Публичный представитель государства на судне - Морские вести России

Публичный представитель государства на судне

28.04.2025

Безопасность мореплавания

Публичный представитель государства на судне

Фото: пресс-служба Росморречфлота

В условиях антироссийской политики Запада, глобальных политических и климатических изменений, в т.ч. в Арктическом регионе, при ежегодном увеличении грузопотока по Севморпути очевидна необходимость государственного контроля за процессами, происходящими на море.

Анна Горнова, Юрий Тарасов, эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов

Публичным представителем государства на борту иностранного судна, по закону имеющим функцию госконтроля (безопасность, экология), является морской лоцман, который в ее исполнении должен быть независим от судовладельца.

После развала СССР в 1990-е – начале 2000-х на смену государственным лоцманам пришли негосударственные лоцманские организации, учрежденные самими лоцманами, Self Employеd Pilot, которые начали работать на некоммерческих принципах. Частных лоцманских компаний тогда еще не было.

Но с 2005 года в наиболее прибыльных морских портах вместо некоммерческих организаций начали появляться частные лоцманские компании, работавшие на коммерческих принципах, которые довольно быстро вытеснили из выгодного сектора лоцманских услуг госорганизации. Напомним, что суммарная величина лоцманского сбора в стране составляет порядка 4 млрд рублей. При этом в отрасли есть как прибыльные по лоцманскому сбору порты, так и малодеятельные, а потому убыточные, и все они находятся на Севере, несколько на Дальнем Востоке.

В таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Греция, Португалия, Китай, Бразилия, и многих других лоцманские службы только государственные. В ряде стран есть негосударственные, но при этом некоммерческие, и везде лоцманский сбор расходуется исключительно на покрытие затрат по обеспечению лоцманской проводки судов. Нигде в мире нет частных лоцманских служб, учрежденных с целью извлечения прибыли.

В России сейчас лоцманы разбросаны по разным организациям, частные работают исключительно в прибыльных портах. Частных лоцманских компаний в стране порядка двух десятков, но получают они около половины валового лоцманского сбора страны. При этом большую часть лоцманских проводок (порядка 70%), вынужденно дотируя их уже долгие годы, осуществляет ФГУП «Росморпорт».

Но 2000-е уже давно остались позади, всюду наступил государственный порядок и весьма разумно было бы все же вернуть лоцманскую функцию по безопасности мореплавания из коммерческой сферы, цель которой извлечение прибыли, в сферу целевой некоммерческой деятельности. Так, чтобы валовый лоцманский сбор шел исключительно на цели лоцманской проводки судов, на развитие лоцманских служб, в том числе их содержание в малодеятельных портах, где лоцманская служба убыточна, но без нее не обойтись, хотя в целом по стране вся лоцманская деятельность рентабельна.

Вместо того чтобы дотировать расходы по лоцманской проводке в малодеятельных портах из госбюджета за счет граждан-налогоплательщиков, как это сейчас происходит, не логичнее ли передать всю эту деятельность под контроль государства и в руки самих лоцманов в виде автономной некоммерческой организации, как это себя уже показало. И с точки зрения безопасности, и с точки зрения экономики это гораздо разумнее. Россия как одна из морских стран получит единую лоцманскую службу, т.е. самодостаточную организацию с прозрачным расчетом и администрированием лоцманского сбора.

Например, на 67 морских портов приходится около 900 лоцманов плюс Севморпуть. Объединить всех лоцманов в единую лоцманскую службу, хозяйственная деятельность которой будет под контролем государства и в руках самих же лоцманов, может госорганизация либо несколько организаций: госкорпорация, ПАО, учредив организацию в форме АНО. Такая лоцманская служба сможет вести разработку прогрессивных технологий, содержать и строить специализированный флот, в т.ч. ледового арктического класса, иметь на балансе современный национальный учебный центр подготовки и повышения квалификации лоцманов, открытого моря и ледовых лоцманов, которые становятся все более востребованы на Севморпути.

Развитие материально-технической базы лоцманской службы с направлением всего лоцманского сбора на цели лоцманского обеспечения в стране выглядит более чем логично. Также это логично и с точки зрения безопасности, т.к. лоцман в первую очередь всегда служит интересам государства. Причем же здесь извлечение прибыли частными лицами?

Необходимо рассматривать статус лоцманской службы исключительно как исполнение государственной функции. По сравнению с тем, что сейчас, такая модель проста, экономически прозрачна и эффективна. И что самое главное – ослабленное и раздробленное в 2000-х лоцманское звено она вновь наделяет силой и направляет его на службу интересам национальной безопасности.

Иными словами, целое звено оформляется и работает в интересах государства в море. Лоцманская служба России – это звучит гордо! Учитывая настоящее и будущее время дроновых и гибридных угроз, такое преобразование представляется давно назревшим и весьма актуальным, своевременно и прямо направленным на усиление позиций страны на море.

Морские вести России №18 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

28.04.2025

Безопасность мореплавания

23.01.2025

Безопасность мореплавания

16.01.2025

Безопасность мореплавания

26.12.2024

Безопасность мореплавания