К совершенству таможенного законодательства - Морские вести России

К совершенству таможенного законодательства

28.11.2019

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами предполагается вести исключительно в электронном виде. Это позволит существенно сократить время прохождения государственного таможенного контроля в отношении торговых судов, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Чтобы воспользоваться новой технологией, перевозчику нужно предоставить в таможенные органы необходимые документы в электронном виде, заверенные электронной подписью, в комплекс программных средств «Портал «Морской порт», разработанный ФТС. Предварительное решение о выпуске товаров может быть принято таможней на основании информации, предоставленной еще до прибытия судна. Это не единственное новшество в работе контролирующих органов. Многие из них предварительно обсуждались в консультативных и экспертных советах с представителями профессионального сообщества, в том числе с членами Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Надежда Толстоухова

Таможня ускоряется

С этого года перевозчики обязаны предварительно через портал «Морской порт» информировать ФТС о грузах, планируемых к ввозу водным транспортом на территорию ЕАЭС. Эта норма вступила в силу летом текущего года в соответствии с решением ЕЭК №51.

«Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, для целей оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС», – сообщили корреспонденту журнала «Морские порты» в пресс-службе ФТС России.

В ФТС также пояснили, что направить предварительную информацию в таможенный орган можно через сервис «Личный кабинет участника ВЭД» либо с помощью сервисов сторонних разработчиков. Документам присваивается регистрационный номер, а вся информация автоматически связывается ЕАИС ТО и направляется на портал «Морской порт» для того, чтобы таможенные органы могли принять предварительное решение по выпуску товара.

Между тем пока не получается совсем избежать бумаг при проведении карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска (МПП). Сейчас ФТС вместе с Россельхознадзором работают над тем, чтобы заменить бумаги и других контролирующих органов электронными документами.

Все подобные новшества вводятся хоть и медленно, но при непосредственном участии в их обсуждении профессионального сообщества, в частности Ассоциации морских торговых портов (АСОП), представители которой входят в экспертные советы и рабочие группы при ФТС, Минтрансе, Минэкономразвития, Минсельхозе и других ведомствах.

«Наша задача – создать условия для эффективной работы стивидоров, экспедиторов, морских агентов, иных хозяйствующих субъектов в морском пункте пропуска, а это невозможно без взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь с Минтрансом и ФТС, – рассказывает председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам АСОП Павел Поляков. – Федеральная таможенная служба для нас один из главных партнеров. За последние годы в наших отношениях произошло немало позитивных событий. Одно из важных – принятие решения руководством Службы о реформировании экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС (приказ ФТС России от 19.01.2018 г. №56). В результате в этот совет вошли и представители АСОП».

По словам П.Полякова, примерно в то же время было принято решение о создании при совете Постоянной комиссии по совершенствованию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска. На площадке комиссии под председательством первого заместителя руководителя ФТС портовое сообщество теперь регулярно обсуждает насущные вопросы.

«Это действительно эффективно работающий орган. Не реже раза в месяц мы собираемся и обсуждаем стратегические вопросы нашей работы, на экспертном уровне и в режиме реального времени работаем над вопросами как общего характера, которые относятся к отрасли в целом – общие подходы к администрированию и государственному регулированию деятельности морских портов, так и правоприменительной практики, взаимодействия с ФТС на местах», – говорит П.Поляков.

К идеальному МПП

Портовое сообщество на протяжении многих лет принимает участие в подготовке и экспертной оценке практически всех законов, связанных с портовой деятельностью или влияющих на нее.

В последнее время АСОП внесла свою лепту в Федеральный закон №289 «О таможенном регулировании». При участии Ассоциации были усовершенствованы подходы к осуществлению государственного контроля услуг перевалки и временного хранения грузов в морском порту. Самая важная поправка, которую удалось внести в закон на стадии подготовки, – это исключение риска непродления разрешения на временное хранение товаров для оператора морского терминала по совокупности полученных штрафов по делам об административных правонарушениях за предыдущий период на сумму более 500 тыс. рублей.

Кроме того, при участии Ассоциации был подготовлен приказ ФТС России от 19.03.2019 г. №444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения…». Сейчас представители АСОП совместно с ФТС готовят методические рекомендации к названному Порядку, направленные на развитие единой правоприменительной практики в морских портах РФ.

Также были подготовлены предложения в проект ФЗ «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации», которыми Ассоциация выступает за ускорение прохождения грузов через госграницу, за формирование и редактирование нормативно-правовой базы, определяющей таможенные взаимоотношения на уровне национального законодательства.

По инициативе АСОП на уровне ЕЭК сформирована рабочая группа по вопросам оборота контейнеров иностранного происхождения на территории ЕАЭС. Эта группа уже предложила четыре возможных варианта изменения действующего законодательства, которые выносятся на Совет глав правительств ЕАЭС.

Взаимодействие портового сообщества идет и по линии других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в МПП. Например, вместе с Минсельхозом Ассоциация работает над внесением изменений в порядок выдачи фитосанитарного сертификата, которые устранят необходимость представлять экспортный груз в порту к осмотру за счет стыковки программных средств контролирующих органов и стивидоров. Это существенно снизит затраты экспортеров на доставку российских товаров на международный рынок и сделает их более конкурентоспособными.

Ранее с целью повышения скорости прохождения грузов через МПП и совершенствования государственного контроля и надзора без снижения эффективности процессов перевалки грузов Ассоциация вносила предложения в ФЗ «О государственной границе» и «О транспортной безопасности». Основная задача на ближайшую перспективу – формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти Целевой модели идеального морского пункта пропуска.

