Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве - Морские вести России

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

10.12.2015

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувствителен к изменениям таможенного законодательства. Ощутив на себе вызванные этими изменениями «сюрпризы» в виде усложнения таможенных процедур и роста расходов на перевозки между областью и остальной территорией России в преддверии принятия Таможенного кодекса Евро-Азиатского экономического союза (ТК ЕАЭС) транспортный бизнес региона решил последовать принципу «болезнь легче предупредить, чем лечить». Чтобы заранее выяснить, насколько проект нового документа учитывает специфику региона, и получить возможность в течение будущего года предложить необходимые изменения в готовящийся законодательный акт, калининградские транспортники инициировали проведение круглого стола на тему «Перспективы развития транспортно-логистического комплекса Калининградской области в контексте вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза».

Галина Музлова

В заседании за круглым столом, который состоялся в Калининграде 11 декабря 2014 года, приняли участие представители Правительства Калининградской области, Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП), Союза промышленников и предпринимателей, Калининградской областной таможни, а также регионального бизнес-сообщества. Специальными гостями круглого стола стали члены Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – Елена Сафонова, советник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения товаров и Сергей Соколов, консультант отдела таможенных операций и таможенного контроля.

Заместитель председателя Правительства Калининградской области Михаил Плюхин в приветственном слове отметил, что  на территории региона располагается более 20-ти пунктов пропуска – своего рода «узких мест» при ввозе и вывозе товаров, что заставляет уделять вопросам транспортного сообщения с основной территорией России и с другими странами повышенное внимание. «Хоть при создании ЕАЭС и разработке проекта нового ТК уже учтены многие нюансы, связанные с Калининградской областью, наблюдаемые сегодня изменения внешнеэкономической конъюнктуры и политических условий существенно влияют на сроки оформления и доставки грузов, что заставляет искать новые механизмы для оптимизации этих процессов», – сказал он.

Министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Чемакин, открывая заседание сказал, что любой кодекс союза государств – это всегда компромисс между разными взглядами на развитие экономик этих государств. Он призвал региональное бизнес-сообщество тщательно следить за тем, чтобы в результате компромисса некие нормы законодательства в сфере транспортного сообщения не  коснулись Калининградской области. Д. Чемакин также выразил надежду на возможность появления в новом ТК норм, касающихся транспортного сообщения, контейнерного сообщения и упрощения таможенного оформления, которые будут способствовать развитию региона, а не ухудшать состояние его экономики.

 

Региональные особенности в рамках приложений

Министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова в своем выступлении подчеркнула, что вопросы таможенного регулирования для области являются региональными, несмотря на то, что находятся в полномочии федеральных органов власти и наднациональных структур. В связи с тем, что из Калининградской области все особенности документа лучше видны на практике, она предложила включить областное правительство в перечень сторон, согласующих текст проекта нового ТК. Она также предложила ряд организационных мер, направленных на подключение сотрудников профильных региональных министерств и экспертов калининградских деловых кругов к работе над проектом ТК ЕАЭС в российской национальной делегации переговорщиков.

А. Кузнецова также обратила внимание участников мероприятия на моменты, которые не до конца отрегулированы с точки зрения особенностей функционирования Калининградской особой экономической зоны (ОЭЗ). В частности, проект нового ТК не предусматривает заключений о статусе товара как о форме документов, подтверждающей происхождение товара, в связи с чем в условиях действующего режима ОЭЗ могут возникнуть сложности с проведением таможенных процедур.

Также министр выразила обеспокоенность тем, что положения нового ТК, имеющие отношение к особенностям региональной экономики, содержатся не в базовой части документа (в статье или главе), а в приложениях (Приложение №2 «О перемещении товаров между Калининградской областью и остальной частью таможенной территорией союза» и Приложение №3 «Особенности применения таможенных процедур свободных таможенных зон на территориях особых экономических зон, созданных по территориальному принципу»).

«Приложения обычно более подвержены компромиссам, усечениям и изменениям, поэтому наш интерес состоит в том, чтобы переместить положения, затрагивающие Калининградскую область, в основную часть текста документа и оформить их в виде отдельной главы», – сказала А. Кузнецова. В ответ на это замечание Сергей Соколов, консультант отдела таможенных операций и таможенного контроля, возразил, что приложения к ТК ЕАЭС являются неотъемлемой и полноправной частью текста документа. По его мнению, собранные в рамках приложений нормы регулирования перемещения товаров между Калининградской областью и остальной территорией ЕАЭС более удобны с точки зрения практики  взаимодействия и совместной работы регионального бизнес-сообщества и таможенных органов.

