Таможня обещает упростить процессы оформления грузов - Морские вести России

Таможня обещает упростить процессы оформления грузов

09.04.2020

Таможня

Таможня обещает упростить процессы оформления грузов

24-25 октября в Москве прошел Международный таможенный форум - 2019. В деловой программе форума, разделенной на 15 тематических блоков, в рамках которых проводились сессии, круглы столы, презентации и другие мероприятия, традиционно приняли участие представители правительства РФ, Минфина, Минэкономразвития, ФНС России, руководители Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ и таможен государств, с которыми Россия ведет внешнюю торговлю. Бизнес был представлен лидерами делового сообщества, топ-менеджерами крупнейших коммерческих компаний, грузовладельцев, перевозчиков, экспедиторов и других участников ВЭД. В очередной раз форум позволил власти и бизнесу обсудить перспективы развития таможенной службы, новые инициативы и проблемы в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного администрирования.

Надежда Толстоухова

 

Курс на «цифру»

 

Главным событием форума стало представление Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Были обозначены основные цели стратегии – содействие развитию международной торговли и росту товарооборота, обеспечение национальной безопасности России, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

Документ включает такие направления развития таможенной службы, как цифровизация и автоматизация, обеспечение прозрачности таможенного оформления, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников внешнеэкономической деятельности и ряд других.

В разработке стратегии принимали участие специалисты Минфина России, курирующего работу ФТС, а также представители бизнес-сообщества.

 «Мы видим результаты проделанной работы, и она заслуживает самой высокой оценки. Впереди таможенную службу ждет немало преобразований. Высокотехнологичная трансформация таможенного администрирования заложена в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Уверен, что поставленные в этом документе цели будут достигнуты», – сказал Первый вице-премьер – министр финансов РФ Антон Силуанов, выступивший на пленарном заседании.

Особый акцент в документе сделан на цифровизацию всех функций таможни и полный переход к электронному документообороту. По словам А. Силуанова, без внедрения «цифры» деятельность ФТС не сможет соответствовать лучшим международным практикам.

Руководитель ФТС России Владимир Булавин, представляя программный документ,  оптимистично заявил, что таможня в ближайшие годы не только будет внедрять цифровые технологии, но и прибегнет к услугам искусственного интеллекта. «К 2030 году будет сформирована качественно новая, насыщенная искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемая, информационно связанная с внутренними и внешними партнерами, умная таможенная служба, незаметная для законопослушного бизнеса и результативная для государства. В этом мы видим стратегическую цель своего развития, сформированную с учетом позиций бизнес-сообщества и на основе лучших мировых практик», – сказал В.Булавин.

Качество программного документа оценили во Всемирной таможенной организации (ВТО). Так, ее представитель Джон Мейн сказал, что организация вынесла положительное заключение по поводу содержания стратегии. «Траектория развития ФТС России на ближайшее десятилетие полностью совпадает с подходами организации, основанными на цифровизации и автоматизации процессов, а также на расширении сотрудничества всех таможенных администраций, основанном на принципах открытости и доверия», – сказал Д. Мейн.

Общее мнение бизнес-сообщества о положениях Стратегии-2030 выразил советник президента Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров, отметив, что формирование стратегии было бы невозможно без достижения показателей комплексной программы «10 шагов навстречу бизнесу», разработанных совместно с бизнесом. «Сегодня у нас с ФТС России налажен конструктивный диалог, и интересы таможни и бизнеса по ключевым положениям совпадают. Мы готовы к дальнейшему активному взаимодействию», – добавил представитель ТПП РФ.

Между тем несколько цифровых новшеств таможня готовит уже сейчас. Например, идет разработка моделей интеллектуального пункта пропуска, предусматривающего автоматизацию процессов и использование методов искусственного интеллекта. Предполагается создать единую информационную систему, в которую будут интегрированы и все технические средства таможенного контроля. Искусственный интеллект будет призван обрабатывать большие объемы данных без многочисленных приборов и практически без участия таможенных инспекторов. Функциями досмотра наделят специальные рабочие группы, ориентированные на рисковые поставки. Порядка 90% таможенных рисков будут выявляться в автоматическом режиме.

Портал «Морской порт» международного уровня

В настоящее время из всех используемых таможней программных средств в морских пунктах пропуска участников ВЭД больше всего интересует работа портала «Морской порт».

По словам первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, этот комплекс программных средств (КПС) был разработан с учетом системы международных стандартов Port Community System, которая существует во всех крупнейших портах мира – Сингапуре, Роттердаме, Гамбурге, Антверпене. Стандарты подразумевают совместную работу и электронный документооборот между всеми участниками процесса: государственными контролирующими органами, грузовладельцами, операторами морских терминалов и другими субъектами морских перевозок.

КПС «Портал «Морской порт» в тестовом режиме начал работать с ноября 2015 года. Сейчас он работает во всех морских пунктах пропуска и используется для документального оформления транспортных средств и товаров, перемещаемых водным транспортом через границу РФ и ЕАЭС. Портал обеспечивает информационное взаимодействие между участниками трансграничных перевозок, портовыми службами, таможенными и иными государственными контролирующими органами по принципу «единого окна».