Пересчитать рейтинг Doing Business

Под эгидой Министерства экономического развития вместе с ФТС России на протяжении последних пяти лет АСОП ведет работу по повышению места России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В нем при оценке показателя «Мировая торговля» учитывается скорость прохождения грузов через морской пункт пропуска и эффективность таможенных процедур.

Между тем Ассоциация констатирует необъективный подход Всемирного банка к оценке реальных изменений как действующего национального и наднационального законодательства, так и динамики изменений в правоприменительной практике скорости таможенного оформления и необходимого на перевалку грузов времени в МПП. По показателю «Мировая торговля» Россия точно не находится на 99 месте. Наша страна не уступает в этом ближайшем конкурентам. Методика оценки явно нуждается в корректировке.

Нельзя сравнивать скорость прохождения границы между странами ЕС, где нет экономических границ, и, например, между ЕС и Россией. Экономичес-кая безопасность государства требует некоторого времени на осуществление государственного контроля.

Несколько лет назад АСОП участвовала в работе по подготовке пояснений для Всемирного банка о деталях и технологических операциях при перевалке грузов и осуществлении надзора в МПП. Специалисты констатировали, что динамика позитивных изменений налицо: контроль в российских морских портах уже влился в единый цикл производственных подходов в морских портах мира.

Вместе с ФТС Ассоциация в последнее время реализовала несколько интересных экспериментов. Например, была опробована процедура выпуска до выгрузки, когда товар иностранного происхождения может быть помещен под процедуру выпуска в свободное обращение еще до того, как он выгружен с судна. Также в порядке эксперимента был опробован переход на безбумажный документооборот.

«Сейчас в морских пунктах пропуска практически нет бумаг. Работа ФТС и других федеральных органов исполнительной власти и контролирующих органов направлена на перевод всех процедур в плоскость электронного взаимодействия. В частности, судовое дело ведется таможней преимущес-твенно в электронном виде. Это ускоряет и упрощает взаимодействие», – говорит П.Поляков.

За единство правоприменения!

Уже упоминавшийся портал «Морской порт» должен стать основой для «единого окна» взаимодействия участников ВЭД, морских перевозчиков, операторов морских терминалов и всех контролирующих органов. Активное содействие ФТС России в усовершенствовании системы, повышении эффективности ее работы также оказывает АСОП, давая свои предложения по доработке программного средства.

Еще в 2016 году вышло распоряжение Правительства РФ №1981-р, в соответствии с которым ФТС, ФСБ, Россельхознадзор и Роспотребнадзор должны использовать портал для получения сведений о грузах, проходящих контроль в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ. Как сообщили корреспонденту журнала «Морские порты» в ФТС, уже сейчас надзорные органы коллективно используют пакет документов на водное судно и перемещаемые им товары, который заинтересованное лицо однократно подает в таможенную службу.

«Пакет документов становится доступен всем участникам процесса оформления судов в рамках имеющихся полномочий, что позволяет исключить необходимость представления участниками ВЭД документов в каждый из органов. Решения государственных органов доводятся до заинтересованных лиц в электронной форме», – рассказали в пресс-службе ФТС.

Но, как показывает практика, не всегда можно описать правила в нормативном акте. Нужно еще и объяснить всем структурным подразделениям надзорных органов на местах, как именно их нужно применять. По словам председателя Комитета АСОП по коммерческо-правовым вопросам, чаще всего компании – члены Ассоциации жалуются на разницу в правоприменительной практике в разных регионах: не всегда одни и те же нормативные документы трактуются одинаково.

Поэтому одной из основных задач АСОП в данной сфере является выравнивание правоприменительной прак-

тики и создание равных условий для всех участников процесса. Эта же задача стоит перед Постоянной комиссией по совершенствованию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска при экспертно-консультационном совете ФТС России. «Главным инструментом здесь являются официальные обращения в федеральные органы исполнительной власти. Мы направляем запросы и просим определить толкование тех или иных норм. Это, наверное, самый эффективный инструмент. Иногда мы обращаемся к регулятору и просим рассмотреть возможность внесения изменений в те или иные нормативные акты, если это необходимо», – пояснил представитель АСОП.

К сведению

Информационные ресурсы ФТС России включают в себя 69 баз данных и 81 программное средство. На сегодня 99,9% таможенных деклараций оформляются в электронном виде. Для их оперативной обработки и выпуска по всей России разворачивается сеть электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД).

Всего в России к концу 2020 года будет создано 16 ЦЭД. Это специализированные таможенные органы, чья компетенция ограничивается декларированием товаров исключительно в электронной форме. Все операции, при совершении которых требуется непосредственный контакт сотрудника таможенной службы с участником ВЭД или товаром, по-прежнему будут закреплены за таможенными органами фактического контроля.

ЦЭДы делятся по территориальному признаку, по видам транспорта и товара. Три морских (Владивостокский, Новороссийский и Балтийский) уже действуют. Владивостокский ЦЭД обрабатывает электронные декларации на товары, перемещаемые судами через порты Дальневосточного федерального округа, Новороссийский ЦЭД собирает декларации на товары, ввозимые через порты Южного федерального округа, а Балтийский ЦЭД отвечает за электронное декларирование грузов, перевозимых через морские порты Северо-Западного федерального округа.

Морские порты №7 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России