Заметный рост и новые тенденции - Морские вести России

Заметный рост и новые тенденции

06.02.2023

Морские порты

Заметный рост и новые тенденции

Фото: Порт Холмск/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В ведении ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» 6 морских портов: Корсаков, Пригородное, Невельск, Холмск, Шахтерск и Петропавловск-Камчатский, которые объединяют в общей сложности 26 морских терминалов. Экономический кризис на международном рынке сказался не только на системе перевозок российских внешнеторговых грузов, но и оказал неоднозначное влияние на морские порты региона.

В целом за период января-сентября грузооборот портов вырос на 3,8%, до более чем 25,6 млн тонн, однако при определенных изменениях в сложившейся структуре грузопотоков проявились и новые тенденции в работе отдельных портов.

Владимир Шутько, руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Колебания грузов

Не меняя тренда последних лет, большую часть грузов региона перерабатывают порты, экспортирующие энергоносители, – Пригородное и Шахтерск. Лидером остается специализированный морской порт Пригородное, на долю которого приходится около половины всего регионального оборота. Ориентированный на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) и нефти, порт за 9 месяцев текущего года увеличил грузооборот почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до порядка 11,5 млн тонн. При этом объем переваленного газа вырос на 16%, до 8,5 млн тонн, а объем нефти сократился на 4%. Рост перевалки СПГ в 2022 году стал следствием выполнения в 2021-м плановой остановки завода СПГ на профилактический ремонт, что, соответственно, снизило показатели 2021 года.

Второй по грузообороту морской порт Шахтерск за 9 месяцев сократил объемы перевалки на 6%, до порядка 8,5 млн тонн, из них более 8,4 млн тонн составляют уголь и кокс. Снижение объемов отгрузки угля наблюдается как в самом порту Шахтерск, так и в морских терминалах Бошняково и Углегорск. При этом объемы наливных и тарно-штучных грузов выросли, но по сравнению с оборотом угля их тоннаж незначителен.

Наилучшую динамику показывает морской порт Холмск, чей оборот за три квартала этого года вырос почти на 66% и составил 1,4 млн тонн. Большая часть объема перевалки приходится на сухогрузы, которая в этом году увеличилась почти на 70%, примерно до 1,2 млн тонн. Одним из драйверов роста перевалки стали грузы на паромах, чей объем увеличился на 30%, до 776 тыс. тонн. При этом более чем в 20 раз вырос оборот грузов ро-ро, составив 249 тыс. тонн. Генеральные грузы прибавили почти 37%. Отмечен значительный прирост в сегменте наливных грузов – порядка 60%, до 213 тыс. тонн. При этом на 47%, или примерно на 20 тыс. тонн, сократился объем грузов в контейнерах.

Порт Петропавловск-Камчатский лидирует среди несырьевых портов. В январе-сентябре он переработал 1,6 млн тонн грузов, что на 3,4% больше, чем в прошлогодний период. Около половины оборота заняли грузы в контейнерах – порядка 748 тыс. тонн, рост на 5%. Объем наливных грузов прибавил 16%, до 371 тыс. тонн. Значительную динамику показали рефрижераторные грузы, чей объем утроился до более чем 152 тыс. тонн. Снижение объема перевалки наблюдается по таким грузам, как уголь – на 41%, до 103 тыс. тонн, металлолом – на 10%, до 29 тыс. тонн, и прочим генеральным грузам – на 35%, до 195 тыс. тонн.

Объем перевалки в порту Корсаков увеличился почти на 11%, до 1,3 млн тонн. Рост обязан прибавке потока сухогрузов на 11%, до более 1,1 млн тонн. Также выросли обороты грузов в контейнерах на 6%, до 664 тыс. тонн, и нефтепродуктов – на 8,4%, до 197 тыс. тонн. Сокращение отмечено по таким категориям генеральных грузов, как металлолом – на 38% и черные металлы – на 14%. Но поскольку их доля в грузообороте незначительна, это не сказалось на общей динамике.

Негативные тенденции рынка в большей степени отразились на работе порта Невельск, чей грузооборот сократился на 28%, до порядка 1,3 млн тонн. Почти на 20% сократилась отгрузка угля, составив около 1,2 млн тонн, на 25% – перевалка грузов в контейнерах, до 19 тыс. тонн, на 21% – наливных грузов, до 11 тыс. тонн. Однако при этом на 14% вырос объем переработки генеральных грузов, до 133 тыс. тонн, треть из которых составляют рефрижераторные грузы, их объем увеличился на 8%.

Тенденции судоходства

Интенсивность судоходства в портах АМП напрямую связана с рыночной конъюнктурой. Поэтому в разных портах, в зависимости от их специализации, наблюдается различная динамика. В целом за 9 месяцев 2022 года количество судозаходов в порты и терминалы АМП составило более 25,5 тысячи, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Увеличение заходов/выходов судов отмечено во всех морских портах, за исключением Корсакова, где их количество снизилось на 343.

