Пионеры таможенных технологий - Морские вести России

Пионеры таможенных технологий

16.07.2014

Таможня

Владивостокская таможня входит в состав самого крупного по занимаемой территории управления – Дальневосточного таможенного управления. Зона ответственности таможни охватывает Надеждинский район Приморского края, города краевого подчинения Артем и Владивосток, акваторию вод территориального моря РФ, омывающего берега вышеперечисленных административных образований. Владивостокская таможня совершает таможенные операции в отношении грузов, следующих морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. В регионе деятельности таможни функционируют 2 пункта пропуска через государственную границу РФ: морской пункт пропуска (торговый порт, рыбный порт) и воздушный пункт пропуска – «Аэропорт Владивосток (Кневичи)».

Виктор Холичев, Начальник Владивостокской таможни

Международная торговля является важнейшим фактором развития любого государства. Все страны стремятся наращивать объемы мировой торговли, что предопределяет ее динамичность и, как следствие, увеличивает количество товаров, перемещаемых через таможенные границы. В сложившихся условиях таможенные органы выступают в роли главных регуляторов внешней торговли, что обусловлено стоящими перед ними задачами и разнообразием выполняемых функций.

Владивостокская таможня благодаря высоким результатам своей деятельности занимает одно из ведущих положений в Дальневосточном регионе. По результатам 2012 года она находится на втором месте по объему грузооборота, уступая лишь Сахалинской таможне, лидирует по количеству выявленных административных правонарушений и находится в первой десятке российских таможен по декларационному массиву, перечисляя в федеральный бюджет более половины таможенных платежей Дальневосточного таможенного управления.

 

Совершенствование администрирования

Современный период развития Владивостокской таможни характеризуется непрерывным обновлением и модернизацией, поскольку таможенное администрирование в своем развитии балансирует между двумя тенденциями: необходимостью осуществления должного контроля для обеспечения безопасности общества и государства, с одной стороны, и содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей – с другой.

Существующие возможности Владивостокской таможни позволяют достаточно успешно решать эти две задачи, однако все более динамичное развитие мировой торговли, информационных технологий требует выхода на новую, качественно иную ступень. Кроме того, «Стратегия развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» диктует необходимость непрерывного развития таможенных технологий и постоянного поиска путей повышения качества таможенного регулирования и администрирования.

Учитывая специфику пунктов пропуска, функционирующих в зоне деятельности Владивостокской таможни, центральное место в рамках приоритетных направлений развития таможни занимает вопрос упрощения и оптимизации контрольных процедур и сокращения времени их осуществления в морских портах.

Проведенный в августе 2012 года анализ позволил определить, что средний срок нахождения ввезенных товарных партий в морском порту Владивосток с момента прибытия морского судна в порт до вывоза товаров за пределы порта составлял 13,1 календарных дней. В условиях, когда сокращение сроков совершения таможенных операций рассматривается в качестве основного вектора модернизации таможенной службы, становится очевидной необходимость оптимизации процессов совершения таможенных операций с экспортно-импортными грузами в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ.

В рамках работы по улучшению технологии обработки товаров в порту с целью взаимной координации действий таможенного органа и операторов портового терминала приказом Владивостокской таможни от 11.03.2013 г. №206 была создана рабочая группа, в которую помимо должностных лиц таможни вошло руководство ОАО «Владивостокский морской торговый порт», а также руководители основных департаментов порта.

Во взаимодействии всех участников технологического процесса перевалки грузов удалось достичь достаточно высоких результатов в плане улучшения качества совершения таможенных операций и сокращения времени непроизводительных простоев товаров, морских судов, железнодорожного подвижного состава, автомобильного транспорта в морском порту.

 

Предварительное информирование упрощает процедуры

В настоящее время во исполнение Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, реализуемой в таможенных органах, во Владивостокской таможне продолжается внедрение технологии предварительного информирования с использованием сети Интернет на морском транспорте. Благодаря данной технологии перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо может представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.

Предварительное информирование на морском транспорте применяется в работе двух таможенных постов Владивостокской таможни – Первомайского таможенного поста и таможенного поста Морской порт Владивосток. Для обработки поступающих пакетов предварительной информации в таможне используется комплексное программное средство «Морской пункт пропуска».

На таможенном посту Морской порт Владивосток работа с новой технологией идет активнее. С января по декабрь 2012 года на пост поступила предварительная информация по более чем 20 морским судам разных перевозчиков – 79 пакетов, а за период с начала 2013 года – уже более 150. На Первомайском таможенном посту предварительное информирование суда использовали только более 40 раз. Между тем, введение обязательного предварительного информирования на морском транспорте планируется осуществить уже в 2014 - 2015 годах, поэтому у перевозчиков и судовладельцев остается не так много времени, чтобы оценить преимущества новой технологии и взять ее на вооружение.