В основной части доклада С.Соколов рассказал, как построен переговорный процесс при подготовке ТК, остановился на основных положениях проекта кодекса, таких как приоритет электронного декларирования, возможность автоматической регистрации и выпуска декларации на товары, оптимизация предварительного информирования, принцип «одного окна» и других, обозначил цели стран-членов ЕАЭС в сфере таможенного регулирования.

«Задача ЕЭК и стран-членов союза – создать современный, комплексный и прозрачный документ, учитывающий основные международные конвенции и заключенные ранее соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном в этой сфере», – сказал он. Подводя итоги выступления, С. Соколов заметил, что вступивший в силу в 2010 году ТК Таможенного союза (ТС) работал без сбоев, эксперт выразил надежду, что с новым ТК будет то же самое.

 

Учесть специфику бизнеса эксклава

Директор Калининградского филиала ЗАО «Лукойл-Черноморье» Ирина Полякова в своем докладе остановилась на проблемах  бизнеса  эксклавного  региона, требующих разрешения при принятии ТК ЕАЭС. В частности, она обозначила проблему торговых отношений области с другими регионами России: «Являясь внутригосударственными по сути, эти отношения сопровождаются таким таможенным администрированием, которое превращает их во внешнеторговые, что закономерно снижает их конкурентоспособность и привлекательность».

Согласно ее оценке, эксклавная экономика не получила никакого положительного эффекта от унификации таможенного законодательства ТС, многие положительные моменты работы калининградского бизнеса, наработанные в предыдущие периоды, не нашли отражения в новом законодательстве. В подтверждение своих слов она привела пример проекта соглашения, в котором были предложены механизмы, выравнивающие условия использования товаров в рамках единой таможенной территории, который был разработан уже после вступления в силу ТК ТС, но так и не был принят.

И. Полякова выразила надежду, что при подготовке к вступлению в силу ТК ЕАЭС будут учтены все имеющиеся разработки, что поможет сделать новый документ полным, емким, точным и прогрессивным. Особое внимание, по ее мнению, следует уделить упрощению транзитных процедур, особенно при перемещении товаров внутри ЕАЭС, гибкости и многовариантности применения таможенного транзита. И. Полякова уверена, что эти меры позволят калининградскому бизнесу, в том числе транспортному, существенно сократить затраты и перейти к эффективному хозяйствованию.

Кроме того докладчик обратила внимание на тот факт, что в Приложении №2 проекта ТК в основном фигурирует понятие «ОЭЗ», а не «территория Калининградской области». «Такая формулировка вызывает много опасений. Ведь по сути это полумера только на ближайшие годы, а когда ОЭЗ прекратит существование на территории Калининградской области, то и Приложение в отношении перемещаемых товаров перестанет действовать», – пояснила она.

По словам И. Поляковой, заложенные в этом Приложении нормы должны сохраниться для эксклавного региона вне зависимости от того, есть здесь ОЭЗ или ее нет, то есть либо эти положения должны быть перенесены в общие положения ТК, либо ОЭЗ в названии этого Приложения должно быть изменено на «территория Калининградской области». В заключение директор филиала «Лукойл-Черноморье» пообещала, что деятельность рабочей группы по отстаиванию интересов калининградского бизнеса в ходе доработки проекта ТК ЕАЭС будет продолжена.

 

Оформление паромных грузов и нормы судовых припасов

Генеральный директор ООО «Транс-Эксим» и президент Ассоциации морских агентов и экспедиторов Юрий Пятанов обратил внимание на существующий режим таможенного оформления грузов, следующих паромами по маршруту Балтийск – Усть-Луга. Грузы, перемещаемые по этому маршруту, в обязательном порядке проходят процедуру оформления таможенного транзита, притом что при перемещении между российскими пунктами отправления и получения товары такой процедуры не требуют.

«Разработчики нового ТК не учли положения, касающегося перемещений товаров на установленных морских паромных линиях, которые осуществляются из одного пункта в другой в пределах территории России через территориальные воды иностранного государства, хотя проект такого положения был разработан и предложен. Очень жаль, что этот момент упущен при разработке нового документа. Мы уже два года бьемся за отмену излишнего контроля и устранение административных барьеров, и будем настаивать на закреплении этого положения в ТК ЕАЭС», – отметил Ю. Пятанов.

