Усталость: зри в корень - Морские вести России

Усталость: зри в корень

01.10.2021

Безопасность мореплавания

Усталость: зри в корень

Фридрих Ницше писал: «Каждого человека можно настолько утомить и обессилить беспокойствами, страхами, накоплением труда и мыслей, что он уже не может противостоять делу, которое имеет вид чего-то сложного, а уступает ему, – это хорошо знают дипломаты и женщины». В современном мире, когда размеренная жизнь человека стала редкостью, 20% населения планеты страдают от постоянного утомления. По мнению медиков, мир накрыла волна эпидемии усталости. Поэтому, говоря о дипломатах и женщинах, Ницше поэтизировал ситуацию. В современных условиях проблема усталости вышла далеко за рамки отдельных профессий.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Артур Григорьев, инженер-механик судовых ядерных энергетических установок, директор по развитию ООО «РТС»

От усталости страдают многие, но особая опасность от последствий усталости проистекает от специалистов, которые принимают ответственные управленческие решения, в том числе в транспортных отраслях. В зоне риска находится и морской флот.

В морских профессиях влияние фактора усталости претерпело существенные изменения. Морская профессия во все времена была сложной. В прежние времена преобладали физические нагрузки, а следовательно физическая усталость. Это наглядно иллюстрирует поговорка: «Раньше суда были деревянные, а люди – железные, теперь суда стали железными, а люди – деревянными». За счет внедрения современных технологий профессия моряка стала более доступной, но не простой. Сегодня акцент сдвинулся в сторону эмоциональных и психических нагрузок. На человека, принимающего управленческое решение, действует вся совокупность факторов его психоэмоционального состояния, грани между которыми весьма условны. В качестве обобщенного термина, поясняющего высокую аварийность, используют «человеческий фактор», одной из составляющих которого и является утомление.

Так что же утомляет моряков, несущих вахту и призванных принимать управленческие решения? Прежде всего следует разобраться с терминологией. Выше уже прозвучали термины «усталость» и «утомляемость».

В агни-йоге сказано: «Никакое слово не передаст необъятность». Поэтому, не претендуя на полноту термина Fatigue, применяемого в документах ИМО, обратимся к его переводу на русский язык, который в числе еще четырех других языков является рабочим языком этой организации.

Английское слово Fatigue на русский язык переводится как «усталость», «утомление», «утомляемость». Термин Fatigue, который применяется в документах ИМО, на русский язык перевели как усталость. А между понятиями «усталость» и «утомление» есть существенная разница.

«Усталость – это естественное кратковременное состояние, вызванное только что проделанной работой. Независимо от количества выполненной работы, усталость приятна, она вызывает положительные эмоции, подъем духа. Усталость – обязательное условие существования и развития организма. Самый грамотный труд – труд в границах усталости» [Акимов И.А., Клименко В.В. «О мальчике, который умел летать, или путь к свободе»].

А вот «утомление» – это уже долговременное состояние, которое вызвано чрезмерной физической или умственной нагрузкой, в результате чего в мыслящем теле намечаются процессы разрушений в психике. По мнению специалистов, в первую очередь от утомления начинает страдать оперативная память: «миллеровский кошелек» сжимается, то есть вместо 7±2 единиц запоминания информации усваивается намного меньше – эта способность резко падает.

Утомление – это пороговое состояние, которое «в любой момент может перейти в переутомление, при котором мыслящее тело балансирует на грани нормы и патологии. Малейший толчок – и начинается лавинообразное поражение органов и систем. Это уже болезнь».

Коварность утомления заключается в том, что оно «не имеет лица». Человек может годами находиться под его гнетом и даже не подозревать об этом. Незавершенные дела (нарастание «снежного кома»), дефицит энергии даже при малом объеме работы могут быть косвенными признаками утомления.

