Спасательный жилет для тяжелых инвалидов - Морские вести России

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

07.11.2019

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным уровнем нарушения здоровья, при этом у экипажей судов возникают закономерные опасения: а как будут развиваться события в случае чрезвычайного происшествия? насколько имеющиеся на судне спасательные средства соответствуют задачам спасения таких пассажиров?

Альфир Ахметшин, организатор и руководитель спортивных сплавов инвалидов по рекам Южного, Среднего и Приполярного Урала, Алтая, Карелии, Западных Саян, Прибайкалья

Как известно, базовым спасательным средством при чрезвычайных происшествиях на воде, особенно на малых судах, является спасательный жилет (далее СЖ). Тема СЖ для инвалидов актуальна и является в нашей стране слабоизученной. Между тем специальные СЖ для инвалидов за рубежом выпускаются серийно, причем довольно давно. Заметим, что в специальных жилетах нуждается около 2-3% инвалидов, в пересчете на общее количество инвалидов в России это приблизительно 200-300 тыс. человек.

Необходимость разработки специальных спасательных средств для инвалидов обусловлена тем, что средства, предназначенные для спасения обычных людей, не решают задачу спасения некоторых категорий инвалидов либо создают для них существенные проблемы, которые данные пользователи не могут решить самостоятельно.

Например, СЖ, имеющий вид нагрудника с воротником, через некоторое время нахождения пользователя в воде с неспокойной поверхностью сползает на лицо, что для тяжелого инвалида, который не может самостоятельно поправить жилет на своем теле, становится серьезной и даже критической проблемой. В жилетах, имеющих паховые ремни, инвалиды через некоторое время начинают испытывать выраженный дискомфорт, однако поправить жилет на теле они сами не могут.

О термине «инвалид». В данном случае под инвалидом понимается лицо со значительным снижением уровня жизненных возможностей, «беспомощный» или «бессильный» человек (то есть тяжелый инвалид). Термин «тяжелый инвалид» означает наличие комплекса нарушений, которые делают для него невозможной реализацию функций плавания и самоспасения в водной среде.

Комбинация анатомических и неврологических нарушений у тяжелых инвалидов в приложении к СЖ приводит к специфическому эффекту, который можно обозначить как «боковой крен», который обусловлен значительной асимметрией центра тяжести тела относительно центра плавучести в сагиттальной (правая – левая сторона) проекции. Внешне боковой крен проявляется в том, что человек в обычном СЖ лежит в воде не на спине, а на боку (фото 1).

Фото 1.

Кроме того, кренящий момент создает рука, поднятая вверх и отведенная в сторону. Подобная ситуация возникает в определенный момент гребка в положении лежа на спине. Если тяжелый инвалид, который в обычном жилете лежит в воде на боку, начинает совершать хаотичные некоординированные движения, кренящий момент, связанный с заболеванием, совмещается с кренящим моментом, связанным с положением рук. При этом возникает риск переворота инвалида на живот или на бок с погружением лица в воду. Поэтому в конструкцию жилета, предназначенного для инвалидов, необходимо вводить компенсаторы бокового крена.

В качестве СЖ для тяжелых инвалидов за рубежом позиционируются жилеты типа Life Jacket-Adapted (фото 2) и жилеты типа Life Jacket-Therapeutic в различных модификациях. Жилеты типа Life Jacket-Adapted предполагают вертикальное положение тела в воде и нагрузку на паховую область и поэтому, естественно, не получили широкого распространения среди взрослых инвалидов-мужчин. Кроме того, данные жилеты не рассчитаны на инвалидов, не способных удерживать голову в вертикальном положении.

Фото 2.

В Российской Федерации разработан спасательный жилет для тяжелых инвалидов, который по функциональным свойствам (как спасательное средство) превосходит зарубежные аналоги (фото 3).

Фото 3.