Также он обратил внимание сотрудников аппарата ЕЭК на отсутствие в проекте ТК точных норм, регулирующих припасы на морских судах (бункерное топливо, масло, алкоголь, табак и др.). По мнению Ю. Пятанова, правовая неопределенность в этом вопросе служит благоприятной средой для коррупционных проявлений со стороны сотрудников таможенных органов. «К сожалению, в проекте нового ТК мы вновь видим общие фразы типа «комиссией могут определяться количественные нормы отдельных категорий товаров», которые не изменят существующего положения вещей. Решить проблему можно лишь четко прописав в ТК перечень судовых припасов и их нормы», – считает гендиректор «Транс-Эксима».

 

Контейнерные коллизии

Генеральный директор ЗАО «Линии Манн» Андрей Барков сосредоточил внимание участников круглого стола на весьма острой для калининградского транспортного комплекса проблеме временного ввоза иностранных контейнеров на территорию ТС, которая неразрывно связана с проблемой контейнерного транзита. По его словам, в портах стран Балтии в настоящее время большая часть контейнерного грузооборота приходится на импорт в Россию, причем отток контейнеров из порта Калининград во многом обусловлен нерешенными вопросами по обеспечению условий временного ввоза иностранных контейнеров на территорию Калининградской области.

«Действующий ТК ТС относит контейнеры к категории транспортных средств международных перевозок (ТСМП), однако Калининградская областная таможня препятствует оперированию контейнерами как ТСМП, – отметил А. Барков. – Для нас это принципиальный вопрос, ведь если бы иностранные контейнеры признавались как ТСМП, то их временный ввоз к нам разрешался бы без помещения под процедуру таможенного оформления, а это в свою очередь позволило бы нам более гибко использовать железнодорожный или автомобильный виды транспорта для дальнейшего перемещения контейнеров на основную территорию России».

По словам гендиректора «Линий Манн», не достигнуто взаимопонимания транспортников с областной таможней и на предмет  понятия «внутренняя перевозка»: «Часто от представителей Калининградской таможни можно услышать фразу типа «контейнеры допущены к импорту на Москву», но ведь контейнер затарен и растарен на территории одной и той же страны, а значит, это внутренняя перевозка, право на которую однозначно прописано в Стамбульской конвенции». А. Барков полагает, что следует закрепить право транспортных компаний региона на использование иностранных порожних контейнеров, которые закончили импортную перевозку на территории Калининградской области, для единственной внутренней перевозки, разрешенной Стамбульской конвенцией.

«Из российских операторов на территории нашей области представлен только «Трансконтейнер», у которого порожних контейнеров практически не бывает. Вместе с тем терминалы в Балтийске и Калининградском морском торговом порту располагают достаточным количеством порожних контейнеров, которые можно использовать для перевозок продукции калининградских производителей на остальную часть территории России и стран ЕАЭС», – сказал он.

Докладчик также напомнил, что временный ввоз российских контейнеров не контролируется ни в одном российском порту, кроме Калининграда, и на эту тему год назад уже была проведена рабочая встреча Минтранса, ФТС и Правительства Калининградской области, где прозвучала рекомендация убрать излишнее, по сравнению с другими портами, администрирование временного ввоза контейнеров в Калининграде. Но, несмотря на это, никаких действий предпринято не было и ситуация остается прежней. «Мы не просим полной амнистии для временного ввоза иностранных контейнеров, но давайте не забирать те возможности, которые у нас есть», – подчеркнул А. Барков.

Оценивая новые возможности для временного ввоза иностранных контейнеров в связи с перспективой введения ТК ЕАЭС, гендиректор ЗАО «Линии Манн» отметил, что в проекте документа вновь видны ущемления условий для контейнерных перевозок. «Во внутренних перевозках разрешены  только железнодорожные и автомобильные транспортные средства, а контейнеры во внутренних перевозках снова не фигурируют», – констатировал он. Чтобы избежать подобных неясностей и излишнего администрирования при временном ввозе иностранных контейнеров, А. Барков предложил в новом ТК изменить подход к определению контейнера: рассматривать его не как транспортное средство, а вывести в отдельное понятие, условно обозначив его как «тару» многократного использования с идентификационным номером. Его выступление вызвало оживленную полемику в первую очередь со стороны представителей аппарата ЕЭК. В ответной реплике Сергей Соколов сообщил, что ЕЭК предложила странам-членам именно такой подход, но не встретила с их стороны понимания.

По итогам круглого стола был подготовлен проект резолюции, учитывающей поступившие предложения. Для их анализа и доработки пока есть время, поскольку подписание проекта нового ТК запланировано на конец 2015 года, и все заинтересованные стороны еще имеют возможность оказать влияние на формирование этого законодательного акта.

 

Морские порты №10 (2014)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России