Таким образом, главная задача как самих моряков, так и администрации судна заключается в сохранении работоспособности человека и в отслеживании порогового состояния его психики. Человек в состоянии утомления не может иметь полноценного отдыха, и как результат – обрывочные сновидения. Не случайно одна из картин Сальвадора Дали так и называется «Сон разума рождает чудовищ». На морском флоте в том числе и от исполнения Правила 5 «Наблюдение» МППСС-72 напрямую зависит безопасность мореплавания. Следует помнить, что наблюдение как психологический процесс зависит от восприятия. Само по себе восприятие – это уже сложный процесс, зависящий от многих факторов, но в состоянии сильного утомления восприятие приобретает гипертрофированные формы. Вполне закономерно, что наиболее правильно человек воспринимает окружающую ситуацию, когда он бодр.

Оставив тривиальные рекомендации Резолюций ИМО, обратимся к учению агни-йоги, где сосредоточена суть проблемы: «Говорят, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят ленивые и неподвижные люди.

Поймите: труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, – и никакая усталость недоступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Конечно, подразумевается большая подвижность, которая развивается сознательным опытом».

При анализе вышесказанного напрашивается вывод. В судовых условиях одним из ключевых факторов, способствующих нарастанию утомления, является неправильное распределение труда. В чем оно выражается? Прежде всего, обилие бумажной работы. По данным опроса ИМО, 34,1% (второе место в рейтинге, на первом месте продолжительность контрактов – 67,6%) моряков считают обилие бумажной работы одним из факторов, делающих профессию моряка непопулярной, а по данным опроса среди слушателей курсов повышения квалификации в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – это все 100% (участвовали 41 человек).

Казалось бы, одна из основных причин, оказывающих существенное влияние на возникновение и нарастание утомляемости, четко выявлена – наплыв информации, которой человек неподготовленный не способен управлять, в то время как со стороны береговых структур судоходных компаний, и не только их, поступает вал информации, перегруженной спамом. В условиях, когда человек находится на грани или за гранью утомления, спам способствует еще большему утомлению.

Ведение многих судовых документов не имеет никакого отношения к безопасности мореплавания. Важно не оградиться бумагой, важно выполнить действия, направленные на обеспечение безопасности мореплавания. Сегодня при проверках преобладает контроль «бумажной безопасности», на обеспечение которой направлен доказательный вектор судоходных компаний. Стремление предусмотреть «всё и вся», документы МКУБ и СУБ изобилуют деталями, которые зачастую становятся ловушками для самой же компании. Вот пример такой ловушки. В документах СУБ компании сказано, что при следовании в узкостях дискретность определения места судна не должна превышать 10 минут. Во время очередной проверки выявлено, что это правило нарушено. Судовая администрация пояснила, что в это время судно расходилось с другим судном, поэтому интервал времени между определениями составил 15 минут. На это проверяющий «резонно» заявил: но ведь СУБ составляла сама компания. В результате было выставлено несоответствие исполнения требований СУБ.

Для «культуры уступчивости», которая пришла на смену «культуре безопасности», – со слов генерального секретаря ИМО Уильяма О’Нила, которые он озвучил в 1995 году, – характерной особенностью стала декомпозиция, когда вместо четких и лаконичных формулировок начались деления целого на части, например, РШС-89 трансформировался в ПДНВ с его компетенциями. Декомпозиция ведет к дезорганизации и разрушению, что фактически и признал У. О’Нил.

В отношении утомления гораздо разумнее контролировать, чтобы, с целью обеспечения безопасности мореплавания, труд находился в границах усталости, что соблюсти в судовых условиях крайне сложно, и причин тому множество.

В документе ИМО сказано: «Продолжительное плавание, вероятно, является утомительным, что предъявляет повышенные требования к бдительности и вниманию моряка». Там же говорится, что «согласно статистике, собранной корейским трибуналом по безопасности на море с 2010 по 2014 год, 82,8% морских аварий были вызваны эксплуатационной небрежностью. Эксплуатационная халатность была вызвана чрезмерной нагрузкой и накопившейся усталостью» [Sub-Committee on Human Element, Training and Watchkeeping. 4th Session Agenda Item 8 HTW 4/INF.5. 24 November 2016. Revision of the Guidelines on Fatigue].

Употребление слова «вероятно» в официальном документе звучит кощунственно. Ибо отдых заповедован: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему» [Ветхий Завет. Исход 20:8–11].