С помощью портала участники ВЭД до прибытия судна в порт представляют в таможенный орган предварительную информацию о товарах, а перевозчики – о морских судах. Технология предусматривает поэтапное представление декларантами и перевозчиками сведений о грузе и судне. Эти сведения другие контролирующие органы могут использовать для определения форм ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного, а также пограничного контроля.

«За счет функциональных возможностей комплекса программных средств «Морской порт» уже удалось информационно объединить действующие в порту таможенные органы, Пограничную службу ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, а также морских перевозчиков, декларантов и иных заинтересованных лиц, включая морские терминалы, – прокомментировал начальник Балтийской таможни ФТС России Сергей Сенько. – Последние активно участвуют в работе портала, но на данный момент их роль ограничена исключительно приемом информации. Основными участниками информационного взаимодействия сейчас являются морские линии, таможенный орган и администрация порта».

По словам С. Сенько, на Балтийской таможне портал «Морской порт» позволяет таможенникам принимать решения о выпуске товаров до завершения их фактической выгрузки с борта судна и использовать результаты таможенного наблюдения при принятии решения о проведении таможенного досмотра в рамках «единой проверки в одном месте».

 

О чем говорит бизнес

 

Несмотря на то, что портал «Морской порт» уже существенно облегчил жизнь всем участникам процесса морских перевозок, его еще нужно совершенствовать. Представители бизнеса говорят о том, что в работе портала остались слабые места, мешающие полностью уйти от бумажного документооборота.

«Проблемы уже озвучивались на разных площадках. Основная состоит в том, что предварительная информация о судне доступна только тому таможенному посту, на который оно прибывает, – прокомментировал журналу «Морские порты» представитель морской контейнерной линии, исполнительный директор филиала ОАО «Юнифидер А.С.» в Санкт-Петербурге Андрей Андреев. –  Если же судно перешвартовывается в зону действия других таможенных постов, то решение, которое было принято на первом посту, там не видно. То есть первый таможенный пост разрешает выгрузку, но последующие посты этого разрешения на выгрузку от первого не видят. И для того чтобы соблюсти законодательство, перевозчики вынуждены получать разрешение на бумажном манифесте со штампом и относить его на каждый из терминалов».

По словам эксперта, время, которое раньше тратилось на подготовку бумажного пакета документов, сейчас тратится на подготовку электронного, то есть заметного ускорения работы по оформлению судна с началом работы портала «Морской порт» не произошло, как не произошло и значительного ускорения начала грузовых работ: если раньше судно ждало в порту комиссию, то сейчас оно ждет получения разрешения в системе. Да, работы по раскреплению груза при соблюдении определенных условий начинать можно, но это было и раньше.

«Нужно сделать так, чтобы информация о выданном судну разрешении была доступна всем таможенным постам и иным ГКО, находящимся вдоль его маршрута. Терминалы тоже должны иметь возможность узнавать, что таможенный пост разрешил выгрузку контейнеров из портала. Пока этого не будет, параллельного бумажного документооборота избежать не удастся», – считает А.Андреев. По его словам, в работе таможни меняется все очень медленно, и нужно находить много аргументов в обоснование своих идей, чтобы их поддержали.

«Но в последнее время таможня стала больше прислушиваться к бизнесу, и за последние полгода процесс продвинулся намного больше, чем за все время с начала работы портала «Морской порт», – говорит А.Андреев.

Интересно, что программные продукты, которые используют стивидоры, часто превосходят по функционалу портал «Морской порт». Например, их программы позволяют отслеживать этапность проведения контрольных мероприятий и фактическое местонахождение конкретного контейнера. Возможно, используемые терминалами программные средства в будущем могли бы объединиться с функционалом портала «Морской порт», и тогда расширенные сведения помогли бы эффективнее планировать работу сотрудников таможенных постов, сократить сроки прохождения товаров через госграницу или обеспечить эффективную работу искусственного интеллекта без участия людей.

Одну из самых прогрессивных IТ-систем на своих контейнерных терминалах сегодня использует компания Global Ports. По словам директора по железнодорожной логистике Global Ports Никиты Пушкарева, компания стала первым контейнерным стивидором, полностью перешедшим на электронный документооборот. Сейчас ее информационная система работает в формате B2B, но она также способна работать и в связке с порталом «Морской порт».

«Мы активно и конструктивно взаимодействуем с таможенными органами. Но нам не хватает взаимного проникновения в бизнес-процессы друг друга. Не нужно утаивать информацию, ведь не информация является предметом коммерческой тайны», – сказал Н.Пушкарев, выступая на круглом столе «Таможенные информационные технологии: из настоящего в будущее» в рамках таможенного форума.

На площадках МТФ-2019 много говорилось о достижениях ФТС России за последнее время, и таможня действительно работает над повышением эффективности своей деятельности, таможенных процедур, собственных электронных сервисов, пытаясь упростить жизнь участникам ВЭД. Но все же процессы, запущенные иногда десятилетия назад, совершенствуются очень медленно, и бизнесу приходится прилагать большие усилия для того, чтобы изменить несовершенный порядок взаимодействия с ФТС и другими контролирующими органами. Впрочем, если учесть, что скоро на таможне наступит эпоха искусственного интеллекта – можно не сомневаться, что проблемы взаимодействия сразу и навсегда отпадут.

 

Морские порты №8 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