Анализируя предварительную информацию, представленную перевозчиком или иным заинтересованным лицом, таможенный орган имеет возможность принять предварительные решения. В случаях, когда  предварительная информация полностью совпадет с информацией, представленной перевозчиком при прибытии, должностное лицо таможенного поста формализует ранее принятое решение, придавая ему юридически значимый статус. Такая проверка занимает несколько минут, что позволяет морскому судну незамедлительно после прибытия встать к причалу порта и начать грузовые работы. До применения технологии предварительного информирования время совершения операций по прибытию морского судна составляло около 4 часов, после начала ее применения непроизводительные простои значительно сократились.

Как показывает практика, в развитии института предварительного информирования применительно к перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза морским видом транспорта заинтересованы все звенья логистической цепи. Так, экспортеры и импортеры минимизируют риски, связанные с существующими запретами и ограничениями на ввоз товаров, поскольку имеют возможность сокращать затраты, связанные с проведением таможенных операций на этапе временного хранения. Перевозчики могут добиться сокращения коммерческих рисков, возникающих в связи с обязанностью представлять документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров.

Предоставление предварительной информации оптимизирует и работу стивидоров по выгрузке или перегрузке товара, прибывающего на таможенную территорию Таможенного союза. Оператору морского терминала координация действий между таможней и морским портом позволяет осуществлять эффективное планирование своей деятельности, не допуская простоя бригад докеров и портового оборудования. То есть использование данной технологии сокращает время выгрузки товара и уменьшает затраты участников ВЭД на указанные операции внутри портов.

В свою очередь, таможенный орган может заблаговременно получить полную информацию о перевозимых партиях товара. Это позволяет повысить качество таможенного контроля; принимать предварительные решения по организации таможенного контроля (в том числе о документальном контроле прибытия транспортного средства международной перевозки), осуществлять некоторые таможенные операции до прихода судна; использовать полученные электронные документы для упрощения и ускорения формирования различных отчетов.

 

Расширение электронного документооборота

Наряду с развитием предварительного информирования, расширение электронного документооборота в отношении товаров, ввозимых в морских контейнерах через морской порт Владивосток, и, как следствие, снижение времени совершения таможенных операций происходит за счет взаимодействия таможни и владельцев складов временного хранения (СВХ). С начала 2013 года во Владивостокской таможне автоматизировано информирование лица, осуществляющего временное хранение товаров, посредством отправки электронных сообщений о факте принятия таможенным органом решения, допускающего выдачу товаров и их вывоз из места временного хранения.

Сегодня в зоне деятельности таможенного поста Морской порт Владивосток 100%-ный электронный документооборот организован с 21 владельцем СВХ и 9 постоянными зонами таможенного контроля, оформлено более 60 тыс. документов отчетности. При взаимодействии с Первомайским таможенным постом по системе представления электронных документов отчетности оформлено более 30 тыс. документов.

Стоит отметить, что переход на электронный документооборот в этой сфере сократил время нахождения товаров в морском порту в среднем на 5-6 часов. Ранее это время было необходимо для перевода решения таможенного органа о выпуске на бумажный носитель, доставки этого носителя в порт и ввод сведений с бумажных носителей в автоматизированную систему порта.

Автоматизация таких процессов позволяет порту не только увеличить скорость выдачи товаров, но и организовать дистанционный онлайн-сервис для получателей товаров, избавив их от необходимости прибывать в клиентский отдел для предоставления документов о выпуске товаров, поскольку передача сведений о выпуске декларации на товары на сегодняшний день полностью автоматизирована.

Необходимо отметить, что в виду оптимизации потоков информации в морских пунктах пропуска и, как следствие, совершенствования процессов совершения таможенных операций изменен алгоритм поступления информации в отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами о срабатывании системы «Янтарь». В результате этого удалось сократить время совершения операций по таможенному контролю в отношении таких товаров с 48 часов до 12 часов.

Кроме того, изменена схема документооборота между таможней и морским портом при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, прибывающих из порта Восточный. Это позволило заинтересованным лицам получать необходимые документы в течение 2-3 часов (раньше - 3-4 часа) с момента выгрузки конкретного контейнера и в целом уменьшить общее время на данном этапе с 26 до 7 часов.

Таким образом, работа по совершенствованию таможенного администрирования во Владивостокской таможне идет непрерывно. Применение современных информационных технологий в морских пунктах пропуска позволяет ускорить и упростить совершение таможенных операций, что обеспечивает всемерное содействие торговле, а также создает оптимальные условия для минимизации угроз экономической и национальной безопасности общества и государства.

 

Морские порты №7 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