Миру грозит эпидемия усталости

В 1935 году в статье «Безумия» Н.К. Рерих приводит слова профессора Гарри М. Джонсона из Университета штата Виргиния: «Если вы устали – вы безумны». По результатам семилетних исследований в Институте Мелон профессор высказывает мнение: «Усталый человек выкажет характерные симптомы той или иной формы безумия и не всегда в малой степени».

Далее приводятся симптомы утомления: «неповоротливость, невнимательность, расстройство речи, провалы памяти, упрямство и болезненное упорство, галлюцинации, потеря сознания, блуждание и припадки гнева – все это обычные симптомы усталости, если даже они начинаются в небольшой постепенности. После хорошего сна усталый человек освобождается от этих симптомов и часто восстанавливается. Но бывает, что и сон вовсе не устанавливает нормальное равновесие. Может случиться, что следствием окажутся новые виды ненормальности, и человек впадает в бездеятельность, нечувствительность, подавленность и остается апатичным ко всему, без всякого интереса и внимания, и даже не может предпринимать какие-либо работы в его собственной профессии. Такое состояние может продолжаться несколько часов, а то и несколько недель».

Вышесказанное подтверждается мнениями моряков. К признакам умственной усталости относятся ошибки в определении расстояния, скорости, времени, снижение объема внимания («миллеровский кошелек»), и, наконец, утомление ведет к неправильному пониманию ситуации и даже к нежеланию считаться с опасностью.

На рисунке приведена выдержка из Рекомендаций ИМО по «Минимизации и борьбе с усталостью» (MSC/Circ. 1014), и это далеко не полный перечень причин, приводящих к усталости.

Контроль усталости (Revision of the Guidelines on Fatigue). Кодекс ПДНВ правило VIII/1 – требования к Администрациям в отношении обеспечения годности к выполнению обязанностей лиц, несущих вахту.

Переходя границы усталости, человек попадает в область утомления, которое способно аккумулироваться. В результате утомление переходит в переутомление, которое перерастает в профессиональное психическое выгорание.

Меры по снижению утомляемости

В статье «Меры, которые могут способствовать снижению влияния усталости» сказано: «Важно отметить, что в новых рекомендациях судовладельцы настаивают, чтобы был сделан акцент на том, что усталость могут вызвать причины, имеющие отношение ко всем аспектам судоходства, а не только из-за того, что моряки не соблюдают правил, предписанных режимом труда и отдыха» [Seafarers Journal (12.02 2017)].

Так уж повелось, что во всех бедах в конечном счете виновен капитан. На это направлен весь перечень документов, предусматривающий ответственность за обеспечение безопасности мореплавания.

Проявление длительного влияния утомления приводит к деградации человеческой личности, выражающейся в замедлении физических и психических рефлексов и/или ухудшении способности принимать адекватные управленческие решения, т.е. утомление оказывает влияние на разум, эмоции и тело, именно те составляющие, которые задействованы в принятии решений.

Несомненно, что все заинтересованные стороны должны быть внимательны к факторам, которые способствуют нарастанию утомления, и прилагать усилия по смягчению рисков, связанных с утомлением, и управлению ими.

Утомление изначально должно быть под контролем. Этот процесс должен быть протяженным во времени. Тестирование на предмет утомляемости должно проводиться регулярно, результаты тестирования следует анализировать и формировать индивидуальный график реадаптации организма. Вероятно, у кого-то этот уровень постоянно будет ниже некоторой установленной нормы, поскольку он (уровень) будет определяться как физиологией, так психологией личности. При этом важно контролировать периоды (периодичность) возникновения состояния утомляемости в различных жизненных ситуациях, поскольку быстрая утомляемость во время несения вахты – опять же в различных условиях плавания – может существенно повлиять на безопасность мореплавания.