Так, в порту Пригородное было оформлено на 23 судна больше, чем в прошлом году, причем 20 из них газовозы. В порту Холмск увеличение произошло на 214 судозаходов, из них 177 – суда в каботажном плавании, 126 – грузо-пассажирские паромы «Сахалин-8» и «Сахалин-9», работающие на линии Ванино – Холмск. В порту Невельск количество заходов увеличилось на 181, из них в самом порту – на 139, на терминале Курильск – на 278. В то же время на терминалах порта Крабозаводск, Малокурильск, Южно-Курильск и Северо-Курильск отмечено снижение судозаходов в общей сложности на 236. В порту Шахтерск количество заходов судов увеличилось на 136, на терминале Углегорск – на 5, при этом на терминале Бошняково это количес-тво сократилось на 9.

В порту Петропавловск-Камчатский интенсивность судоходства увеличилась, в целом по порту и участкам количество судозаходов за 9 месяцев выросло на 809, причем по самому порту прирост составил 1471, по участкам: Кировский – 76, Усть-Камчатск – 205, Крутогорово – 438, Бечевинская – 72. Однако на прочих участках отмечено снижение в общей сложности на 1453 судозахода.

Актуальные инвестпроекты

Ближайшие перспективы портов региона во многом зависят от успеха различных инвестпроектов – как крупных, рассчитанных на экспорт энергоносителей или подразумевающих строительство контейнерных и рефрижераторных мощностей, так и менее масштабных. Три проекта наиболее актуальны.

Первый – это проект СПГ-терминала ПАО «НОВАТЭК» в бухте Бечевинской. Строительство комплекса продолжается, инвестор рассчитывает ввести его в эксплуатацию в конце 2023 года. Грузооборот участка может составить до 22 млн тонн в год с ежемесячным трафиком до 40 судов.

Второй – проект реконструкции порта Корсаков. На данный момент одобрена декларация об инвестировании в рамках первого этапа проекта «Логистический технопарк (Корсаковский порт)». Проектно-сметная документация первого этапа ожидается до конца текущего года, начало работ запланировано на следующий год, а сейчас производятся гидрографичес-кие и геофизические работы.

Третий – проект реконструкции паромной переправы в морском порту Холмск. В 2021 году начата полномасштабная поэтапная реконструкция 1-й и 2-й очередей паромного комплекса, подразумевающая замену технологического оборудования и элементов причалов, что обеспечит дополнительные возможности обработки судов типа ро-ро. Кроме того, проводятся дноуглубительные работы, по окончании которых причальная глубина комплекса составит порядка 8,5 метра.

Обновление флота

Перспективы безопасного и эффективного судоходства связаны с реализацией государственных и частных судостроительных программ. Так, в 2022 году в порт Корсаков прибыли три новых судна: пассажирский катамаран «МСС Авангард», спроектированный и построенный в рамках государственно-частного партнерства специально для туристических и транспортных маршрутов Сахалинской области, а также два новых многофункциональных судна обеспечения буровых платформ – «Калан» и «Алексей Кузнецов», рассчитанные для работы в сложных ледовых условиях зимнего Охотского моря.

На завершающем этапе достройки во Владивостоке находятся два новых парома для паромной линии Ванино – Холмск. Это суда усиленного ледового класса с тремя грузовыми палубами на 30 железнодорожных вагонов, 44 автопоезда и 28 легковых автомобилей. Способность самостоятельно двигаться во льдах толщиной до 1 метра минимизирует влияние сложных ледовых условий на судоходство в Татарском проливе в районе порта Ванино. На первом из них, грузо-пассажирском автомобильно-железнодорожном пароме «Александр Деев», в сентябре на церемонии с участием по ВКС президента России Владимира Путина поднят государственный флаг Российской Федерации.   

Для улучшения сообщения с Командорскими островами и островом Парамушир на стапелях АО «Окская судоверфь» завершается строительство грузо-пассажирского судна «Анатолий Чернеев», предназначенного для перевозки 34 пассажиров и порядка 1,1 тыс. тонн грузов.

Кроме того, на судоверфи камчатского предприятия «Торсиотест» строится 6 малотоннажных рыболовных сейнеров в рамках госпрограммы инвестиционных квот, давшей импульс возрождению судостроения в регионе. По госпрограмме камчатскими предприятиями уже построено 3 траулера-сейнера, судовладельцами заказаны на различных верфях еще 17 промысловых судов, из них 5 крупнотоннажных.

В данный момент под эгидой Правительства РФ в Камчатском крае идет доработка проекта по развитию регионального судоремонтного и судостроительного кластеров.

Открытый стиль работы

Ежегодно в ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» реализуются различные программы по улучшению условий труда и эффективности работы филиалов.

В 2022 году главным событием стало открытие нового здания, приобретенного для Службы капитана морского порта Невельск. В текущем году был завершен капитальный ремонт – теперь сотрудники Службы работают в просторных, удобных помещениях. При этом кардинальным образом удалось улучшить условия обслуживания посетителей. Эксплуатационные характеристики и оснащение здания, включающее специальный лифт, систему вызова, информационные таб-лички со шрифтом Брайля, учитывают требования для обслуживания людей с ограниченными возможнос-тями.

Повышение качества услуг и условий работы сотрудников – один из приоритетов деятельности АМП Сахалина, Курил и Камчатки.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