению своей деятельности по обеспечению безопасности мореплавания и транспортной безопасности в сложившихся условиях, оказывая всю возможную помощь командованию Черноморского флота. Настроение в коллективе бодрое, каждый сотрудник твердо убежден в необходимости и правомерности проводимой Россией спецоперации. Коллектив принимает участие в сборе средств для российских военнослужащих, наших защитников, и уверен в скорой нашей победе.

Морские порты №2 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