Косвенно об этом можно судить по результатам опроса моряков, обучающихся на курсах повышения квалификации ГМА имени адмирала С.О. Макарова. Опросы показали, что некоторые моряки предпочитают океанские (длительные) переходы, которые дают возможность отдохнуть в рейсе (при условии спокойной погоды), а другие, наоборот, предпочитают короткие переходы. Динамика коротких переходов задает ритм, который не позволяет впасть в депрессивное состояние, опять же при условии гармонично заданного чередования часов работы и отдыха. Следует отметить, что на «коротком плече» чаще всего продолжительность контрактов короче почти вдвое. Предпочтение носит индивидуальный характер. Опять же, некоторые судовые операции, например швартовка судна, на судах, совершающих фидерные перевозки, проходят менее нервозно, поскольку задействованы навыки, которые перешли на уровень подсознания. Немалое значение имеет тот факт, что швартовки проходят в стандартных условиях, при этом динамика судна подчинена соразмеренным действиям капитана, в то время как на судах, совершающих трамповые рейсы, работают только общие навыки, которые подвержены более жесткому контролю со стороны обратных связей на уровне сознания, а это требует больших затрат энергии. И если запасы этой энергии истощились в процессе рейса, то риски возрастают.

Исследования австралийских ученых [Human Factor in the Maritime Doman] наглядно показывают, что суточное чередование часов вахт влияет на состояние аварийности, поскольку в утренние часы все жизненные силы организма человека находятся в самом уязвимом состоянии [Дженнифер Эккерман. «Краткая история человеческого тела»].

Самая трагическая судьба в истории гимнастики

Утомление способно переходить в переутомление, за которым следует профессиональное психологическое выгорание.

Советская гимнастка Елена Мухина стала знаменитой в одночасье. В 1978 году она выиграла абсолютное первенство мира. А через два года, готовясь к Олимпийским играм, она получила тяжелейшую травму, после чего 26 лет была прикована к постели.

В погоне за результатом тренеры тогда не знали, какой ценой давались эти тренировки Елене. Из ее интервью: «Выходя из гостиницы на тренировку, каждый раз задерживала взгляд на проезжающих мимо машинах, автоматически прикидывая: если броситься под колеса – успеет та затормозить или нет. Примерялась к карнизу за окном гостиничной комнаты и рассчитывала, как должна прыгнуть, чтобы было наверняка».

В разговоре журналистка, бравшая интервью, задала вопрос: «Почему не бросили гимнастику раньше?».

«Не знаю, – последовал ответ. – Я несколько раз видела свое падение во сне. Видела, как меня выносят из зала. Понимала, что рано или поздно это действительно произойдет. Я чувствовала себя животным, которое гонят хлыстом по бесконечному коридору. Но снова и снова приходила в зал. Наверное, это судьба. А на судьбу не обижаются».

Признаки утомления так же хорошо знакомы пилотам из The British Airline Pilots’ Association. В результате опроса 500 членов союза выяснилось, что 43% из них засыпали в кабине в полете, из них одна треть, проснувшись, обнаруживала, что другой пилот тоже спит.

Возможно, следует рассмотреть вопрос об ограничении плавания в акватории порта в утренние – предрассветные – часы?

Эффективная борьба с усталостью в морской среде требует всеобъемлющего и целостного подхода, как при проектировании судна, так и при распределении обязанностей на судне с целью смягчения последствий усталости и управлении ею. Эффективная стратегия управления усталостью начинается с определения требований к рабочей нагрузке и соответствия уровней укомплектованности персонала на судне. Сегодня на судах нет единого системного подхода к решению проблемы усталости. В компаниях проблемы усталости решаются по-разному. Например, в некоторых компаниях, после интенсивных судовых операций в порту, и после сложного выхода из порта, капитану дано право стать на якорь, и позволить экипажу полноценно отдохнуть перед предстоящим рейсом.

Предполагаемые меры по борьбе с усталостью:

Те, кто призывают к изменению старых правил, настаивают на том, чтобы новые были написаны более простым и понятным языком, а не в обычном для IMO официальном и сложном для понимания стиле.

Текст правил должен быть предельно простым, тем более что для многих моряков английский не родной язык.