Описание жилета

Общий объем емкостей плавучести СЖ для взрослого человека обычной конституции ростом 160-180 см и весом 70-80 кг составляет 28,5 л. Это соответствует евростандарту EN399 – жилет спасательный с плавучестью не менее 28,3 кг (275 Н) и неограниченным районом эксплуатации в экстремальных условиях.

СЖ выполнен из прочных синтетических материалов яркого цвета, имеет пеналы, в которые вставляются емкости из пенополиэтилена или воздушные емкости.

СЖ обладает повышенной надежностью, т.к. сочетает воздушные емкости и емкости из пенополиэтилена. Жилет также содержит емкости – компенсаторы бокового крена туловища и компенсаторы бокового крена головы.

Спинная часть жилета содержит буксировочную петлю на подголовнике и две транспортировочные петли на поясничной части. Грудная часть жилета содержит грузовую (подъемную) петлю.

Ремни жилета регулируются по длине, что позволяет «подгонять» жилет под пользователя.

Жилет морской версии имеет сигнальный свисток, поисковый огонь, устройство для автоматического надувания воздушной емкости, брызгозащитную накидку, а также светоотражающие ленты.

Система ремней в жилете устроена по принципу альпинистской обвязки, что позволяет поднимать и опускать инвалида в воду с высоты 4,5 м с помощью подъемных механизмов типа таль (лебедка) или поднимать инвалида вверх и транспортировать с помощью вертолета. Кроме того, структура альпинистской обвязки позволяет совершать прыжок в воду с высоты 4,5 м без травмы паховой области, смещения жилета на лицо и разрушения жилета. Форма и расположение емкостей жилета допускают прыжок в воду с высоты 4,5 м без разрушения соответствующих тканей и швов.

Инвалида в данном жилете можно переносить по борту судна или по берегу, так как имеются дополнительные буксировочные ремни, которые позволяют использовать жилет в качестве носилок.

Форма и объем надувной емкости обеспечивают ускоренный переворот с живота на спину (3-4 с), что имеет большое значение для инвалидов, у которых отсутствует рефлекс задержки дыхания под водой.

Жилет допускает возможность регулирования угла наклона тела в воде за счет изменения количества пластин пенополиэтилена в спинке жилета. Если тело человека имеет высокую плавучесть, все пластины из спинки вынимаются. Если тело человека имеет отрицательную плавучесть, количество пластин должно быть максимальным.

В процессе разработки СЖ прошел несколько циклов испытаний, в которых приняли участие инвалиды с различными заболеваниями, включая инвалидов с ДЦП, инвалидов с болезнью Бехтерева, инвалидов с высокой ампутацией двух нижних конечностей, инвалидов с сочетанными нарушениями органов зрения и слуха (слепоглухих), инвалидов с синдромом Дауна и т.д.

Базовый цикл испытаний включал в себя занятия в бассейне и аквапарке, в том числе в волновом бассейне с высотой волн до 0,7 м. Отдельный цикл испытаний включал в себя прыжок с вышки высотой 5 м в бассейне «Нефтяник» г. Уфы. Отдельный цикл испытаний включал в себя спуск «пострадавшего» с борта судна высотой 4,5 м (учебно-тренировочная база «Водник» Уфимского филиала Волжского государственного университета водного транспорта) – данные испытания проводились совместно со специалистами спасательного отряда Аварийно-спасательной службы Республики Башкортостан. Отдельный цикл испытаний был проведен на разрывной машине на базе кафедры сопромата Уфимского государственного авиационного университета. Натурные испытания проводились в том числе на речном сливе со скоростью течения до 4 м/с и сложной структурой поверхности потока.

В процессе испытаний жилет показал высокую надежность как спасательное средство. СЖ для тяжелых инвалидов изготавливаются и комплектуются в зависимости от модели – как правило, на заказ.

Морские вести России №13 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания

19.07.2023

Безопасность мореплавания

28.06.2023

Безопасность мореплавания