Порт Диксон прирастает терминалами - Морские вести России

Порт Диксон прирастает терминалами

02.04.2023

Морские порты

Порт Диксон прирастает терминалами

Фото: Порт Диксон/ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Диксон – российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая — на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник. Из-за суровых погодных условий навигация в порту длится с июня по октябрь, в остальное время акватория покрыта льдом.

В связи с разработкой на Таймыре крупных месторождений полезных ископаемых порт готовится к масштабному развитию инфраструктуры и наращиванию перегрузочных мощностей, предназначенных для транспортировки добываемых углеводородов на экспорт по Северному морскому пути. Безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивается Службой капитана порта в соответствии с Обязательными постановлениями по порту и другими нормативно-правовыми актами РФ.

Владимир Кантемир, капитан морского порта Диксон ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Крайний Север в советские времена стал перспективным регионом поиска и разработки месторождений полезных ископаемых, научных исследований, строительства новых заполярных поселков и городов. Среди них поселок Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов страны приезжали осваивать Север геологи, метеорологи, гидрографы, строители, летчики и представители других профессий. 80-е годы прошлого века были золотыми годами Диксона. Здесь трудились около 5 тыс. человек.

С начала нынешнего века поселок переживает непростые времена. Сейчас здесь проживает чуть более 500 жителей. Порт используется в основном для обеспечения военных объектов и жизнедеятельности поселка в рамках северного завоза, а с началом возрождения Севморпути в 2000-х годах – для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы. Ближайшие перспективы порта – развитие инфраструктуры и увеличение мощностей за счет начавшейся разработки добывающих углеводородных проектов на Таймыре.

«Енисей» дает объемы

В порту имеются причалы для генеральных грузов ряжевого типа, построены еще в 1940 году. Они представляют собой один причал с двумя стенками. Причал №1 (западная стенка) имеет длину 110 метров, глубину – 9,4 метра, причал №2 (восточная стенка) – длину 95 метров, глубину – 7,6 метра. Также есть пассажирский причал длиной 40 метров и глубиной 2,5 метра для обслуживания перевозок пассажиров и работников аэропорта из поселка на остров Диксон.

С 2015 года причалы генеральных грузов выведены из эксплуатации распоряжением ЗТФ «Норильский никель» ввиду их неудовлетворительного состояния. Новый собственник причалов ООО «Арктик Логистик» перевел их в состояние консервации. Деятельность на них не ведется с 2017 года. Распоряжение о запрете подхода и швартовки судов имеется на сайте ФГБУ «АМП Западной Арктики».

Грузовые операции в порту до недавнего времени осуществлялись только через переходную дамбу, которая примыкает к причалам генеральных грузов. С сентября этого года заработал новый угольный терминал «Енисей», который относится к участку №2 порта Диксон. Навигация здесь круглогодичная.

Таким образом, объем перевалки грузов за январь-ноябрь 2022 года составил 132,9 тыс. тонн, что на 376,3% больше, чем за такой же период прош-лого года. Увеличение объема связано с заходом в порт в октябре трех судов под иностранными флагами и началом отгрузки угля в Китай на терминале «Енисей».

В том числе сухих грузов за январь-ноябрь было переработано 129,2 тыс. тонн (+487,3%). Причем объем одного основного груза – угля и кокса – вырос на 10450%, до 105,5 тыс. тонн, а другого – генеральных грузов – увеличился на 12,9%, до 23,7 тыс. тонн.

Наливных грузов – нефтепродуктов – за январь-ноябрь перевалено 3,7 тыс. тонн, что меньше на 37,3%, или на 2,2 тыс. тонн, по сравнению с прошлогодним показателем.

За этот же период существенно выросло число судозаходов в порт – с 64 в прошлом году до 353 в текущем году. Инспекторами госпортконтроля Службы капитана порта проведено 7 осмотров судов под флагом РФ, административных правонарушений не зафиксировано.

Табл. 1. Объем перевалки грузов в порту Диксон за январь-ноябрь 2022 г. (тыс. тонн)

Наименование груза

Январь-ноябрь 2021 года

Январь-ноябрь 2022 года

Процент изменения (2022 год к 2021 году)

Изменение тыс.тонн (2022 год к 2021 году)

Сухогрузы, всего

22,0

129,2

587,3

107,2

Навалочные

1,0

105,5

10 550,0

104,5

Уголь, кокс

1,0

105,5

10 550,0

104,5

Генеральные

21,0

23,7

112,9

2,7

Прочие генеральные

21,0

23,7

112,9

2,7

Наливные грузы, всего

5,9

3,7

62,7

-2,2

Нефтепродукты

5,9

3,7

62,7

-2,2

Всего

27,9

132,90

476,3

105,0

МСКЦ Диксон – ответственность до Берингова пролива

Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Диксон – один из 7 МСКЦ, функционирующих в морских бассейнах РФ и входящих в единую структуру управления национальной системы поиска и спасания на море. В структуру также входят 8 морских спасательных подцентров (МСПЦ). За каждым центром закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).

Основными задачами МСКЦ Диксон в закрепленных за ним поисково-спасательных районах являются: организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти РФ, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

МСКЦ Диксон образован в 2012 году. Центр оборудован всей необходимой аппаратурой для поиска и спасания жизни на море, а именно: УКВ-радиостанциями, радиостанцией ПВ/КВ Furuno, спутниковыми телефонами «Инмарсат» и «Иридиум».

Зона ответственности МСКЦ в период навигации (с июля по октябрь) – от восточного побережья о.Новая Земля на западе до меридиана 125E на востоке. После закрытия навигации и прекращения сезонной работы МСПЦ Тикси и Певек зона ответственности МСКЦ Диксон распространяется далее на восток, до меридиана м.Дежнева в Беринговом проливе.

В зависимости от сложившейся ситуации МСКЦ Диксон осуществляет поиск и спасание людей в зоне ответственности, организацию медицинских консультаций, эвакуации больных с судов. В обязанности центра не входит спасание плавсредств и грузов.

Перспективные проекты

В порту Диксон на побережье Енисейского залива в настоящее время возводится угольный терминал «Енисей» в рамках реализации проекта ООО «Северная Звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Терминал предназначен как для отгрузки угля (антрацит) на суда и отправки его потребителям, так и для доставки грузов и техники для функционирования промышленного кластера. Производственная мощность терминала – 7 млн тонн с возможностью развития до 15 млн тонн в год. В октябре 2022 года на терминале уже начались первые отгрузки экспортного угля.

Наряду с морским терминалом проект предусматривает строительство обогатительной фабрики, автодороги, электростанции, аэродрома, вахтового поселка и других объектов. На 2023 год уже запланирован выход терминала на объем грузооборота 12 млн тонн и количество судозаходов – 325 в год.

Компания «Роснефть» приступила к строительству приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового терминала для морских судов «Порт «Бухта Север» вблизи порта Диксон в рамках проекта по добыче и транспортировке нефти на экспорт «Восток Ойл». На первом этапе строительства возводятся 3 грузовых и 2 нефтеналивных причала, приемо-сдаточный пункт на 27 резервуаров объемом 30 тыс. кубометров каждый, технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.

Нефтеналивной терминал «Порт «Бухта Север» обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» и ее транспортировку по Севморпути. Расчетный грузооборот терминала – 25 млн тонн нефти в год, количество судозаходов – 230 в год. Окончание строительства терминала запланировано на октябрь 2024 года.

Морские порты №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