Отрадно, что судовладельцы признают, что вносят свою лепту негативного влияния на вопросы безопасности мореплавания, связанные с утомлением моряков. Однако динамика по снижению утомляемости не свидетельствует о искренности судовладельцев. Экипажи на многих судах по-прежнему сокращенные, продолжительность рабочего дня так же остается 12–14 часов. Поэтому судовладельцы, принимая часть ответственности на себя, льют «крокодиловы слезы».

При этом не следует снимать ответственности с самих моряков. В советские времена кинофильмы на судах демонстрировали только в определенные дни и в определенное время, причем для вахты выделялось дополнительное время. Сегодня доступность Интернета позволяет заниматься просмотром фильмов в любое время, чем и пользуются многие моряки, что неблагоприятно отражается на их самочувствии, когда вместо ожидаемого расслабления наступает дополнительная порция утомления. Сказывается также тематика фильмов. Предпочтение отдается фильмам, которые ведут к перевозбуждению нервной системы, что укорачивает и без того малое время, отведенное на восстановление энергии. В прежние годы были популярны утренние «посиделки» в утренние часы после смены вахт в 04:00. Завтрак сдавших вахту порою затягивался до 6-7 часов утра.

Следовательно, для снижения утомляемости требуется контроль и самоконтроль как со стороны судовой администрации, так и самого моряка. Осознание коллективной ответственности способно существенно повлиять на эффективность сочетания труда и отдыха.

Ситуация с COVID-19 внесла существенные коррективы в судоходную отрасль. Стала затрудненной смена экипажей. Продолжительность контрактов в некоторых компаниях непроизвольно увеличилась, частью это связано с объективной ситуацией, а частью с лукавством, позволяющим сэкономить на этом.

Депрессия: японцы вылечат мир

За утомляемостью неумолимо наступает депрессия. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обеспокоены: депрессия стала болезнью, которая вышла на второе место по распространенности в мире после болей в спине. По мнению доктора Элизе Феррари из Университета Квинсленда: «Депрессию необходимо расценивать как мировую проблему первого порядка. Хуже всего ситуация в таких странах, как Афганистан или Сирия, где из-за военных действий все жители погружены в состояние психоза. Но и в странах со средним доходом депрессия до сих пор не признана заболеванием, что не дает ее лечить адекватным образом».

Поскольку депрессия относится к числу психических заболеваний, эксперты ВОЗ для борьбы с ней избрали план действий по ее лечению. Лечить предполагается по японским рекомендациям. По данным ВОЗ, Япония является страной, где достигнуты самые низкие в мире показатели общей депрессии. Эксперты полагают, что в недалеком будущем весь мир будет осваивать искусство оригами, бонсай, каллиграфии и фехтования кендо. Смена рода деятельности способна дать результаты.

Вот как это описывает Н.П. Бехтерева, жизненный путь которой с самого детства не был гладким: «Годы жизни в науке кое-чему научили меня, прежде всего тому, что хорошо знали ученые и раньше. Научили уходить в работу от мелких сложностей в жизни, садиться за письменный стол, чтобы отдохнуть, перейдя в другое измерение, недоступное житейскому» [«Магия мозга и лабиринты жизни»].

Писать для себя – давно известный способ борьбы с депрессивными состояниями.

Прострация

При рассмотрении вопросов утомляемости отдельного внимания заслуживает такое психическое явление, как прострация.

«Прострация (от лат. prostratio – угнетение, подавление) недостаточно четкое медицинское понятие, обозначающее крайнюю степень изнеможения, расслабленности, упадка психической активности. Возникает при тяжелых инфекционных заболеваниях, отравлениях...».

Несмотря на то что термин «прострация» является медицинским, он не имеет однозначной трактовки и может подразумевать разные понятия. Обычно речь идет о состоянии сильного оцепенения, заторможенности реакций, дезориентации. Человек выглядит очень подавленным, медленно говорит, неохотно движется, не проявляет никаких эмоций даже в ситуациях, на которые в других обстоятельствах реагирует очень эмоционально.

Состояние прострации чаще всего наступает при нервных срывах, внезапных шоковых ситуациях или срывах, стрессах, вызванных внезапным крушением жизненных планов или значимой потерей психического равновесия. При этом важно отличать прострацию от апатии или астении, к которым постепенно ведут повышенная утомляемость, сопровождающая многие заболевания.

Термином «прострация» часто пользуются в быту. Например, когда человек ставит сам себе диагноз: «Я в прострации», тем самым он стремится подчеркнуть, что он потрясен каким-то неожиданным известием и ему требуется время, чтобы прийти в себя. Такое состояние при определенных обстоятельствах может иметь негативные последствия, хотя и не всегда.

Если человек настолько задумался или замечтался, что не услышал, как к нему обращаются, про него так же могут сказать, что он в прострации.

Симптоматика прострации сходна с утомляемостью, однако в отличие от утомляемости, которая накапливается в малой постепенности, прострация может обрушиться лавинообразно.

По одной, неофициальной версии, в прошлом веке на морском флоте произошла крупная авария, в результате которой было множество жертв. Капитану, который состоял в сожительстве с судовой буфетчицей, перед входом в порт она сообщила, что беременна от него и требует развода с женой, в противном случае обратится в партком. Неуместность ситуации привела капитана в состояние прострации, в результате чего он был не состоянии принимать адекватные решения. Произошла катастрофа со множеством жертв. Повторяем, версия неофициальная, но вполне житейская. Были случаи, когда жены огорошивали мужей-моряков разного рода подобными сообщениями.

Заключение и выводы

Среди прочих рекомендаций, даваемых ИМО для снижения влияния усталости, можно отметить:

1. Уходя в рейс, договориться с родными и близкими избегать сообщений негативного характера. Вести негативного характера будут способствовать накоплению утомления и могут способствовать впадению в состояние прострации. На советских судах существовало правило, что радиограммы негативного содержания вручали только с разрешения капитана, а вот телефонные разговоры в эту категорию не попадали. Сегодня благодаря Интернету доступ к связи не контролируется судовой администрацией, и при этом может проявиться изнаночная сторона доступности связи.

2. Вырабатывать способность контролировать и переключать мышление.

3. Приобрести способность к полновластному присутствию – рандори. Рандори – термин японского боевого искусства айкидо, который представляет собой совокупность одновременного применения «нужной техники, в нужном месте, в нужный момент времени и с нужной силой». По сути, это Правило 8 МППСС-72: действия должны быть уверенными, своевременными, соответствовать хорошей морской практике.

4. Держать под контролем время просмотра видеофильмов и их качество. Стремиться смотреть передачи позитивного характера. Ряд экспертов называют этот недуг «электронной бессонницей» и советуют выключать телефоны, ноутбуки, телевизоры и прочую технику, которая мешает нормально спать.

5. Иметь на судне места психологической разгрузки (видеоряд с природой, звуки птиц).

6. Бывать на открытой палубе.

На рисунке приведены, незатейливые, но значимые по сути, пиктограммы по борьбе с усталостью одной из судоходных компаний, которые можно рекомендовать в качестве отправной точки на пути к психической защите организма от негативных последствий влияния среды замкнутого пространства.

Сегодня в Интернете размещено множество рекомендаций относительно борьбы с утомляемостью, к которым нужно относиться критически. Как и многие другие жизненно важные проблемы, это тема стала предметом спекуляций. Среди этого множества можно рекомендовать книги Виктора Франкла («Логотерапия и экзистенциальный анализ» и др.) и Бруно Беттельгейма («Просвещенное сердце»), Максуэлла Мольца («Психокибернетика»), которые заслуживают самого пристального внимания и необходимы для становления личности в столь непростое время, когда человек с его проблемами помещен на задний план. На первом плане – прибыль, которой нет никакого дела до человека. Быть собой – значит состояться как Личность, а это требует кропотливой и целенаправленной работы над собой.

Моряк не просто профессия – это состояние души. Души, которую формирует сам моряк под влиянием суровой действительности. И среди этого противостояния утомление играет важную роль. С утомлением нужно не бороться, а искоренять его.

Морской флот №3 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон

01.10.2021

Безопасность мореплавания

10.09.2021

Безопасность мореплавания

31.08.2021

Безопасность мореплавания

25.08.2021

Безопасность мореплавания